За последние годы Великобритания добилась определенных рекордов в высшем образовании — обучение в ее университетах и колледжах стало одним из самых дорогостоящих в мире и, без сомнений, самым затратным в Европе. Речь идет исключительно о государственных вузах Англии, которые в мировых рейтингах стабильно входят в число лучших. В попытке сократить свои расходы на систему образования правительство возложило часть затрат на студентов и их родителей. В результате английские колледжи и университеты отошли от европейской модели бесплатного высшего образования, но и не рискнули полностью довериться американской.
«Золотой век» британского высшего образования начался в 1960-х годах, когда власти вознамерились помочь студентам покрыть расходы на образование и проживание. В то время каждый абитуриент, впервые поступивший в университет, мог претендовать на стипендию, размер которой зависел от его доходов. В результате к 1963 году около 70 процентов учащихся получали подобные пособия из бюджета, а университетское образование утратило налет элитарности вместе с увеличением числа обладателей дипломов.
В этих комфортных условиях британские университеты и колледжи существовали около 30 лет. Тяжелые времена для студентов начались в 1990-е. Власти сначала заморозили стипендии, потом понемногу стали их сокращать и наконец в 1998 году обязали учащихся платить за свое образование самостоятельно — на тот момент тысячу фунтов (около 1,2 тысячи евро) в год. Стипендию (тогда она составляла 1,7 тысячи фунтов, то есть почти две тысячи евро) окончательно отменили, а вместо этого студентам предложили брать образовательные кредиты. Правда, обращалось внимание на материальное положение учащегося, и в итоге в начале 2000-х платить пришлось менее чем половине студентов, а кредиты разрешалось отдавать после окончания учебы и получения стабильного годового заработка в десять тысяч фунтов (12 тысяч евро).
Лейбористы во главе с Тони Блэром в 2001 году шли на переизбрание с обещанием не повышать больше плату за обучение, но уже спустя два года они передумали. Правительство решило увеличить стоимость получения высшего образования в три раза, то есть до трех тысяч фунтов (3,6 тысячи евро) в год, рассчитывая компенсировать таким образом сокращение государственного финансирования. К этому времени бюджет университетов состоял из госдотаций лишь на две трети, тогда как в 1960-х годах расходы вузов полностью оплачивались государством.
В итоге максимальная стоимость обучения была повышена с 2006 года. Платить пришлось студентам, чьи семьи зарабатывали больше 25 тысяч фунтов (около 30 тысяч евро) в год. Те, кому родительских денег не хватало, могли взять кредит, с тем чтобы выплачивать его по достижении 15 тысяч фунтов годового дохода (около 18 тысяч евро). Власти даже обещали списать все долги за обучение, если бывшие студенты не смогут погасить их в течение 25 лет. Малоимущие студенты учились бесплатно и получали государственные стипендии (три тысячи фунтов) и дополнительные, сравнительно небольшие, дотации от вуза.
В начале 2000-х на фоне повышения студенческих сборов тогдашний лидер консерваторов Иан Дункан Смит назвал плату за обучение «налогом на образование» и пообещал его отменить, как только его партия (проигрывавшая одни выборы за другими) придет к власти. Однако когда в 2010 году тори удалось сформировать правительство, они повысили плату за обучение еще в три раза — до девяти тысяч фунтов (10,8 тысячи евро). Уровень семейного дохода, по достижении которого стипендия студенту уже не полагалась, остался прежним — 25 тысяч фунтов. Правительство обещало, что в среднем цена за обучение составит шесть тысяч фунтов, а максимальную сумму будут требовать лишь в исключительных обстоятельствах. Однако такие обстоятельства нашлись у большинства вузов. В результате небогатые абитуриенты при выборе образовательных программ были вынуждены руководствоваться не личными предпочтениями, а материальным положением своих семей.
Дэвид Кэмерон, возглавивший консервативное правительство, объяснил британцам, что они будут платить за обучение больше, чтобы плата за обучение для иностранных студентов осталась сравнительно низкой (сколько брать с иностранцев, каждый вуз решает самостоятельно). По словам премьер-министра, раньше все делалось наоборот: с иностранных студентов брали больше, чтобы не повышать плату для британцев.
Это маловразумительное оправдание привело к тому, что студенты вышли на массовые акции протеста, в которых приняли участие десятки тысяч человек. Нападению подверглись штаб-квартира тори и автомобиль принца Чарльза, были захвачены университетские аудитории. Против увеличения платы за образование выступали также руководители и преподаватели крупных британских университетов. Они опасались, что обучение превратится в обычный бизнес.
Фото: Adrian Dennis / AFP
Аргумент борцов за бесплатное обучение в вузах был вполне понятен: образование должно быть не привилегией, а правом каждого гражданина. Но есть и другая точка зрения, ее, в частности, привела колумнист The Guardian Полли Тойнби (Polly Toynbee): «В идеальном мире образование, конечно, должно быть бесплатным, но разве в мире, где приходится считать каждую копейку, можно заставить семьи, чьи дети никогда не пойдут в университет, платить налоги за тех, кому было суждено родиться хозяевами жизни?»
Конечно, можно ругать власти за популизм, непоследовательность и желание сэкономить на важной статье общественных расходов, однако стоит признать, что обстоятельства, в которых действовало правительство, за последние полвека сильно изменились. Если в 1960-х годах в британских вузах учились всего 400 тысяч человек, то в 2013-м численность студентов выросла до 2,3 миллиона. Плата за обучение в ее нынешнем виде должна восполнять то, что не в состоянии компенсировать государство, а оно сейчас может удовлетворять потребности вузов лишь на треть.
Вечный спор между британскими студентами и властями ведется и на тему того, кто кому больше обязан: государство студентам (поскольку получает квалифицированных работников и активных участников демократического общества) или студенты государству (поскольку высшее образование позволяет им увеличить личный доход). Отстаивая платное образование, британские власти заявляли (и это подтверждалось различными исследованиями), что вузовский диплом позволит его обладателю заработать за всю его жизнь на 400 тысяч фунтов (483 тысячи евро) больше по сравнению с теми, кто ограничился средним образованием.
В 2007 году консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала свое исследование на эту тему, и его результаты оказались гораздо скромнее. В среднем степень бакалавра увеличивает доход на 160 тысяч фунтов (193 тысячи евро), а степень магистра и дальнейшие ученые степени — еще на 70-80 тысяч фунтов (85-97 тысяч евро). При этом эти показатели сильно разнятся в зависимости от профессии. Если дипломированные медики могут добавить к своему доходу 340 тысяч фунтов (410 тысяч евро), то люди, изучавшие искусство, — только 35 тысяч (42 тысячи евро). Если принять во внимание хотя бы эти данные, брать одинаковую плату за обучение с будущих литературоведов и дантистов несправедливо.
Начав движение в сторону платного образования, правительство получило дополнительную проблему в виде конкуренции со стороны частных вузов, численность которых начала расти. В 2012 году в частные учебные заведения поступили в общей сложности 160 тысяч человек. Это пока относительно небольшой процент от общего количества студентов, но тенденция явно наметилась. Частные вузы привлекают тем, что предлагают двухгодичные курсы по более сжатой программе, нежели вузы государственные. Кроме того, студентам частных вузов приходится платить в год в среднем около пяти тысяч фунтов, а студентам государственных — более восьми. Дипломы большинства частных колледжей и университетов, за исключением Оксфорда и Кембриджа, безусловно, менее престижны, однако официально они признаны государством.
Студенты, поступающие в частные вузы, все равно берут кредиты у государства; правда, они могут занять не более шести тысяч фунтов, хотя стоимость обучения может быть раза в два выше. При этом власти никак не ограничили количество студентов, которое вузы могут набирать, а те, будучи ориентированными на доходы, хотят набрать как можно больше. Выяснилось к тому же, что четверо из десяти студентов частных британских вузов, подавших заявку на кредит, оказались выходцами из бедных стран ЕС. В результате в министерстве предпринимательства, отвечающем за кредиты, уже в 2013 году образовалась дыра в 80 миллионов фунтов (97 миллионов евро). В ближайшие годы дефицит бюджета в ведомстве грозит увеличиться до нескольких сотен миллионов. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, министерство прекратило выплачивать кредиты румынам и болгарам, а также обратилось к частным колледжам с просьбой не набирать новых студентов.
* * *
В нынешней ситуации сложнее всего приходится именно английским учащимся, потому что в остальных частях страны власти все-таки нашли средства для финансирования высшего образования — по крайней мере, для своих земляков. В Уэльсе местные власти вслед за Англией разрешили вузам брать плату за обучение до девяти тысяч фунтов, но при этом пообещали, что будут оплачивать своим студентам обучение в любом британском вузе, если оно будет дороже 3,5 тысячи фунтов (4,2 тысячи евро) в год. В Северной Ирландии стоимость обучения ограничена 3,7 тысячи фунтов (4,5 тысячи евро).
В Шотландии образование в государственных университетах является полностью бесплатным для местных жителей, а также для граждан стран ЕС. При этом с 2012 года власти разрешили брать плату за обучение со студентов из других частей Великобритании в размере до девяти тысяч фунтов. В шотландском правительстве объясняют такую политику защитой интересов своих студентов и пытаются придумать, как быть в случае получения независимости. Правда, тогда английской молодежи есть смысл поддержать отделение Шотландии — ведь она сможет учиться в шотландских вузах бесплатно.