Неизвестность убивает надежду

В Южно-Китайском море бесследно пропал малайзийский «Боинг»

Девочка в аэропорту Куала-Лумпура рядом с плакатом с надписью: «Сохраняй надежду»
Девочка в аэропорту Куала-Лумпура рядом с плакатом с надписью: «Сохраняй надежду»
Фото: Daniel Chan / AP

В ночь на 8 марта по пути из Куала-Лумпура в Пекин с радаров пропал авиалайнер Malaysia Airlines. На борту Boeing 777-200ER находились 239 человек, в том числе 12 членов экипажа. Предполагается, что самолет упал в Южно-Китайском море, однако никаких следов крушения пока найти не удалось. Что могло случиться с лайнером, никто не знает. В Малайзии предполагаемую катастрофу назвали «беспрецедентной загадкой».

Рейс номер MH370 последний раз поднялся в воздух в субботу, 8 марта, в 0:41 по местному времени (20:41 по Москве). В китайскую столицу самолет должен был прибыть чуть меньше, чем через шесть часов. Большую часть пассажиров составляли китайцы и тайваньцы — их насчитывалось 153 человека. Еще 38 пассажиров были малайзийцами, как и все 12 членов экипажа. Всего же, согласно официальному списку (.pdf), на борту находились граждане 14 государств. По данным «Русской службы Би-би-си», среди них оказался и 43-летний бизнесмен из Иркутска Николай Бродский.

Когда именно воздушное судно пропало с радаров, точно неизвестно. По одним сведениям, это произошло в полвторого ночи (21:30 по московскому времени), другие источники указывают, что связь с самолетом поддерживалась на протяжении часа-двух после взлета. К моменту исчезновения «Боинг» успел покинуть воздушное пространство Малайзии и находился над Южно-Китайским морем на высоте более десяти километров. Предположительно, он был ближе к побережью Вьетнама, чем Малайзии.

Как следует из показаний малайзийских авиационных властей, катастрофы ничто не предвещало: в частности, от пилотов не поступало каких-либо сигналов бедствия или иных посланий. Самолет просто пропал с радаров. Позже, правда, стало известно, что сперва «Боинг» мог изменить курс, однако эти сведения — неофициальные и пока что подтверждения не получили. Кроме того, эксперты подчеркнули: в случае незапланированного маневра должна была сработать автоматическая сигнализация.

Как только стало известно об инциденте, Малайзия, Китай, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Таиланд, Сингапур, США и Австралия спешно организовали в Южно-Китайском море поисковую операцию. На момент написания этого материала в поисках пропавшего самолета участвовали 40 военных судов и 34 летательных аппарата, направленных в район предполагаемого крушения всеми девятью государствами. Кроме того, по инициативе министерства сельского хозяйства Малайзии к участию в операции привлекли почти 1800 рыболовецких судов.

Поначалу казалось, что долго операция продлиться не должна: еще 8 марта к югу от вьетнамского побережья спасатели обнаружили растянувшиеся на километры пятна нефтепродуктов. Вскоре примерно в том же районе были найдены обломки, которые могли принадлежать самолету. Однако вечером 9 марта выяснилось, что никакого отношения к «Боингу» обнаруженные в море объекты не имеют. А в понедельник, по итогам анализов, стало понятно, что пятна нефтепродуктов тоже не связаны с самолетом.

За более чем двое суток масштаб поисковой операции сильно вырос. Помимо Южно-Китайского моря, которое омывает Малайский полуостров с севера и востока, спасатели прочесывают и Малаккский пролив, расположенный к западу от полуострова. Пока что операция никакого результата не дала. При этом спасатели уверены в том, что любые необычные объекты от их внимания не ускользнули бы. «С высоты полета мы можем разглядеть предметы размером примерно с баскетбольный мяч», — рассказал пресс-секретарь Седьмого флота ВМС США, чьи корабли также принимают участие в поисках.

Отсутствие каких-либо зацепок заставляет малайзийские власти с осторожностью рассматривать любые версии произошедшего — даже те, которые представляются маловероятными. Например, несмотря на то, что летные условия на момент исчезновения самолета были идеальными, следователи не стали однозначно отметать вариант, в соответствии с которым к крушению могли привести плохие погодные условия. Еще одна версия — человеческий фактор, однако и ее власти упоминают с явной неохотой: командиром экипажа был опытный пилот, с 1981 года налетавший более 18 тысяч часов.

Не исключается и то, что самолет мог взорваться в воздухе: в пользу этой версии говорит отсутствие больших обломков, которые должны были образоваться, если бы «Боинг» упал в море целиком. Однако она порождает новые вопросы. Например, почему взрыв не смогли засечь американские спутники или что могло стать его причиной.

Версия о бомбе (или угоне) — далеко не последняя в списке, составленном малайзийскими следователями. Заговорить о возможной причастности террористов следствие заставил тот факт, что по меньшей мере двое пассажиров «Боинга» прошли на борт по украденным паспортам. Речь идет о документах на имена итальянца Луиджи Маральди (Luigi Maraldi) и австрийца Христиана Коцеля (Christian Kozel).

Как стало известно в ходе расследования, ни того, ни другого на борту «Боинга» не было. Своих паспортов европейцы при разных обстоятельствах лишились в 2012-2013 годах в Таиланде. Между тем сомнений в связи между нынешними держателями украденных документов почти не возникает: оба авиабилета были забронированы 6 марта 2014 года из Патайи. Документы, скорее всего, заказывал один и тот же человек, так как их регистрационные номера стоят в ряду друг за другом.

После прибытия в Пекин оба пассажира должны были проследовать в Европу: на оба имени были куплены билеты на один и тот же рейс до Амстердама, откуда «Маральди» летел дальше в Копенгаген, а «Коцель» — во Франкфурт.

Кто именно прошел на борт самолета под именами европейцев, пока неизвестно, однако уже сейчас следствие располагает данными, что это были два азиата, один из которых не был подданным Малайзии. В связи с этим возмущение работой погранконтроля выразил министр внутренних дел Малайзии Захид Хамиди: «Я до сих пор поражен тем, что [сотрудники пограничного контроля] совершенно не хотят думать: [они не обратили внимания на то, что] у итальянца и австрийца были азиатские черты лица».

К проникновению на борт владельцев краденых паспортов серьезно отнеслись не только в Малайзии, но и в США, которые направили в помощь коллегам сотрудников ФБР. К делу подключился и Интерпол, который подтвердил, что документы действительно числятся в базе как пропавшие, а также сообщил, что проверит данные еще ряда пассажиров, чьи личности в ведомстве сочли подозрительными.

Зарубежные эксперты призывают следствие не делать поспешных выводов. Признавая, что налицо явное нарушение закона, они указывают, что крадеными паспортами пользуются далеко не только террористы. Например, предполагают аналитики, под чужими именами Малайзию могли покинуть самые банальные нелегалы. Кроме того, специалисты обращают внимание и на такой момент: если бы имел место теракт, скорее всего кто-нибудь уже взял бы на себя ответственность за него.

С уверенностью пока можно сказать только одно: бесследное исчезновение самолета с более чем 200 пассажирами и членами экипажа на борту действительно стало беспрецедентным. Единственный почти столь же масштабный случай произошел 16 марта 1962 года, когда над Тихим океаном пропал самолет Lockheed Constellation, на борту которого находились 107 человек, в основном американских военных. Следы самолета, который, предположительно, взорвался, тогда так и не нашли.

Обсудить
Мир
 — 
23:37 20 февраля 2017
Виталий Чуркин

Маэстро дипломатии

Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Мир
 — 
00:12 16 февраля 2017

Оголтелое братство

Кто убил старшего брата северокорейского лидера Ким Чен Ына
Мир
 — 
00:02 18 февраля 2017
Рекс Тиллерсон

Новые лица, старые проблемы

Сергей Лавров на саммите G20 впервые встретился с новым главой Госдепа
«Контрабанда? Возим! А что тут плохого?»
Специальный репортаж «Ленты.ру» с российско-белорусской границы
«Россия не может торговать своими людьми»
Что ответила Москва на предложение взять Крым в аренду
Отдать нельзя оставить
Опрос «Ленты.ру»: станет ли передача Исаакия символом примирения в обществе?
Модный — не приговор
Дмитрий Медведев вновь напомнил о своем экстравагантном вкусе
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Оголтелое братство
Кто убил старшего брата северокорейского лидера Ким Чен Ына
Закат Запада
В Мюнхене самые влиятельные политики мира похоронили старый мировой порядок
People watch as India's Polar Satellite Launch Vehicle rocket takes off from the Satish Dhawan space center in Sriharikota, 90 kilometers (56 miles) north of Chennai, India, Monday, April 20, 2009. India on Monday launched the all-weather satellite to enhance its capability to monitor its sea and land borders and natural disasters, an official said. (AP Photo) ** INDIA OUT **Гонки на небесных ладьях
Азиатские державы рвутся в космос
Завтрак длиной в сто лет
Что ждет Россию и мир в XXII веке
«Он был мертвым при жизни»
Каким знаменитости запомнили Курта Кобейна, которому сегодня исполнилось бы 50
Прощай, реальность
Призеры и итоги Берлинского фестиваля
«Это чертов кошмар»
Как выжить музыкантам-мигрантам при Трампе
Бенисио дель ТороБенефис дель Торо
Самому опасному пуэрториканцу Голливуда исполняется 50 лет
200 сил для Kia Soul
Kia Soul обновился. И теперь у него есть версия GT
«Гелик» G65 против мотоцикла Ural
Путешествие американцев на Mercedes-AMG G65 и «Урале» с коляской
10 самых доходных внедорожников России
Кто больше всех зарабатывает на самых суровых из легковушек
Сколько стоят легенды в США
Действительно ли в Америке все дешево
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды
Под гербом золотым
Экскурсия по самому дорогому съемному коттеджу России
Купить по-русски
На приобретение загородных домов и участков остался месяц