В последние годы все больше внимания со стороны иностранцев привлекают китайские университеты, где за сравнительно небольшие деньги можно получить неплохое образование. Росту их популярности способствует государственная программа по развитию системы вузов. Между тем польза от этой программы для самих китайцев неочевидна — несмотря на то, что Китай занимает первое место в мире по числу студентов.
О том, что китайские вузы становятся все более популярны среди абитуриентов из-за рубежа, мировые СМИ пишут уже не первый год. Конечно, масштабы притока в страну иностранных студентов не такие впечатляющие, как, например, в США. Например, если в 2012 году в американских вузах, по данным Института международного образования, обучались 764,5 тысячи иностранцев, то в китайских, согласно сведениям министерства образования страны, — лишь 328,3 тысячи. Но и эти цифры для Китая весьма существенны: по данным министерства, в 2001 году число иностранцев, обучавшихся в китайских вузах, составляло всего 60 тысяч человек.
По состоянию на 2011 год, больше всего студентов приехало из Южной Кореи — на них пришлось 21,5 процента всех иностранных учащихся. Следом шли США (8 процентов), Япония (6,2 процента) и Россия (4,6 процента). Причин, по которым китайские вузы вызывают интерес за рубежом, как считают эксперты, может быть несколько. Во-первых, это сравнительно невысокие расценки. Так, в считающемся самым престижным Пекинском университете год обучения в бакалавриате обойдется иностранцам в 26-30 тысяч юаней (4,3-4,9 тысячи долларов), а в магистратуре — 29-33 тысячи юаней (4,8-5,4 тысячи долларов). Даже если приплюсовать к ним расходы на переезд, а также на проживание и питание (в год это составит еще около 50 тысяч юаней, или 8,2 тысячи долларов), то получившаяся сумма все равно не идет ни в какое сравнение с ценами на образование в американских вузах. Экономия становится еще более очевидной, если учесть, что в престижном международном рейтинге Times Higher Education Пекинский университет занял в 2013 году 45-ю строчку.
Еще одной причиной отправиться на учебу именно в Китай считается усиление его влияния на мировой арене — как в политическом, так и в экономическом плане. Если речь идет о южнокорейских студентах, то решение за них часто принимают родители, полагающие, что наличие китайского диплома и знание китайского языка существенно увеличат шансы их детей на последующее трудоустройство. Что же до студентов с Запада, то, по их собственными словам, порой они решаются на переезд в восточную страну не только из-за привлекательных экономических перспектив, но и ради совершенного нового жизненного опыта.
Обычно стоимость обучения в китайских вузах для иностранцев устанавливается на более высоком уровне, чем для местных жителей. Так, год учебы в бакалавриате Пекинского университета китайцу обойдется в 5-5,3 тысячи юаней (820-870 долларов), в то время как от иностранца за этот же курс потребуют 26-30 тысяч юаней (4,3-4,9 тысячи долларов) в год. Аналогичная ситуация сложилась в Фуданьском университете (226-250 место в рейтинге Times Higher Education от 2013 года). В то время как с китайцев за год обучения в бакалавриате возьмут от 5 до 43 тысяч юаней (820 долларов — 7 тысяч долларов), иностранцам придется заплатить 23-42 тысячи юаней (3,8-7 тысяч долларов) за курсы на китайском и 75 тысяч юаней (12,3 тысячи долларов) за курсы на английском.
Сами китайцы не только не препятствуют притоку иностранных студентов, но, напротив, стараются всячески его расширить. В частности, в 2012 году министерство образования выделило стипендии для 28,7 тысячи учащихся из-за рубежа, а к 2015 году планирует увеличить число стипендий до 50 тысяч. В партнерстве с западными коллегами Пекин способствует созданию совместных образовательных учреждений. Как пишет (.pdf) в своей работе профессор Университета Монаша в Мельбурне Эндрис Онсман (Andrys Onsman), в 2013 году в Китае действовали уже два таких вуза и планировалось открытие третьего. Подобные партнерства, утверждает он, уже доказали свою жизнеспособность, причем их популярность среди прочего связана с тем, что по окончании курса выпускники получают дипломы, полностью аналогичные западным. Помимо этого все больше китайских вузов вводят преподавание на английском — подобные курсы предлагают уже 34 университета. В целом же, делятся планами чиновники, к 2020 году они собираются превратить Китай в крупнейший образовательный центр в Азии, увеличив число иностранных студентов до 500 тысяч.
Что касается общего количества студентов, то по этому показателю Китай уже несколько лет занимает первое место в мире. Например, по данным ЮНЕСКО, в 2011 году высшее образование в стране одновременно получали 31,3 миллиона студентов. Второе место в рейтинге занимали США, где число учащихся составило 21 миллион человек. Правда, по удельному количеству студентов Америка пока опережает Китай: в то время как в США в 2011 году на 100 тысяч жителей приходилось 674 студента, в Поднебесной их было лишь 233. Тем не менее даже такой показатель для Китая называют большим успехом: по данным китайского статистического бюро, в 1978 году, когда вузы, закрытые во время Культурной революции, возобновили работу, в них обучались всего 860 тысяч человек.
Значительный рост наблюдался и позже, когда в 1999 году в Пекине приняли программу по активному инвестированию в высшее образование. И если в 2003 году из китайских университетов и институтов были выпущены 2,12 миллиона человек, то уже в 2013 году, как пишет журнал Time, число выпускников должно составить 6,99 миллиона, что является абсолютным рекордом. Что касается самих вузов, то с 1978 года их число выросло с 598 до более чем двух тысяч.
Бурное развитие высшего образования в Китае, начавшееся при Дэн Сяопине, должно было возместить ущерб, нанесенный университетам Культурной революцией. По мнению ряда специалистов, стремление властей восстановить и расширить систему вузов оказалось необычайно сильным именно из-за того, что в течение многих сотен лет образование оставалось одним из столпов китайской культуры, выполняя роль социального лифта. Вплоть до начала ХХ века, сдав экзамены на знание конфуцианских трудов и доказав свое умение ориентироваться в общеполитических вопросах, любой подданный империи, даже из самой бедной семьи, получал возможность поступить на государственную службу. Учитывая, что пост чиновника был пределом мечтаний для очень многих китайцев, претенденты на эту должность с самого детства все свое время посвящали обучению.
Эта психология отчасти сохранилась и до наших дней. Только если раньше успешное преодоление испытаний означало поступление на государственную службу, то теперь на кону стоит зачисление в вуз, а значит, и перспективное трудоустройство. В какой институт или университет удастся поступить, зависит от того, насколько хорошо абитуриент сдал экзамен — своего рода аналог российского ЕГЭ. Чем больше у него баллов, тем выше шанс попасть в элитарные вузы страны.
Готовить детей к последующей учебе в Китае начинают еще с детского сада, которые зачастую представляют собой подобие интерната, откуда воспитанники возвращаются домой только на выходные. По мнению (.pdf) эксперта-китаиста из Даремского университета Дона Старра (Don Starr), подготовка эта заключается в том, что с самых малых лет детей учат предельной концентрации и умению усваивать большие объемы информации. Впоследствии эти навыки позволяют им успешно подготовиться к сдаче выпускного экзамена.
Несмотря на оптимистичные отчеты китайских властей о продолжающемся расширении системы высшего образования, многие эксперты, да и простые китайцы, отнюдь не считают ситуацию радужной. Как показали в своей работе (.pdf) исследователи Дун Хайин (Haiying Dong) из Университета штата Аризона и Вань Сюэхун из Сычуаньского университета (Xuehong Wan), за цифрами, свидетельствующими о взрывном развитии образовательной отрасли, скрываются серьезные недоработки. Первопричиной этих перекосов, утверждают авторы статьи, стала попытка государства сэкономить на финансировании вузов. С этой целью в 1989 году в ряде учреждений, которые до той поры предоставляли бесплатное образование, стали вводить плату за обучение. В 1997 году эта практика была распространена на все государственные вузы страны.
Помимо государственных вузов, в Китае существуют и частные институты. По данным Центра изучения международного образования при Бостонском колледже, в 1997 году в стране насчитывалось около 20 частных учебных заведений. К 2010 году их количество выросло до 630-ти. В отличие от западной модели, в рамках которой частные вузы считаются более престижными, чем государственные, в Китае все ровно наоборот. Хотя подобные учреждения как правило устанавливают более высокие тарифы, в основном они рассчитаны на тех абитуриентов, которые не смогли набрать достаточно баллов для поступления в государственные вузы.
Хотя государственные ассигнования на институты и университеты со временем росли, их доля в общем финансировании учреждений постепенно снижалась. Вместе с тем финансовая нагрузка на учащихся, напротив, продолжала расти, так что в какой-то момент, несмотря на сравнительно невысокие расценки, высшее образование стало не по карману значительной части населения, которое по-прежнему остается малообеспеченным. В результате если в 1980-х годах доля выходцев из сельской местности среди студентов составляла около 30 процентов, то к 2004 году она сократилась до 19,2 процента, притом что на тот момент за пределами городов проживало почти 60 процентов всего населения Китая.
Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на декларируемую политику всеобщего равенства, на деле абитуриенты из сельских семей сталкиваются с завышенными требованиями. По данным The New York Times, престижные китайские университеты обычно отдают предпочтение подросткам из состоятельных городских семей, требуя от детей малоимущих родителей более высоких баллов. Между тем нехватка школьных учителей в отдаленных регионах существенно снижает шансы местных жителей получить даже средний результат. Все это приводит к тому, что сельские дети попадают в институты низших эшелонов, чьи расценки даже выше, чем в элитарных заведениях. Такая парадоксальная ситуация складывается из-за того, что при распределении государственных ассигнований предпочтение отдается наиболее преуспевающим вузам, которые в связи с этим могут позволить себе устанавливать более низкие тарифы за обучение.
Тем временем в последние годы наметилась еще одна негативная тенденция. По сути, речь идет о переизбытке на трудовом рынке Китая специалистов с высшим образованием: взявшись развивать систему вузов, власти страны перестарались и создали слишком много образовательных учреждений. В условиях замедления темпов роста экономики (в 2012 году рост китайского ВВП составил 7,8 процента против 14,2 процента в 2007-м) это привело к тому, что в 2013 году без работы остаются около 65 процентов выпускников бакалавриата и 74 процента — магистерских отделений, пишет Time. Потратив на обучение большие, по местным меркам, средства, новоиспеченные бакалавры и магистры вынуждены браться за любую, сколь угодно грязную работу, дохода от которой едва хватает на оплату жилплощади в городе.
Скорее всего, в ближайшее время китайские вузы будут приносить реальную пользу только избранным — богатым иностранцам, а также детям и без того преуспевающих китайцев с широкими связями. Что же до простых граждан, то для них поступление в вуз остается в большей степени лотереей: чаще спросом со стороны работодателей пользуются вовсе не дипломированные специалисты, которых готовят в университетах, а самые простые технари, без чьих рук остановятся многие предприятия.