Объединяющая лингвистика

Языки енисейцев и на-дене объединили в одну семью

Эдвард Вайда (крайний слева) в кетской деревне в августе 2008 года
Эдвард Вайда (крайний слева) в кетской деревне в августе 2008 года

В марте 2014 года лингвисты из США Марк Сиколи и Гарри Холтон опубликовали исследование, в котором определили направление миграции предков носителей енисейских языков и языков на-дене. Четырьмя годами раньше после многолетних исследований и полевых работ, которые проводились в 2008 году в Туруханском районе в северо-западной части Красноярского края, американский ученый Эдвард Вайда показал, что эти языки восходят к общему праязыку. «Лента.ру» решила воспроизвести основные выводы этих работ и их следствия для исторического языкознания.

Исследования Эдварда Вайды

В 2010 году американский лингвист Эдвард Вайда из Западно-Вашингтонского университета опубликовал статью «A Siberian link with Na-Dene languages» в Anthropological Papers of the University of Alaska, в которой привел доказательства того, что небольшая группа енисейских языков из Сибири и группа языков на-дене из Северной Америки имели общего предка. Сегодня большинство лингвистов согласны с результатами исследования Вайды.

Автор провел скрупулезный анализ енисейских языков и языков на-дене, отобрал значимые и отсеял сомнительные лексические когнаты из базового словаря исследуемых языков. В особенности Вайда интересовался лексикой из семантических групп, связанных с природой, естественными потребностями человека (еда, безопасность, сон, жилище) и частями тела. Затем лингвист выявил ряды звуковых соответствий между языками и отсеял те словарные параллели, которые им не отвечают.

Также Вайда исследовал типовой порядок глагольных форм в обеих группах языков и обнаружил закономерности, которые не могут быть объяснены не иначе, как наличием общего праязыка. Самое главное, впервые были подтверждены гипотезы о существовании в прошлом единой культурной, географической и языковой общности предков ─ носителей енисейских языков и языков на-дене и о миграции людей из Центральной Азии в Северную Америку.

Праязык енисейских языков и языков на-дене существовал в позднемезолитическую эпоху, и его следы нашли отражение в отбираемых Вайдой лексических соответствиях. Носители языка были собирателями и рыболовами и перешли к неолитической культуре значительно позднее, чем люди на Ближнем Востоке.

Важным является подтверждение дивергентного характера развития исследуемых языков: они произошли от общего предка, а не образовались в результате взаимодействия с языковым субстратом. Так, во многих языковых союзах (например, балканском) ряд языков эволюционирует конвергентно, несмотря на изначальные генетические отличия: румынский язык, находясь под влиянием славянских, сохранил падежную систему, а болгарский ─ под влиянием турецкого превратился в единственный аналитический язык среди славянских.

Исследования Марка Сиколи и Гарри Холтона

Недавно Марк Сиколи из Джорджтаунского университета и Гарри Холтон из Университета Аляски в Фэрбэнксе опубликовали статью, в которой пришли в выводу, что миграция людей из Азии в Северную Америку не была строго однонаправленной. Авторы использовали филогенетический анализ для исследования гипотетической дене-енисейской макросемьи. В их работе анализировались данные 38 языков на-дене вместе с изолированным хайда и двумя енисейскими ─ коттским и кетским, которые были представлены в форме 116 типологических особенностей (из них 26 позже были исключены как неинформативные).

Проверялись две модели: первая ─ об односторонней миграции людей из Азии через Берингию в Северную Америку и вторая ─ о миграции из Берингии в Азию енисейской популяции и в Америку ─ популяции на-дене. Задача осложнялась наличием небольшого числа данных и сложностью морфологии языков на-дене.

В результате анализа выяснилось, что вторая модель статистически удовлетворяется лучше первой. Это означает, что миграция не была однонаправленной: изначально областью, из которой осуществлялось расселение, можно считать Берингию (в направлениях Азии и Северной Америки), но потом часть людей (енисейская популяция) совершила обратную миграцию («back-migration») из Берингии в Азию.

Енисейские языки

Енисейские языки ─ группа языков народностей, живших в бассейне Среднего и Верхнего Енисея. Енисейскими эти народы назвал в 1823 году немецкий востоковед Юлиус Клапрот, а доказательство языкового родства были представлены в середине XIX века финским филологом Матиасом Кастреном, который и предложил использовать такое название для языковой семьи.

Енисейская семья состоит из двух ветвей: южноенисейской и североенисейской, выделившихся из единого протоенисейского языка около двух тысяч лет назад. В южноенисейскую ветвь входят две группы языков: ассано-котская и арино-пумпокольская. На языках этой ветви перестали говорить уже к середине XIX века. В североенисейскую ветвь входит одна кетско-югская группа, состоящая из двух языков ─ кетского и югского. В настоящее время живым является только кетский язык, на котором говорят около 200 человек.

Предположительно, в енисейскую семью входили и другие языки, но для их надежной классификации осталось слишком мало материалов.

Языки на-дене

Языки на-дене ─ группа языков, на которой говорит большая часть индейцев Северной Америки. Она включает в себя две ветви: тлингитскую (состоит из одного тлингитского языка с около 800 носителями) и атабаскско-эякскую. В группу атабаскско-эякских языков входят две подсемьи: эякская (с эякским языком, исчезнувшим в 2008 году) и атабаскская. В атабаскскую подсемью входят несколько групп языков с общим числом носителей менее 200 тысяч человек. Самый распространенный язык этой группы ─ навахо, на котором говорят более 170 тысяч человек в американских штатах Нью-Мексико, Аризона, Юта и Колорадо. Язык навахо использовали для шифрования секретных сообщений во время Второй мировой войны.

Ранее считалось, что изолированный язык хайда также входит в группу языков на-дене. Этот тональный язык вместе с табасаранским (один из языков Дагестана) и китайским считается одним из самых сложных ─ в нем насчитывается около 70 префиксов. На этом языке в Канаде и американской Аляске говорят около 300 человек.

Макросемьи

Считается, что енисейские языки входят в дене-енисейскую или сино-кавказскую макросемьи. Родство енисейских языков и на-дене уже признается большинством лингвистов, тогда как остальные языковые связи остаются под вопросом. Также имеются экзотические гипотезы о том, что язык барушаски вместе с енисейскими языками образует надсемью карасук. В наше время на языке барушаски ─ изолированном языке буришей, проживающих на севере Кашмира, говорят, по разным данным, от 50 до 100 тысяч человек. Название надсемьи происходит от названия Карасукской культуры, артефакты которой были впервые обнаружены в конце XIX века на раскопках рядом с притоком Енисея ─ рекой Карасук в Хакасии. Найденным при раскопках памятникам ─ более трех тысяч лет.

Так, гипотетическая сино-кавказская макросемья, идею о существовании которой в начале XX века предложил, основываясь на словарных параллелях, итальянский филолог Альфредо Тромбетти и обосновывал в 1980-х годах советско-российский лингвист Сергей Старостин, объединяет сино-тибетские и северокавказские языковые семьи. Эти семьи разделились около 10-11 тысяч лет назад. Сино-тибетские языки включают в себя около 300 языков, в том числе различные диалекты китайского. Разделение языков этой семьи началось около семи тысяч лет назад; сейчас на них говорят около 1,3 миллиарда человек. Северокавказские языки включают в себя две ветви: нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую, разделившиеся шесть-восемь тысяч лет назад. На них говорят около шести миллионов человек, преимущественно на территории современной России в Северном Кавказе.

Вероятно, к северокавказским языкам можно отнести еще и хаттский, вымерший четыре тысячи лет назад. На нем говорили хатты, жившие на северо-востоке современной Турции. Первым такую гипотезу высказал в 1920-х годах швейцарец Эмиль Форрер, а свидетельства в поддержку этого в 1980-х годах выдвинул советско-американский лингвист, исследователь хеттского языка Вячеслав Иванов.

Остается открытым вопрос, входит ли хаттский язык в группу североказвказских языков, как считают Старостин и Николаев, или же являются отдельной семьей в макросемье сино-кавказских языков. Вообще, в современной лингвистике вопросы систематики языков и названий остаются достаточно запутанными, или даже сложными: так, часто таксон северокавказской семьи называют надсемьей, а нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую ветви ─ собственно семьями. Кроме того, различен и статус сино-кавказских семей: если сино-тибетская семья официально считается единой, то существование надсемьи (семьи) северокавказских языков неформально уже признается большинством специалистов.

Таким образом, можно включить дене-енисейскую семью как единый таксон в состав сино-кавказской (или более общей дено-кавказской в западной классификации) макросемьи. В настоящее время ведутся активные работы по исследованию различных изолированных языков и других языковых систем, которые могут составлять единую дене-кавказскую макросемью. Предположительно, индоевропейские языки входят в другую макросемью, называемую ностратической. Вопрос о реконструкции сино-кавказского праязыка пока остается открытым.

Поправки

В тексте «Объединяющая лингвистика» ошибочно сообщалось, что язык хайда использовался для шифрования секретных сообщений во время Второй мировой войны. В действительности для этих целей использовался язык навахо.

«Лента.ру» приносит свои извинения читателям.

Обсудить
00:01 Сегодня
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)

Кровавая жатва

Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
00:02 3 декабря 2016

Четыре мужика в одной палатке

Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
00:10 15 ноября 2016

Зина без резины

Как геи, солдаты и проститутки разнесли ВИЧ по СССР
Игла без правил
Будни виртуального наркомана. Репортаж «Ленты.ру»
Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года в связи с реконструкцией МосквыВзрыв храма Христа Спасителя: как это было
85 лет назад главный собор России уничтожили по поручению Сталина
Взял «Высоту»
О каких мечтах Путин поведал челябинским рабочим
ДТП под Ханты-Мансийском
В Югре попал в аварию автобус с детской командой по акробатике: 12 погибших
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
FILE - This is a  Tuesday, Oct. 14, 2014 filoe photo of skulls and bones are stacked at the Catacombs in Paris, France. The subterranean tunnels, which once gave refuge to smugglers and saints, cradle the bones of some 6 million Parisians from centuries past. The Catacombs form a dark, 200-mile (322 kilometer) underground labyrinth beneath the City of Light.  (AP Photo/Francois Mori)Кровавая жатва
Как загадочный паразит жестоко и мучительно убивал древних римлян
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Иллюстрация к испарению черной дырыСпорная дыра
Хокинг предложил новое описание черных дыр
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Александра Ребенок и Игорь Верник в спектакле «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»«В отчаянной попытке остаться вдовой»
Как Богомолов растерял театральность в спектакле по пьесе Вуди Аллена
Не за бесценок
Самые дорогие картины, проданные на аукционах Christie's за 250 лет
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Когда, кому и за что дарили автомобили?
Fiat для девушки Playboy, Hyundai для «Мисс Россия 2016» и Porsche для тренера по борьбе
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить