Улетай, подешевело Россия дозрела до бюджетных авиаперевозок

Боинг 737 авикомпании Ryanair

Боинг 737 авикомпании Ryanair. Фото: Jens Schlueter / dapd /AP

Знаменитый ирландский лоукостер, авиакомпания Ryanair, получил от Росавиации разрешение выполнять рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Дублин начиная с марта 2014 года. Тем самым правительство продемонстрировало, что готово развивать отечественный рынок низкобюджетных перевозок, а в перспективе — пустить иностранцев и на внутренние рейсы. Для этого необходимо провести реформу правил эксплуатации воздушного пространства РФ, подготовка к которой уже началась. Тем временем запускать собственные лоукостеры готовятся и российские авиагиганты.

Под флагом святого Патрика

Компания Ryanair достигла феноменальных результатов в Европе в 2000-е годы, хотя ранее ее флот насчитывал всего несколько десятков самолетов. После отмены жесткого регулирования европейского рынка в 1992 году конкуренция между авиакомпаниями, равно как и спрос на дешевые перевозки в Европе, выросли, но ирландцы первыми извлекли выгоду из широкого распространения интернета. Наладив систему заказа билетов через Сеть, Ryanair уже к 2002 году продавала три четверти билетов на свои рейсы в обход посредников, и это позволило ей существенно снизить цены (особенно если оплачивать перелет заранее) и нарастить популярность.

Впоследствии Ryanair и ее экстравагантный гендиректор Майкл О'Лири прославились тем, что регулярно попадали в газеты под заголовками в духе «На чем бы еще сэкономить»? Авиакомпания то вводила плату за посещение туалетов на борту, то собирались отменить вторых пилотов, то оказывалась под подозрением в недозаправке своих самолетов. Как ни странно, все это было только на руку компании: европейские пассажиры усвоили, что комфорта она не обеспечит, зато услуги ее дешевы. В итоге перевозчик, основанный 28 лет назад, стал одним из лидеров европейского рынка, увеличив свой флот до 300 самолетов. Сегодня само понятие «авиационный дискаунтер» часто ассоциируется с брендом компании.

Майкл О'Лири

Майкл О'Лири

Фото: Richard Drew / AP

В Россию, в которой живет больше 140 миллионов потенциальных пассажиров, компания собиралась давно. Не имея возможности совершать перелеты из крупных российских городов, Ryanair устроился в финском городке Лаппеенранта, куда за два-три часа можно доехать на автомобиле от Питера, но этого ирландцам было мало: на имеющем приличные перспективы развития рынке одного аэропорта, да еще и в 170 километрах от ближайшего города-миллионника широкой экспансии не развернешь.

В октябре 2012 года внешнеполитическое ведомство Ирландии обратилось в Минтранс РФ с просьбой разрешить Ryanair летать в Россию. Сразу предполагалось, что речь пойдет о рейсах в Ирландию: в другие страны Ryanair может доставлять российских пассажиров только с пересадкой в Дублине. Любопытно, что практически одновременно с этим ФАС рассказала о том, что иностранные лоукостеры могут получить доступ и на внутренние рейсы в стране.

Тем не менее, ожидание затянулось. Еще весной компания жаловалась на большое количество бюрократических препон. К тому времени заявка Ryanair лежала в Росавиации уже почти полгода. Лишь к ноябрю контролирующие органы авиации РФ наконец удовлетворили просьбу ирландцев.

Возможный приход в Россию Ryanair, заявил в интервью «Ленте.ру» главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, это не результат внезапной революции, а итог долгих переговоров между авиационными администрациями РФ и Евросоюза. Либерализация рынка идет постепенно, и в будущем будут открываться возможности для новых иностранных игроков.

Дешево не предлагать

Все предыдущие попытки завоевать часть российского рынка воздушных перевозок благодаря ставке на дешевые билеты не принесли существенных результатов. Наибольших успехов добилась латвийская AirBaltic, которая использовала рижский аэропорт в качестве хаба для полетов в страны Западной Европы (за первые девять месяцев текущего года ее прибыль составила 13 миллионов евро). Хотя цены AirBaltic в среднем ниже, чем у российских и обычных иностранных компаний, классическим лоукостером ее не назовешь. По сути, кроме платного питания и провоза багажа, она не вводила никаких опций, значимых для дискаунтера. К примеру, компания до сих пор указывает в билетах места в салоне самолета, тогда как бюджетные перевозчики обычно так не поступают.

Но если AirBaltic все же сумела удержаться на российском рынке, то отечественным ее аналогам, пытавшимся действовать внутри страны, повезло меньше. Наиболее известными российскими лоукостерами 2000-х годов были Sky Express и «Авианова». Но, опять-таки, их бизнес-модель не на 100 процентов соответствовала классическому бюджетному перевозчику. Так, обе авиакомпании практически не зарабатывали на дополнительных услугах.

Банкротства, к которым в итоге пришли оба дискаунтера, эксперты объясняли целым комплексом причин. Компаниям не хватало сети небольших аэропортов, к тому же их услуги не были популярны у населения, значительной части которого, особенно в провинции, даже билеты со скидками были не по карману. Менеджмент российских лоукостеров подвело отсутствие опыта по организации соответствующего бизнеса, а «Авианова» пострадала еще и от внутрикорпоративного конфликта. Наконец, перед ними стояло еще одно препятствие — юридическое. Воздушный кодекс РФ в его нынешнем варианте серьезно затрудняет работу дискаунтеров, поскольку требует от них бесплатно предоставлять те услуги, на которых они могли бы зарабатывать отдельно.

Реформа для своих

Сейчас конъюнктура поменялась. Во-первых, популярность лоукостеров за рубежом достигла такого уровня, что игнорировать тренд стало невозможно. Как на государственном уровне, так и в частных компаниях почувствовали перспективу дополнительных прибылей. Во-вторых, рост доходов населения, составивший за посткризисные времена около 30 процентов, а также увеличение числа аэропортов, между которыми могли бы летать «дешевые» рейсы, создали необходимую площадку для нового направления бизнеса.

Уже пришла в движение бюрократическая машина. В текущем году правительственные чиновники начали готовить широкую реформу правил эксплуатации воздушного пространства, которая, если будет реализована, существенно облегчит отечественным бюджетным авиакомпаниям работу в стране.

Согласно проекту преобразований, который сейчас согласовывается с министерствами, перевозчики получат право не предоставлять пассажирам на борту бесплатное горячее питание. Еду и напитки чиновники планируют отнести к дополнительным услугам повышенной комфортности. Кроме того, предлагалось разрешить продажу невозвратных билетов, платный провоз багажа любого размера и наем пилотов-иностранцев. В общем, ввести стандартный для дискаунтеров набор платных услуг, по примеру действующих европейских, американских и азиатских авиакомпаний-лоукостеров.

Кроме того, началась подготовка дополнительных аэропортов к приему «дешевых» рейсов. Ожидается, что базовыми для низкобюджетных перевозчиков в России, помимо «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево», станут военный аэродром в Ермолино в Калужской области, а также в Раменском около подмосковного Жуковского. Ряд российских авиакомпаний, изъявивших желание создать бюджетное подразделение, уже нацелились на определенные точки, которые хотят сделать своими базами.

Перспектива появления иностранцев, в том числе и лоукостеров, на внутренних рейсах в России остается, по словам Пантелеева, неблизкой. Что-то вроде договора об открытом небе, который сейчас существует в рамках ЕС, может быть создано только в следующем десятилетии, и то при условии, что курс на либерализацию рынка пассажирских авиаперевозок будет продолжен. Так что, в лучшем случае, иностранцы могут перехватить в сегменте «дешевых» рейсов внешние направления, пока российские авиалинии будут осваивать (скорее всего, достаточно медленно) внутренние маршруты.

Воздушная электричка

Сразу несколько крупных отечественных авиакомпаний решили побороться за этот кусок пирога. Одним из первых, естественно, стал «Аэрофлот». В сентябре глава компании Виталий Савельев пообещал подготовить для любителей дешевых путешествий «жесткий продукт», комфорт которого будет приблизительно соответствовать вагону электрички.

Изображение: пресс-служба «Аэрофлота»

Новый проект «Аэрофлота», который активно поучаствовал в лоббировании идеи бюджетных перелетов, уже обрел название и товарный знак. Дискаунтер получил имя «Добролет» и фирменные цвета: белый, синий и голубой. Билеты на рейсы нового перевозчика можно будет заказать только через интернет, без всяких посредников. Не в последнюю очередь благодаря этому фактору тарифы лоукостера будут (как обещает «Аэрофлот») на 40 процентов ниже по сравнению с расценками обычных авиакомпаний.

Аналогичные планы строят и другие крупные компании, в частности, «Трансаэро» и UTair. Правда, конкретных предложений они пока не выдвинули, за исключением того, что UTair намерена создать свой лоукостер на вышеупомянутом аэродроме Ермолино. Общие инвестиции российских участников рынка в этот бизнес обещают составить сотни миллиардов долларов. Характерно при этом, что все новые российские перевозчики будут формироваться под крылом обычных авиакомпаний. О новых фирмах ничего неизвестно.

По оценке Пантелеева, реальным пока выглядит только проект «Аэрофлота», о планах остальных известно слишком мало. Да и «Добролет» будет запущен только в случае, если Воздушный кодекс и другие законодательные акты претерпят необходимые изменения, иначе никакого смысла в создании такой компании-дискаунтера просто не существует. Впрочем, собеседник «Ленты.ру» считает, что поправки скорее всего будут приняты: вероятно, правительство и Дума вплотную займутся ими в декабре 2013-го и начале 2014 года.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше