Между Азербайджаном и Россией разгорается скандал, связанный с делом Орхана Зейналова и сопутствующими ему событиями. Азербайджанские власти, комментируя задержание соотечественника, обвинили российскую сторону в «неадекватности» и несоблюдении презумпции невиновности. Местные правозащитники направили жалобу в Комитет ООН против пыток (заявив, что Зейналова, подозреваемого в убийстве москвича Егора Щербакова, заставили дать признательные показания). Но дальше всех пошли местные радикалы. Они обвинили Россию в проведении «антиазербайджанской кампании» и пригрозили «адекватными мерами» в отношении проживающих в республике русских.
Для Азербайджана события, сопутствовавшие резонансному делу об убийстве, сами по себе послужили достаточно серьезным раздражителем. Это и выступления против мигрантов в Бирюлеве, и последовавшие затем облавы на приезжих (в том числе кавказцев), и закрытие овощебазы «Покровская», которой пользовалось большое количество азербайджанских предпринимателей, и призывы к введению визового режима со странами Закавказья.
Как заявил один из торговцев агентству АПА, после закрытия базы более 300 его соотечественников потеряли доступ к своим товарам. «На базе остались наши вещи. Овощи и фрукты — быстро портящийся товар. У меня самого товара на базе на 500 тысяч долларов США, который не позволяют оттуда вывезти, — жаловался он. — Никого из руководства рынка найти не можем...»
Московские власти, по данным РИА Новости, обещали, что арендаторам предоставят достаточно времени для вывоза товара. Как писала «Комсомольская правда», на то, чтобы «забрать вещички», торговцам дали два дня. К базе выстроилась очередь из фур, при этом торговцы, спешившие забрать свои овощи, жаловались, что с них теперь требуют множество документов. «Когда арендовали точку, у меня документов толком и не спрашивали, — сетовал предприниматель по имени Вагиф. — А теперь им подавай сертификаты на товар, да откуда привез, и еще кучу всего».
«Тысячи азербайджанцев в Москве сегодня страдают», — заявлял, комментируя ситуацию, представитель МВД Азербайджана Эльдар Самедов. «Для поимки одного подозреваемого в убийстве в Москве задерживаются в большом количестве мигранты, не имеющие к этому отношения, искусственно раздувается создавшаяся ситуация, что служит... усилению дискриминации, ксенофобии и расизма и открывает дорогу для новых правонарушений», — возмущался сотрудник администрации президента республики Али Гасанов.
В офисе Всероссийского азербайджанского конгресса, как сообщалось, был создан оперативный штаб для оказания юридической помощи соотечественникам «в возможных проблемных ситуациях». Кроме того, в Россию из Азербайджана направили рабочую группу Госкомитета по работе с диаспорой — для «усиления работы по юридическому просвещению среди азербайджанцев».
Обстоятельства, при которых Зейналов был задержан, только подлили масла в огонь. В Баку не скрывали негодования, комментируя кадры с избиением лежащего на земле, уже закованного в наручники человека. «Фактически перед нами было разыграно криминальное шоу. Российские телеканалы наплевали на все мыслимые нормы и правила журналистики, — с возмущением пишут местные СМИ. — Весь мир наблюдал на экранах, несколько дюжих омоновцев ожесточенно пинают самого обычного, неприметного человечка... после чего его сажают в вертолет и привозят на прием к самому министру, который аплодирует обезвредившим преступника "героям"…»
Происходящее напомнило о деле армянина Грачьи Арутюняна, арестованного за ДТП с большим количеством жертв. Если поначалу эту историю в Ереване комментировали достаточно сдержанно, то обращение с Арутюняном в московском суде (его привезли туда в женском халате, соответствующие кадры были показаны по российскому ТВ) его земляки восприняли как оскорбление. У посольства РФ в Армении прошли акции протеста.
Азербайджан позиционирует себя как сильное, способное отстоять права своих граждан государство. «Мы защищаем свои национальные интересы, защищаем надлежащим образом, — заявлял президент Ильхам Алиев в преддверии недавних выборов. — Если раньше кто-то считал, что на Азербайджан можно оказывать давление, влиять в решении каких-либо вопросов, то сейчас, считаю, большинство стран, зарубежных, международных структур осознает, что разговаривать с нами языком диктата невозможно, будет адекватная реакция». Не вступиться за побитого соотечественника — пусть даже и обвиняемого в убийстве — в Баку не могли.
16 октября Азербайджан направил России ноту в связи с делом Зейналова. В ней содержалось требование обеспечить встречу задержанного с консульскими работниками. Посол республики в Москве Полад Бюльбюль-оглы отметил, что к его соотечественнику должны также пустить адвокатов и — при необходимости — переводчика. Он добавил также, что при задержании Зейналова были «нарушены все законы судебно-процессуального кодекса», а реакцию на это дело в России охарактеризовал как «истерию».
С заявлением по этому поводу выступил и официальный представитель азербайджанского МИДа Эльман Абдуллаев. Осудив грубое обращение с задержанным соотечественником и то, что его называли преступником до суда, чиновник заявил, что в отношении Зейналова нарушен принцип презумпции невиновности.
Критику поддержала и омбудсмен Азербайджана Эльмира Сулейманова. «Орхан Зейналов был подвергнут необязательному применению силы против него со стороны отряда специального назначения, грубому и унижающему обращению, а также получил различные телесные повреждения», — констатировала она. Омбудсмен отметила, что признание задержанным своей вины «под физическим и психологическим давлением» вызывает сомнения (после задержания, напомним, азербайджанец признался в убийстве, однако позднее отказался от признательных показаний). В заключение она призвала российского коллегу Владимира Лукина позаботиться об обеспечении прав Зейналова «и других азербайджанских мигрантов».
В пятницу, 18 октября, у посольства РФ в Баку прошла акция протеста. Ее участники осудили «негуманное обращение» с Зейналовым в России. Один из них метнул ботинок на территорию посольства, после чего был задержан полицией.
Посол РФ Владимир Дорохин объяснил действия российских правоохранителей по отношению к Зейналову тем, что «речь шла о задержании человека, подозреваемого в особо тяжком преступлении». Он также заявил, что «специально организованной антиазербайджанской кампании» в России не ведется.
Местный комитет против пыток, со своей стороны, решил жаловаться в международные инстанции. «Мы полагаем, что Орхан Зейналов дал признательные показания принудительно, подвергнувшись пыткам и бесчеловечному обращению, и взял на себя не совершенное им преступление, — заявил глава комитета Эльчин Бехбудов. — Считаем, что этот случай противоречит международным правовым нормам». Жалобы были направлены в представительство ООН и бакинский офис Совета Европы, а также в комитеты ООН и ОБСЕ против пыток.
Затем зазвучали и угрозы. 17 октября с заявлением по поводу дела Зейналова выступила радикальная «Организация освобождения Карабаха». Она обвинила Россию в проведении «антиазербайджанской кампании» и потребовала, чтобы российское правительство эту кампанию немедленно прекратило. В противном случае радикалы пригрозили принять «адекватные меры» в отношении проживающих в республике русских.
В обращении отмечалось, что в настоящее время на русских в Азербайджане (их число авторы сообщения оценили в 100 тысяч человек) «не оказывается никакого давления». Вслед за этим, однако, ООК посоветовала не испытывать терпение азербайджанского народа.
Заявление, напоминающее ультиматум, как сообщает Haqqin.az, было передано посольству РФ. Претензиями по поводу «антиазербайджанской кампании» его авторы не ограничились. Они потребовали, чтобы российская сторона «компенсировала ущерб, нанесенный азербайджанцам в результате беспорядков» (вероятно, имелись в виду беспорядки в Бирюлеве), а также призвали наказать сотрудников правоохранительных органов, «применивших насилие в отношении Орхана Зейналова». В заключение радикалы заявили, что МВД России относится к Зейналову «предвзято» и что его следует экстрадировать на родину и судить там.
«Организация за освобождение Карабаха», выступившая с угрозами, была создана в начале 2000-х годов. В нее вошли ветераны карабахской войны, беженцы, вынужденные покинуть свои дома в результате карабахского конфликта, а также, как сообщалось, «представители интеллигенции и молодое поколение граждан».
Представители организации неоднократно проводили акции протеста против приезда армян в Азербайджан. В прошлом году они, в, частности, требовали отменить концерт Филиппа Киркорова в Баку, ссылаясь на наличие у артиста армянских корней. Ранее, в 2011 году, активисты ООК забросали камнями армянских спортсменов, прибывших на чемпионат по боксу.
Лидер ООК Акиф Наги неоднократно призывал возобновить войну за Нагорный Карабах, контроля над которым Азербайджан лишился в начале 1990-х. Он одобрил освобождение своего соотечественника Рамиля Сафарова, «прославившегося» после убийства спящего армянского военнослужащего, а также выступил против канонизации Иоанна Павла Второго — поскольку тот ранее поддерживал армян.
После того как ООК, до сих пор специализировавшаяся на выпадах против армян, выступила с угрозами в адрес русских, некоторые азербайджанские СМИ поспешили успокоить общественность. Мол, призывы радикалов — это «глупости» и русским ничего не угрожает. «В Азербайджане давление на русских (к сожалению) оказывалось лишь в начале 90-х годов... С тех пор подобного рода инцидентов не было и быть не может», — уверяет 1news.az. «Российской стороне не следует всерьез воспринимать бред авторов этой бумажки, — вторит Vesti.az. — Никто в Азербайджане не допустит этой провокации».
Между тем, по данным Haqqin.az, ООК «близка к проправительственным кругам». С этой точки зрения ее заявления могут быть и чем-то большим, нежели просто попытками устрашения со стороны группы радикалов. Руководству Азербайджана, вступившемуся за соотечественников в России, в общем-то, нет необходимости опускаться до угроз в адрес русских. Местные ура-патриоты с этой задачей уже справились.