Месть ГМО

Киборги и кальмары-убийцы. Вышла XCOM: Enemy Within

Скриншот XCOM: Enemy Within
Скриншот XCOM: Enemy Within

Обласканная критиками XCOM: Enemy Unknown вышла почти год назад. За прошедший период игра, которая является вольным переложением первой UFO, особо не разрослась: в нее добавили пару крохотных, на одну-две миссии, дополнений, но этим дело и ограничилось. Потом разработчики из Firaxis начали туманно намекать на нечто большое и новое. Мнения разошлись: кто-то считал, что речь идет о полноценном сиквеле, другие же справедливо указывали, что, если учесть репутацию студии, крупное дополнение меньше чем через год после релиза игры более вероятно. И оказались правы.

XCOM: Enemy Unknown — это знакомая история об инопланетном нашествии, которое разворачивается в условные наши дни или чуть позже на планете Земля. Конгресс стран во главе с безликим человеком выбирает главу тайной службы XCOM и поручает ему вести борьбу с внеземными захватчиками. Сопротивление ведется на двух уровнях — стратегическом (на нем мы строим базу, выбираем, кому и как оказывать помощь во время рейдов инопланетян, осваиваем технологии захватчиков и занимаемся краткосрочным и долгосрочным планированием) и тактическом (то есть непосредственно на поле боя).

По традиции Firaxis с релизом Enemy Within общая канва не изменилась. Разработчики просто добавили туда параллельную сюжетную ветку и драматически изменили геймплей и на тактическом, и на стратегическом уровне. Для этого они ввели в игру две новых переменных. И первой из них стал MELD.

Киборги и генная инженерия

MELD — это, как выясняется почти сразу, некая субстанция, которая состоит из нанороботов, способных изменять геном. Это открытие оказывает решающее влияние на технологии людей: благодаря ему они осваивают производство гигантских человекоподобных роботов и совершают революцию в мире генных технологий. На уровне стратегии это означает, что на базе открываются два новых вида исследований/производства: генетическая лаборатория и инженерное подразделение, которое занимается созданием киборгов. Как и в обычной жизни, исследователи слегка конкурируют: ученые утверждают, что важнее генной инженерии на свете ничего нет, инженеры указывают, что ресурсы разумнее потратить на создание и апгрейд армии роботов.

Количество MELD’а, как водится, ограничено, и на все сразу (во всяком случае на начальном этапе) его не хватит. Поэтому перед игроком часто встает вопрос: что важнее — солдат, который умеет регенерировать, имеет меньше шансов умереть при критическом ранении и, скажем, мимикрирует под окружающую среду, или улучшение киберкостюма, которое позволит не только выжигать все живое напалмом огнеметом, но и добавит туда гранатомет?

На тактическую часть игры новое вещество тоже повлияло ощутимо. MELD завезен инопланетянами, и потому им тоже доступна технология производства киборгов. Усиленные киберкостюмом сектоиды появляются в игре довольно быстро и на первых этапах представляют собой серьезных противников. К тому же их часто сопровождают обычные сектоиды, которые оказывают вражеским киборгам телепатическую поддержку. При этом механизированные инопланетяне получают несколько единиц дополнительной защиты, и ее тоже нужно пробить.

MELD влияет и на темп боя. Добывать его можно единственно возможным способом — во время сражений. То есть либо на месте крушения/посадки летающей тарелки, либо во время похищения людей. Засада заключается в том, что у каждой канистры с веществом есть встроенный режим самоуничтожения, который активируется через несколько ходов. Поэтому осторожное изучение карты тут не окупается: на начальном этапе следует действовать более агрессивно, чтобы не лишиться ценного ресурса. MELD в конечном итоге оказывается более ценной вещью, чем многие солдаты XCOM: на первых этапах развития найти новых рекрутов намного проще, чем расстаться с редким, ценным и очень важным для развития материалом.

Загадочные конкуренты

Вторым важным нововведением стал тот самый внутренний враг, на которого намекает название дополнения. У XCOM появилась конкурирующая организация под названием EXALT. Цели ее туманны: что именно им надо, кроме как саботировать борьбу с инопланетянами и провоцировать панику, непонятно. Но EXALT прикладывает все усилия, чтобы из совета стран, поддерживающих XCOM, вышло как можно больше участников, а проект, соответственно, провалился.

Присутствие EXALT сказывается на геймплее на обоих уровнях — на тактическом и стратегическом. Например, уровень паники в стране можно снизить, отправив туда одного из ветеранов XCOM на задание под прикрытием, чтобы раскрыть и вывести на чистую воду ячейку конкурентов. Такие задания обычно завершаются миссиями, в которых нужно а) украсть/сохранить информацию, б) сохранить собственно оперативника. Кроме краткосрочного уменьшения паники у них есть и долгосрочный эффект: каждое задание на шаг приближает оперативников XCOM к знанию о том, где находится база оппонента.

Разведданные, однако, поступают в довольно обрывочном виде, поэтому на сбор информации приходится потратить немало времени. Тут — как и всегда в XCOM — существует вечный выбор из двух зол. Затягивать вычисление базы EXALT нельзя, так как паника нарастает. Но найти ее методом подбора тоже не получится, потому что страна, которую несправедливо обвинили в укрывательстве, обиженно выходит из проекта и прекращает финансирование.

Вымершие деревни и летучие кальмары

Кроме двух основных изменений в XCOM появилась куча менее очевидных, но важных нововведений. Например, достаточное количество новых карт: теперь летающие тарелки не падают, вопреки логике, только в отдельных пустынных районах «около границы Германии», но терпят крушение и над населенными пунктами (или, например, над процветающей фермой). Среди хорошо знакомых заданий Совета стран встречаются совершенно новые блистательные истории. Например, там есть миссия, в которой нужно выяснить, что случилось во внезапно вымершей рыболовецкой деревеньке на краю света. Она начинается почти как хоррор: в тишине под летящим снегом солдаты XCOM идут по набережной, и вокруг Ничего Не Происходит. Уже со второго хода темп миссии резко меняется, и к финалу она становится бегом наперегонки со временем.

Кроме киберсектоидов, появился еще один новый класс врагов — Охотник, летающий робот-невидимка, похожий на здоровенного неприятного кальмара. Особого дисбаланса он в игру не приносит, но добавляет новый фактор риска: кальмары ходят на охоту парами и любят атаковать раненых или тех, кто оказался в стороне от остальных солдат. Они парализуют жертву и заодно лишают части жизни. Поэтому в сражениях с их участием периодически возникает ситуация, когда не успеваешь порадоваться за вроде бы все преодолевшего бойца — а его уже элегантно приканчивает возникший из пустоты Охотник.

XCOM: Enemy Unknown была одной из самых сложных, интересных и запоминающихся игр 2012 года. Ее разработчикам удалось придумать стратегию двадцатилетней давности заново, но при этом сохранить в ней ощущение гонки со временем, в которой или мы, или они, и каждый шаг — последний. Enemy Within не меняет игру радикальным образом, но при этом удивительным образом оттачивает ее геймплей, делает его более увлекательным, более рискованным, более совершенным.

Более XCOM.

подписатьсяОбсудить
Бремя радужного человека
Почему американская помощь вредит заграничным геям
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Не отпускать и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезона
Северный олень
Сохранил ли новый Mitsubishi Pajero Sport свою суровость и страшно ли на нем заезжать в глушь
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон