Российским банкам и страховым компаниям только предстоит освоить рынки Крыма и Севастополя. Однако большинство из них войти в эту дверь пока не торопится: банки опасаются санкций со стороны Запада, а страховщики – неизвестности и убытков. В первую очередь туманность перспектив касается количества и качества тех страховых компаний, которые будут работать там с ОСАГО.
Продажа полисов автогражданской ответственности не слишком-то привлекает страховщиков и на российском рынке, а в Крыму им придется работать по минимальным ценам. Там установлен самый низкий коэффициент к тарифу на ОСАГО – 0,6 (он используется еще в трех регионах РФ: в Магаданской области, Калмыкии и Тыве). При этом страховые выплаты до сих пор превышали аналогичные российские. Теперь же страховой бизнес должен будет отвечать российскому законодательству, но не слишком ударять по карману местных граждан.
В 2013 году общий объем взносов по обязательному страхованию ответственности автовладельцев на Украине составил примерно 2,6 миллиарда гривен (7,8 миллиарда рублей), подсчитали в «Эксперт РА». На Крым приходилось 3 процента от этой суммы или около 250 миллионов рублей Замдиректора по страховым рейтингам «Эксперт РА» Наталья Данзурун отмечала, что при незначительном росте коэффициента убыточности по этому виду страхования объем выплат по обязательному автострахованию в 2014г. в Крыму составит 90-120 миллионов рублей.
Чтобы заинтересовать российские компании в развитии бизнеса в Крыму и в частности, в продаже полисов ОСАГО, ЦБ первоначально планировал компенсировать разницу между страховыми премиями с коэффициентами 0,6 и 1,0. При этом последняя редакция законопроекта уже предполагала, что компенсация страховщикам положена только если они докажут, что продажа ОСАГО в Крыму и Севастополе приносит убытки.
Самый пессимистичный вариант развития событий предполагает, что среди страховых компаний, которые будут развивать свой бизнес в Крыму, желающих заниматься ОСАГО не найдется. В этом случае особая роль отводится Агентству по страхованию вкладов. Средства АСВ, согласно внесенным в крымские документы поправкам, могут использоваться не только в качестве гарантий по депозитам местных вкладчиков, но и пойдут на поддержку работающих с ОСАГО страховщиков. Если местные страховые компании откажутся заключать договоры по ОСАГО, жители Крыма и Севастополя смогут обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА). Банк России может наделить РСА правом заключения таких договоров в течение переходного периода. Возмещение также будет выплачивать РСА из страховых премий. Убытки, которые Союз может получить от этой деятельности, возместит Фонд защиты вкладчиков, созданный АСВ.
Если страховой случай произошел раньше, но не был урегулирован до 16 марта 2014г., например, из-за того, что украинская компания-страховщик отказывает в выплатах или закрылась, жители Крыма и Севастополя также могут обратиться в РСА. При этом сам РСА сможет предъявить регрессное требование к виновнику ДТП или компании, застраховавшей его ответственность. Если РСА не удастся компенсировать расходы из этих источников, он сможет обратиться в АСВ.
Правление РСА уже утвердило документы, которые определяют порядок выплаты компенсаций в Крыму и работу местных страховщиков с полисами ОСАГО. Выплаты будут производиться в соответствии российским законом об ОСАГО. Например, лимит выплат за причинение вреда жизни и здоровью составит 160 тыс. руб., имуществу – 120 тыс. руб. Новые документы разрешают работать с ОСАГО не только российским, но и украинским компаниям, которые уведомят Банк России о том, что намерены остаться в Крыму.
Много ли страховых компаний собираются работать на территории новых субъектов России, пока неизвестно. В начале апреля зампред Банка России Владимир Чистюхин сообщал, что несколько крупных российских страховщиков уже готовы в ближайшем будущем развернуть деятельность в Крыму. Чтобы окончательно прояснить намерения российских страховых компаний относительно Крыма, РСА и Национальный союз страховщиков сообщили, что разослали участникам рынка соответствующие анкеты. В ЦБ отметили, что ожидают полной информации от страховщиков к 10 апреля и пообещали техническую поддержку компаниям, которые решат открыть офисы в Крыму.
Агентство страховых новостей провело собственный опрос компаний-лидеров по сборам ОСАГО в 2013 году, пытаясь выяснить их планы по освоению нового рынка. Оказалось, что многие страховщики пока не готовы давать комментарии на этот счет. Некоторые же заявили, что дождутся позиции ЦБ по данному вопросу. Несмотря на то, что ясной картины с тем, кто будет заниматься ОСАГО в Крыму, пока нет, худший вариант развития событий предполагать пока рано. Компании в целом не отказываются от этой идеи, но отмечают, что для выхода на рынок потребуется время.
Впрочем, многие российские автовладельцы считают передачу ОСАГО в руки РСА хорошей идеей, которая могла бы иметь перспективы не только в Крыму, но и на территории остальной России. Если ответственность за «автогражданку» будет лежать на одной или нескольких крупных компаниях, качество обслуживания, особенно в части выплат, повысится, рассчитывают они.
Возможно, так и будет, хотя объем бюрократических формальностей в связи с этим явно не уменьшится. По крайней мере, нельзя исключать, что рынок сможет немного «очиститься» от мелких страховщиков, которые, пользуясь ОСАГО, привязывают к обязательному страхованию свои зачастую ненужные продукты. Кстати, в Крыму с этим, как ожидается, будет строго. Банк России может запретить страховой компании заниматься ОСАГО, если та будет нарушать интересы застраховавших свою ответственность граждан. Но это все в перспективе. Пока же российские страховщики лишь оценивают возможности своего бизнеса на полуострове. Как собственно и банкиры, которые пока на полуостров не торопятся – за три недели после присоединения Крыма к России на территорию республики пришел только скромный Генбанк.