Папа Римский Франциск начал полномасштабную — и давно назревшую — реформу финансовой системы Святого престола. Для того чтобы повысить качество надзора в этой сфере, Ватикан создает Секретариат экономики — институт, который фактически будет контролировать всю экономическую и административную активность католической церкви. Возглавит его консервативный кардинал из Австралии Джордж Пелл.
За последние годы Ватикан пережил сразу несколько коррупционных скандалов, самый недавний из которых пришелся на июнь прошлого года. Тогда полиция Италии арестовала прелата Нунцио Скарано, известного по прозвищу «Монсиньор Пятьсот» за привычку носить с собой пачки банкнот в 500 евро. Скарано и двух его подельников — бывшего сотрудника спецслужб и финансового брокера — обвинили в мошенничестве и коррупции за попытку незаконно вывезти в Швейцарию на частном самолете 20 миллионов долларов. Эти средства, предположительно, были обналичены через счет Скарано в Ватиканском банке.
Этот эпизод стал очередным в истории громких разоблачений, связанных с финансовыми операциями Святого престола, но первым при новом понтифике. Папа Франциск, принявший ключи святого Петра в феврале 2013 года, обещал своей пастве бороться с коррупцией в католической церкви и особенно в ее сердце, Римской курии, и произошедший инцидент вызвал широкий резонанс. Тем более что Франциск и до, и после своего избрания был и остается ревнителем евангельской простоты, скромности и честности в личных и церковных делах, а также заступником бедных.
Многие операции в Ватиканском банке, полное название которого звучит как Институт религиозных дел (Istituto per le Opere di Religione, IOR), считаются непрозрачными. Эту организацию с объемом активов в 7 миллиардов долларов уже не раз подозревали в отмывании денег в особо крупных размерах.
Банк был создан в 1942 году и на протяжении долгого времени пользовался широчайшими привилегиями со стороны правительства Италии. В частности, вплоть до 1968 года все доходы с инвестиций в банк со стороны итальянских резидентов не подлежали налогообложению. Когда эта льгота была отменена, банк решил диверсифицировать свои вложения.
Для этого он нанял Микеле Синдону — человека с весьма сомнительной репутацией. Считалось, к примеру, что он является одним из финансовых советников мафии. Как бы то ни было, деятельность Синдоны на этом посту оказалась провальной: крах его собственного банка в 1974 году, куда были инвестированы средства церкви, обернулся для нее потерей десятков миллионов долларов.
Во времена Иоанна Павла II, занимавшего папский престол в 1978-2005 годах, слухи о махинациях в Ватиканском банке время от времени возникали, но не вызывали особого резонанса. Да и сам папа, чей понтификат пришелся на переломный момент мировой истории, связанный с окончанием «холодной войны», не уделял этим вопросам особого внимания, во всяком случае публично.
С 2009 года упоминания о махинациях в главном финансовом учреждении курии стали появляться существенно чаще. Так, в 2010 году глава банка Этторе Готти Тедески попал под подозрение в связи с отмыванием средств на сумму в 23 миллиона евро. Счета были арестованы итальянскими регуляторами, против Тедески началось расследование, которое, впрочем, ни к каким результатам не привело.
Тем не менее в 2012 году Тедески освободил пост главы банка, а Ватикан начал подготовку к полноценной реформе финансовой системы Святого престола. Эту деятельность инициировал еще предыдущий папа Бенедикт XVI, и первый за 600 лет уход понтифика в отставку в феврале прошлого года объясняли в том числе его неспособностью навести порядок в управлении финансами.
Большую часть сомнительных операций, фигурировавших в расследовании, проводил Институт религиозных дел, являвшийся, по сути, инвестбанком в рамках финансовой системы Ватикана. Второе ключевое учреждение в этой системе — Администрация церковного имущества Святого престола (Apsa), прообраз которой был создан еще в XIX веке. На практике полномочия этой организации куда шире, нежели собственно управление церковным имуществом, и во многом пересекаются с деятельностью Ватиканского банка. Вкупе с непрозрачностью работы обоих учреждений это максимально усложняло контроль за их деятельностью.
Прекрасно это осознавая, папа Бенедикт XVI впервые предпринял попытку создать надзорный орган, который отслеживал бы финансовую деятельность курии. Основной недостаток новой схемы состоял в том, что IOR и Apsa отчитывались непосредственно перед папой и коллегией кардиналов. Поскольку достаточно квалифицированных специалистов по финансам в ее составе было явно немного, а схемы, которые сейчас применяют банкиры при осуществлении своих операций, чрезвычайно сложны, ввести руководство церкви в заблуждение было нетрудно.
Чтобы разрешить это противоречие, в июле 2013 года папа Франциск призвал на помощь бывшего генпрокурора Ирландии и независимого директора банка Goldman Sachs Питера Сазерленда. Изучив обстановку на месте, он пришел к выводу, что нужно обеспечить большую прозрачность в управлении активами и повысить профессионализм сотрудников. С последним дело обстояло не очень хорошо: притом что Ватиканский банк имеет 19 тысяч клиентов по всему миру, в его штате состоит всего 112 человек, почти все они являются итальянцами, а надзор за их деятельностью осуществляют кардиналы.
Результатом долгих обсуждений и консультаций и стало решение о создании Секретариата экономики. Новая организация получит эксклюзивное и полное право надзора за всей финансовой деятельностью курии, включая формирование бюджета на каждый год. Apsa будет реформирована и получит статус Центрального банка. Созданная же Бенедиктом XVI Служба по финансовой информации будет осуществлять ежедневный мониторинг проводимых основными институтами операций и в конечном итоге будет подчиняться Секретариату.
Среди других реформ, которые планируются уже в ближайшее время, стоит выделить внедрение международных стандартов бухгалтерской отчетности для всех служб Ватикана. Это существенно упростит аудит их деятельности и даст возможность привлекать специалистов со стороны. Впрочем, маловероятно, что курия все же решится на такой радикальный шаг — к открытой внешней проверке всех операций церковь пока не готова.
Секретариат возглавит 72-летний австралиец Джордж Пелл. Относясь к числу консервативных церковных иерархов, он тем не менее не связан непосредственно с курией и имеет репутацию человека принципиального и вместе с тем квалифицированного в хозяйственных вопросах. По сути, он будет обладать самым широким кругом полномочий в финансовой сфере Ватикана, уступая только самому папе.
В то время как под давлением властей крупнейших государств один за другим отказываются от своей закрытости такие финансовые центры, как Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн, Ватикан продолжает осуществлять непрозрачные финансовые операции. Безусловно, их размер несопоставим с теми объемами, которыми распоряжаются банки других офшоров или полуофшоров. К тому же давить на Святой престол светские власти особенно не рискуют — слишком уж велик авторитет католической церкви.
Однако очевидно, что финансовые скандалы уже нанесли этому авторитету ущерб, сопоставимый разве что с репутационными потерями от разоблачений священников-педофилов, и построение финансовой системы, поддающейся контролю, теперь уже в интересах самого Ватикана. Судя по тому, как активно папа Франциск противостоит злоупотреблениям и роскоши в католической церкви, можно предположить, что и в финансовой сфере изменения окажутся более чем существенными.