Новые украинские власти намерены добиться осуждения отстраненного президента Виктора Януковича Международным уголовным судом в Гааге. Скрывшегося главу государства Верховная Рада требует наказать за «преступления против человечности» — вместе с бывшим прокурором Виктором Пшонкой и бывшим главой МВД Виталием Захарченко. «Лента.ру» выяснила, почему это постановление украинского парламента будет трудно исполнить.
Обратиться в Международный уголовный суд в Гааге (МУС), чтобы добиться осуждения Виктора Януковича, решила Верховная Рада Украины, которую теперь контролируют оппозиционеры и перешедшие на их сторону депутаты от Партии регионов. В понедельник, 24 февраля, парламент подавляющим большинством голосов поддержал в первом чтении соответствующее постановление. Януковичу, чье местонахождение до сих пор неизвестно, депутаты вменяют «преступления против человечности во время мирных акций протестов граждан в период с 30 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года». Кроме того, Рада предложила судить в Гааге бывшего главу МВД Виталия Захарченко и бежавшего из Киева генпрокурора Виктора Пшонку. По словам и.о. президента и спикера парламента Александра Турчинова, первоначальный вариант заявления включал в себя больше трех фамилий; при этом политик не исключил дальнейшего расширения перечня предполагаемых виновных.
В постановлении Рады указано, что «в течение трех месяцев на Украине правоохранительные органы по приказу высших должностных лиц государства неправомерно применяли меры физического влияния, специальные средства и оружие к участникам мирных акций в Киеве и других городах Украины». В результате жертвами стали более 100 граждан Украины и других государств, ранения получили более двух тысяч человек (500 до сих пор находятся в тяжелом состоянии).
Высшему руководству страны инкриминируется категория преступлений («против человечности»), которая как раз и входит в юрисдикцию суда в Гааге. Под это определение Рада просит подвести «пытки граждан, применение водометов к участникам протестов при температуре воздуха ниже –15 градусов, нанесение телесных повреждений разной степени тяжести», похищения и насильственные исчезновения граждан, «безосновательное тюремное заключение большого количества людей в разных городах Украины», применение к ним физического насилия, а также уничтожение их имущества.
Международный уголовный суд — орган уголовной юстиции, который преследует лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. МУС учрежден на основе Римского статута, принятого в 1998 году, а официально начал свою работу с 1 июля 2002 года. В эту инстанцию обращаются в том случае, если страна не может сама провести расследование тягчайших преступлений или выдвинуть соответствующие обвинения.
При этом высокопоставленных чиновников и их соратников готовы судить и на самой Украине. Генпрокуратура Украины в среду объявила, что фигурантами дела о массовых убийствах помимо Януковича, Захарченко и Пшонки стали бывший руководитель администрации президента Андрей Клюев, бывший глава Службы безопасности Украины Александр Якименко и бывший командующий внутренними войсками Станислав Шуляк. Всех их планируют задержать и поместить под стражу.
Однако постановление Верховной Рады по поводу Гааги — пока чуть более чем символический документ. Украина действительно подписала уставные документы МУС (так называемый Римский статут) еще в 2000 году, но до сих пор не ратифицировала его. В июне 2001-го Конституционный суд страны пришел к выводу, что Римский статут входит в противоречие с основным законом и сама его ратификация возможна только после внесения изменений в Конституцию — ее было предложено дополнить нормой о признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда.
Гаагский суд не может возбуждать уголовные производства автоматически — для этого требуется, чтобы сторонами в разбирательстве выступала одна или несколько стран-участниц договора о создании МУС, либо чтобы обвиняемый был гражданином государства-участника, либо чтобы само преступление было совершено на территории такого государства. Но есть и четвертый вариант — более подходящий для Украины: страна, не ставшая участником статута, должна признать юрисдикцию МУС в отношении какого-то конкретного преступления. Рада своим голосованием в понедельник остановилась именно на этом варианте.
Как объяснил логику действий новой власти лидер националистической «Свободы» Олег Тягнибок, если бы Киев сначала ратифицировал Римский статут, то добиться преследования Януковича и его окружения было бы невозможно, поскольку статут не имеет обратного действия. Однако отдел по связям с общественностью расквартированного в Гааге суда прямо опровергает слова Тягнибока: «Любое государство может решить ратифицировать Римский статут, что позволит МУС расследовать ситуации, имевшие место на его территории с вступления документа в силу, то есть с 1 июля 2002 года».
Теперь, утверждает Тягнибок, перед новыми властями стоит задача «срочно собрать и отправить материалы по преступлениям Януковича в Гаагу»; для этого он призвал всех «людей доброй воли» поделиться свидетельствами, которые доказывали бы преступные деяния старого режима. Только после сбора этих документов можно будет озаботиться и ратификацией Римского статута. «Мы его ратифицируем, когда будет приниматься конституция, поскольку конституционалисты рекомендуют нам включить эту норму в основной закон, и это может произойти в ближайшее время», — заявил Тягнибок, ссылаясь на решение КС от 2001 года.
В Гааге о решении Киева судить отстраненного президента слышали только из прессы. «Никаких обращений, связанных с Украиной, к нам не поступало», — объявили журналистам в МУС. Как только Украина выполнит надлежащие формальности, она должна будет передать обвинительные материалы прокурору МУСа, после чего тот начнет расследование «ситуации», как это называется в статуте. Роль инициатора разбирательства может взять на себя и Совет безопасности ООН, но Россия вряд ли даст добро на судебное преследование Януковича. Третья инстанция, имеющая право начать разбирательство — собственно прокурор МУС; именно он, например, инициировал преследование Муаммара Каддафи в разгар гражданской войны в Ливии.
Заявления Киева о непременном осуждении Януковича, Захарченко и Пшонки — тоже в большей степени из области пожеланий. Суд в Гааге рассматривает непосредственно эпизод преступления, а не действия отдельно взятых людей. «Ни одно государство в мире не имеет права просить МУС привлечь к ответственности конкретных лиц, — цитирует представителей МУСа издание «Преса Украïни». — И в любом случае только прокурор суда может решить, есть ли надлежащие основания для проведения расследования. А если расследование начато, то только прокурор на основании собранных доказательств может просить у судей МУС предъявить требования о явке или выдать ордер на арест в отношении конкретных лиц».
Как бы то ни было, если украинские революционеры, подавая заявку в Международный уголовный суд, рассчитывают, что тот уже в ближайшее время примет дело об убийствах на Майдане к рассмотрению, то они ошибаются — осознанно или нет. Начавший работать еще в 2002 году институт, задуманный как карающий меч международного сообщества и вобравший в себя многие наработки послевоенных Нюрнбергского и Токийского трибуналов, так и не стал эффективным инструментом воздействия на «преступные режимы». Дела в Гааге возбуждаются с большим трудом, а их рассмотрение занимает годы.
За десятилетие с небольшим МУС инициировал всего три десятка уголовных процессов, причем все они велись или ведутся в отношении африканских полевых командиров, вырезавших мирное население. Прокурором суда были возбуждены расследования восьми «ситуаций» в Африке (ДРК, Кении, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Мали, суданском Дарфуре, Уганде и ЦАР), но только летом 2012-го вынесен первый приговор — конголезский полевой командир Томас Лубанга получил 14 лет тюрьмы за использование в своей армии детей-солдат.
Фигурантами инициированных МУС уголовных разбирательств лидеры государств, бывшие или действующие, становились четыре раза. Под обвинения в организации геноцида в мятежном Дарфуре в 2003-2005 годах попал суданский президент Омар аль-Башир, по обвинению в массовых убийствах мирного населения был выдан ордер на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, по тем же обвинениям МУС хотел судить лидера Кении Ухуру Кениату (его обвинили в развязывании резни и погромов после выборов 2007 года — еще когда он не был президентом, но этот эпизод не помешал ему избраться на высший государственный пост в марте 2013-го).
Лишь один из четверки диктаторов — свергнутый президент Кот-д'Ивуар Лоран Гбагбо — оказался на скамье подсудимых. В 2010 году он объявил себя победителем сфальсифицированных президентских выборов, в стране началась гражданская война, международное сообщество поддержало другого претендента на президентское кресло — Алассана Уатару. Франция получила мандат на интервенцию, и Гбагбо в конце концов был захвачен французским спецназом. Новые власти страны предпочли, чтобы бывшего президента судили в Гааге. Там ему были предъявлены обвинения по четырем эпизодам преступлений против человечности — Гбагбо посчитали ответственным за гибель более трех тысяч человек от рук верных ему силовиков.
Аль-Башир и Кениата, чьи страны не признают юрисдикцию МУС, спокойно правят у себя на родине, а вот Каддафи повезло меньше всех — повстанцы обнаружили бывшего диктатора прячущимся в дренажной трубе, избили и расстреляли (вряд ли даже задумавшись о сложностях с экстрадицией). Крупнейшие страны мира — США, Россия и Китай — Римский статут о создании МУСа так и не ратифицировали, что автоматически выводит их из-под юрисдикции международного правосудия. Отказываясь от ратификации, российские официальные лица ссылаются на то, что статут МУСа вступает в противоречие с Конституцией, которая запрещает высылку и передачу россиян за рубеж, гарантирует неприкосновенность президента и парламентариев, а также строго запрещает дважды судить за одно и то же преступление.