Гравитационное поле «Оскара» Главную кинопремию вручили «12 годам рабства», Макконахи и Бланшетт

Фото: @TheEllenShow

2 марта Американская киноакадемия признала драму Стива Маккуина «12 лет рабства» лучшим фильмом прошедшего года. «Оскар» — вообще не самая неожиданная премия, но в 2014 году академики поставили рекорд по предсказуемости. Можно предположить, что число людей, сумевших заработать на оскаровских тотализаторах, в этот раз оказалось невероятно высоким: премии в основных номинациях в большинстве своем были отданы именно тем фильмам и кинематографистам, которые считались фаворитами.

Главный фильм-лауреат, «12 лет рабства» Стива Маккуина, основан на мемуарах Соломона Нортапа — свободного афроамериканца, которого в 1841 году похитили и продали в рабство в южные штаты. Возможно, это не лучшая работа Маккуина и не лучшая картина года (правда, «лучше» и «хуже» — понятия субъективные), но это точно самая важная из представленных в номинации лент. В конце февраля, например, стало известно, что фильм о цене свободы и необходимости в любой ситуации оставаться человеком планируют включить в США в школьную программу. Картина «12 лет рабства» значима скорее как социальное, а не художественное высказывание. Это, впрочем, не отрицает того факта, что у Маккуина снялись талантливые актеры и что сценарий, основанный на книге Нортапа, получился довольно крепким. Кстати, работу Джона Ридли, адаптировавшего исходный текст для экрана, также отметили «Оскаром» в соответствующей номинации.

«Гравитация» Альфонсо Куарона обошла картину Маккуина не по качеству, но по количеству наград. У фантастической ленты о возвращении Сандры Буллок на землю в общей сложности семь «Оскаров». Часть из них — это технические номинации (монтаж, спецэффекты), но есть и весьма важные. В частности, награду получил Эммануэль Любецки, постоянный оператор Куарона. При этом понять, что является заслугой именно оператора, а что — все тех же специалистов по компьютерной графике, в случае с «Гравитацией» довольно непросто. Так или иначе, картина Куарона — самый зрелищный фильм прошлого года, так что можно смело сказать, что награды заслуживают и Любецки, и создатели спецэффектов. Сам Куарон был отмечен «Оскаром» как лучший режиссер — и опять-таки вполне обоснованно: он сумел снять захватывающий триллер, в котором события разворачиваются на фоне необъятной черноты, а в кадре большую часть хронометража действует всего одна актриса (да и та часто прячется в скафандре). Еще одна важная награда досталась «Гравитации» за саундтрек, написанный Стивеном Прайсом. И вновь вполне ожидаемо: космос у Куарона получился невыразимо страшным в том числе благодаря музыке.

Но наиболее очевидными лауреатами, пожалуй, стали Кейт Бланшетт и Мэттью Макконахи. Оба удостоились «Оскаров» в основных актерских номинациях, она — за роль в драме (или черной комедии) Вуди Аллена «Жасмин», он — за то, что смело сыграл ВИЧ-инфицированного электрика в «Далласском клубе покупателей». Не то чтобы в этом году не было конкуренции: Макконахи, например, соперничал с Кристианом Бэйлом и Леонардо ди Каприо, Кейт Бланшетт — с Мэрил Стрип и Джуди Денч. Тем не менее оба актера были на голову выше других претендентов — и по совместительству каждый из них исполнил лучшую роль в своей карьере.

Предсказуемыми кажутся даже некоторые случайные события, произошедшие на церемонии. Скажем, Дженнифер Лоуренс, претендовавшая на «Оскар» за роль второго плана в «Афере по-американски», вновь упала. Год назад актриса споткнулась по дороге на сцену, куда она направлялась за наградой в номинации «Лучшая женская роль». Эллен Дедженерес, ведущая церемонии 2014 года, пошутила, что если Лоуренс удостоится «Оскара» и на этот раз, статуэтку, пожалуй, стоит принести прямо к креслу, в котором Дженнифер сидит. Однако актриса, видимо, догадывалась, что премия ей не светит, и предусмотрительно потеряла равновесие еще на подходе к красной дорожке.

Добравшись-таки до дорожки, Лоуренс рассказала репортерам, что болеет в этом году за Бланшетт (а кто, спрашивается, за нее не болел) и Лупиту Нионго, претендовавшую на «Оскар» за роль второго плана в фильме «12 лет рабства». Нионго в результате награды и удостоилась. И действительно, как она могла не получить премию, сыграв одну из ключевых, пускай и второго плана, ролей в главной (по крайней мере, с точки зрения Американской киноакадемии) картине года, да еще и заручившись поддержкой ближайших конкурентов. Претендентом на награду также был снимавшийся у Маккуина Майкл Фассбендер. Но в данном случае академики сделали, возможно, не самый очевидный выбор. Притом что Фассбендер сыграл яркого и неоднозначного персонажа, «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» ушел к Джареду Лето, исполнившему роль транссексуала в «Далласском клубе покупателей».

Не удивляет и то, что Американская киноакадемия предпочла родного Диснея японской студии Ghibli. За Хаяо Миядзаки и его великолепную ленту «Ветер крепчает» обидно, но решение академиков кажется объяснимым. Во-первых, Миядзаки снял ленту об авиаконструкторе, проектировавшем самолеты, которые Япония использовала во время Второй мировой войны. Несмотря на антивоенный посыл, заложенный в мультфильме, можно догадаться, что тема эта кажется американцам достаточно спорной. Во-вторых, ставшее лауреатом «Холодное сердце» (оригинальное название — «Frozen») и лента «Ветер крепчает» выступают в совершенно разных весовых категориях, чтобы не сказать — в разных видах спорта. Сравнивать их — все равно что стравливать на ринге или катке боксера-тяжеловеса и фигуристку. Понятно, что весом первый (в данном случае — «Ветер крепчает») задавит вторую. Но это вовсе не значит, что фигуристка является неудачницей в своей дисциплине.

«Холодное сердце» — вполне талантливый для своего сегмента мультфильм. Однако нужно помнить, что «Оскар» позиционируется как главная кинопремия планеты. В этом смысле жаль, что Американская киноакадемия до сих пор воспринимает анимационное кино как что-то сугубо развлекательное, легкое и беззаботное — ведь именно так можно расценивать ее выбор.

Ну и, раз уж речь зашла о развлечениях, нужно признать, что Дедженерес (которой, кстати, доверили церемонию уже во второй раз) — отличная ведущая. Она шутила, активно общалась с присутствовавшими в зале, угощала собравшихся пиццей и вообще развлекала публику, как могла. Кроме того, она успела сделать и разместить в «Твиттере» «селфи» — на снимке вместе с Дедженерес запечатлены около десятка актеров, включая Брэдли Купера (он, собственно, и держит телефон), Мэрил Стрип, Брэда Питта, Анджелину Джоли, Дженнифер Лоуренс, Джулию Робертс и Кевина Спейси. Дедженерес написала, что на фотографию влезло бы большее число звезд, если бы у Купера руки были подлиннее. Но и присутствовавших хватило для того, чтобы снимок собрал рекордное число ретвитов — на момент написания заметки их было более 2,3 миллиона.

Среди других выдающихся снимков с церемонии — тот, на котором Бенедикт Камбертбэтч портит кадр с предельно серьезными участниками группы U2. Коллектив прибыл на церемонию, так как был номинирован на «Оскар» за песню к фильму о Нельсоне Манделе «Долгая дорога к свободе» — награда же в результате досталась композиции из мультфильма «Холодное сердце». Когда музыканты выстроились на красной дорожке, Камбербэтч с растопыренными руками и нелепым выражением лица внезапно выскочил из-за их спин.

Всем заинтересовавшимся можно также посоветовать галерею, в которой многие претенденты на «Оскар» (включая Леонардо ди Каприо, выдвигавшегося на награду в четвертый раз, но так и не ставшего лауреатом) позируют в компании молодых версий самих себя. Далеко не все «фотожабы» (имена их создателей не указываются) получились удачными, но некоторые — например, с участием Мэрил Стрип, снятой в лондонской подземке в 1981 году, — довольно любопытны. Преимущество галереи в том, что ее можно увидеть уже сейчас. Напомним, что Первый канал в этом году решил отказаться от прямой трансляции оскаровской церемонии, так что значительная часть россиян сможет увидеть мероприятие только на сутки позже.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше