Вечером 24 марта на Украине был убит один из лидеров национал-радикального объединения «Правый сектор» Александр Музычко по прозвищу Сашка Белый. В местной прессе и социальных сетях появилась версия, что он был похищен, а затем застрелен неизвестными (было даже выдвинуто предположение, что его похищение якобы организовали «российские диверсанты»). Однако позднее выяснилось, что радикал погиб в ходе спецоперации по его задержанию: он оказал сотрудникам МВД вооруженное сопротивление и получил смертельное ранение в завязавшейся перестрелке. Музычко, координировавший деятельность «Правого сектора» на западе Украины, получил скандальную известность после того, как явился на заседание областного совета с автоматом, напал на сотрудника прокуратуры и пригрозил «повесить» министра внутренних дел.
Известие о смерти националиста появилось в социальных сетях в ночь на 25 марта. Депутат Верховной Рады Олесь Доний написал в Facebook, что в Ровенской области машину радикала «подрезали» какие-то автомобили, его якобы затолкали в один из них, а через некоторое время «выбросили на землю — руки за спиной в наручниках, два выстрела в сердце». Нечто подобное сообщил и журналист телеканала «1+1» Александр Курсик. «Говорят, в Ровно расстреляли Сашу Белого. Первая версия такова — три микроавтобуса, похитили, вывезли... расстреляли», — написал он.
Версию о похищении и последующем убийстве поддержали местные СМИ. Произошедшее они при этом описывали по-разному. Одни утверждали, что неизвестные похитили Музычко и еще нескольких представителей «Правого сектора», а затем привезли их в село Бармаки (Ровенской области), в окрестности расположенного там кафе. Другие заявляли, что активисты «Сектора» были, напротив, захвачены в упомянутом кафе, где отдыхали вечером 24 марта.
Примечательно, что в самом «Правом секторе» версию о причастности «российских диверсантов» к убийству (с таким предположением выступило, в частности, ровенское издание «Все») не поддержали. Еще до того, как стало известно о спецоперации, соратники Музычко заявили, что он был ликвидирован по указанию руководства МВД Украины.
Утром во вторник, 25 марта, смерть Музычко подтвердило УВД Ровенской области. В управлении сообщили, что накануне вечером в кафе, расположенном в селе Бармаки, произошла драка. К тому времени, как сотрудники местной милиции прибыли по вызову, представитель «Правого сектора» был уже мертв. На его теле были обнаружены огнестрельные ранения.
В связи с произошедшим, как отметили в пресс-службе областного УВД, начато уголовное производство по статье «Умышленное убийство». «Осмотр места происшествия завершен, вероятные свидетели опрошены», — сообщили в ведомстве.
И только после этого стало известно, что в селе Бармаки проводилась спецоперация по задержанию Музычко и его соратников. Об этом рассказал на пресс-конференции заместитель главы МВД Украины Владимир Евдокимов. По его словам, Музычко, проходивший по делу о хулиганстве и противодействии правоохранительным органам, с середины марта находился в розыске. Для операции по его задержанию были задействованы бойцы «Сокола» (милицейского спецподразделения, которое обеспечивает силовую поддержку при задержании или ликвидации банд, антитеррористических операциях, освобождении заложников).
По официальной версии МВД, события развивались так. Музычко, увидев силовиков, открыл огонь, ранив одного из бойцов «Сокола». Тот стал стрелять в ответ, в завязавшейся перестрелке радикал также был ранен. В итоге его удалось скрутить (в МВД отметили, что даже когда Музычко повалили на землю, «он продолжал стрелять»). Однако полученные им ранения оказались смертельными.
В ходе операции были задержаны три человека (в МВД их назвали членами «группировки Саши Белого», не уточнив, идет ли речь о представителях «Правого сектора»). У них было изъято огнестрельное оружие. Задержанных уже доставили на допрос в Киев. «В действиях преступной группировки четко просматриваются признаки бандитизма. Создана усиленная оперативная группа, чтобы обеспечить расследование», — заявил Евдокимов.
Местная милиция, судя по ее поведению, о спецоперации по задержанию Музычко не знала. Даже милиционерам, прибывшим в кафе по вызову (если верить сообщениям официальных источников), никто не объяснил, что же в действительности там произошло. Можно предположить, что силовики не хотели вступать с «Правым сектором» в открытый конфликт на западной Украине, где националисты пользуются существенной поддержкой, поэтому и приняли меры, чтобы информация о причастности МВД к ночным событиям не попала к «Сектору» раньше времени (заявление МВД было сделано уже после того, как задержанных соратников Музычко доставили в Киев).
Впрочем, конфликта с «Правым сектором» избежать все же не удалось. Радикалы уже заявили, что считают произошедшее «заказным убийством», за которое несет ответственность лично глава МВД Украины Арсен Аваков. Соратники Музычко утверждают, что никаких повесток об уголовных делах он не получал и что стрельбы в кафе не устраивал.
Прощать властям смерть Музычко «Правый сектор», как заявили его активисты, не собирается. «Эти казнокрады до вчерашнего дня были просто казнокрадами, которые разворовывали бюджет, делили должности, — заявил сотник «Сектора» Александр Пантюхов. — Но со вчерашнего дня это убийцы. На их руках кровь националиста, патриота». «Они уничтожили... человека, которого знала практически вся Украина, — вторил координатор объединения в Ровенской области Роман Коваль. — Мы будем мстить Арсену Авакову за смерть нашего собрата».
В биографии Сашко Белого, за которого теперь собираются мстить радикалы, было членство в националистической организации УНА-УНСО, участие в боевых действиях в Чечне (на стороне сепаратистов), неудавшаяся попытка баллотироваться в парламент и участие в «Евромайдане». Во время «революции» он, по информации «Взгляда», негативно отзывался о лидерах оппозиции и выступал с антисемитскими заявлениями.
Широкая известность к националисту пришла после того, как он явился с автоматом на заседание областного совета. Тогда он объявил, что сдавать оружие не собирается, и предложил желающим попробовать отобрать у него автомат. Вскоре после этого Музычко пришел в прокуратуру, где ударил прокурора. Он изложил силовику свои претензии (связанные, в частности, с расследованием убийства в одном из сел), пересыпая свою речь матерными словами.
По информации депутата Верховной Рады, бывшего начальника крымской милиции Геннадия Москаля, националист также занимался вымогательством на территории Ровенской области. Так, у начальника Дубенского ГАИ, как утверждал парламентарий, Музычко и его сторонники взяли 10 тысяч долларов «на нужды революции и пострадавших». У одной из компаний в Ровно, по данным депутата, они же экспроприировали несколько автомобилей — также «на нужды революции». Тот же депутат сообщал, что управление МВД в Ровенской области предоставило «Правому сектору» базу расформированного спецподразделения «Беркут», а также позволило Музычко присутствовать на оперативных совещаниях. Взамен, как отмечалось, радикалы согласились не настаивать на смене руководства местной милиции.
«Мне непрерывно поступают сообщения от жителей Ровенщины о бесчинствах Саши Белого, который объявил себя гауляйтером Западной Украины и компрометирует все, за что стоял Евромайдан», — возмущался Москаль. Он неоднократно обращался к новому руководству МВД с требованием принять меры.
Как известно, «Правый сектор» сыграл ключевую роль в произошедшей на Украине «революции». Его активисты участвовали в столкновениях с сотрудниками МВД и захвате административных зданий. После того, как сменилась власть, радикалы решили закрепить свое влияние в политике: они объявили о создании партии, а лидер «Сектора» Дмитрий Ярош решил баллотироваться в президенты. «Это политическая сила, у которой есть зубы, — отмечал политолог Константин Бондаренко. —Если та же [националистическая партия] «Свобода» говорила о том, что их главная цель условно говоря – дать в морду донецким бандитам, то эти не говорят об этом, они делают. В этом разница. И они, таким образом, вербуют сторонников, развивают свой успех».
Между тем поступки Музычко стали вызывать недовольство даже у сторонников «Майдана». Одни отмечали, что от «революционных» методов пора бы уже отказаться, другие указывали на то, что деятельность Сашки Белого и других, подобных ему, портит образ Украины за рубежом. «Таким людям нет места в цивилизованном обществе. Я бы хотел рекомендовать людям или организациям, дорожащими своим именем, ни коим образом не связывать себя с такими людьми», — заявлял лидер «Океана Ельзи» Святослав Вакарчук.
На происходящее обратил внимание и новый глава МВД Арсен Аваков, который назвал поведение представителя «Правого сектора» «скотством и предательством Майдана». По факту нападения на прокурора еще в конце февраля было возбуждено уголовное дело, однако задерживать Музычко правоохранительные органы не торопились. Вице-премьер Украины Виталий Ярема по сути признавал, что обострять отношения с радикалами власти не хотят. «Всем понятно, что произошло нарушение общественного порядка, совершено уголовное преступление, — заявлял он по поводу инцидента в прокуратуре. — Но все это случилось на волне революционных действий, революционной ситуации... И провести по отношению к этим людям силовые акции со стороны правоохранительных органов – это значит опять же взбудоражить общество».
Музычко на этом фоне открыто издевался над властью и угрожал «повесить» министра внутренних дел. «Правый сектор» при этом призывал к отставке Авакова, заявляя, что тот не справляется со своими обязанностями. В середине марта, продолжая тему противостояния с силовиками, Музычко также распространил заявление, что МВД и Генеральная прокуратура якобы готовятся убить его или выдать России, разыскивающей его по обвинению в бандитизме.
В итоге новая власть все же рискнула пойти на обострение отношений. Тем самым она продемонстрировала гражданам свою силу. Как выразился бывший замминистра внутренних дел Николай Джига, «наконец-то можно сказать, что в стране появилось МВД, любое вооруженное сопротивление должно быть подавлено силой власти». С другой стороны, момент для этого был выбран не слишком удачный. Новое руководство на Украине, включая и руководителей силовых структур, в последнее время активно критикуют за «потерю Крыма». Своего поста уже лишился министр обороны Игорь Тенюх. Отставки требуют и от временного президента Александра Турчинова. Противостояние с радикалами может стать для нынешней власти не менее серьезной проверкой на прочность.