Канун празднования Дня Победы — традиционное время для раздачи властями щедрых обещаний фронтовикам. Некоторые из них носят характер реальной помощи: со скрипом, но выполняется президентская программа по обеспечению ветеранов жильем, материальная помощь в виде скромных выплат и иных благ доходит до адресантов. Другие обещания — не более чем популистские заявления, которые лишь помогают зарабатывать политические очки их авторам.
Наиболее громкий и масштабный проект, призванный улучшить условия жизни ветеранов — президентская программа по обеспечению жильем участников войны. Казалось бы, выполнить подобные обязательства в срок — вопрос репутации для руководителей государства, но в сроки уложиться не удается.
Как заявила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец во время видеоконференции по вопросу подготовки ко Дню Победы в этом году, на данный момент в очереди стоят 15 тысяч человек. «Есть проблема, касающаяся обеспечения жильем ветеранов войны. Вы понимаете, как дорого время, время для решения задач. Я прошу вас решить эти вопросы в кратчайшие сроки», — сказала она.
Руководители страны обещали решить жилищную проблему всех нуждающихся ветеранов еще в 2010 году, то есть к 65-летию Победы. Соответствующий указ был подписан президентом Дмитрием Медведевым в 2008 году.
Тем, что «кратчайшие сроки» все растягиваются и растягиваются, возмущены в Общественной палате. Как рассказал «Ленте.ру» глава комиссии ОП по проблемам национальной безопасности Александр Каньшин, палата направила обращения президенту России Владимиру Путину, председателю правительства Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Сергею Нарышкину, в которых просит выполнить взятые на себя государством обязательства.
«Мы часто говорим, что мы великая страна. При этом забываем, что надо уделять больше внимания отдельному человеку. Если ветераны, завоевавшие для нас победу, до сих пор без жилья, в этом оценка нашего общества и государства», — говорит Каньшин.
В Общественную палату поступает множество жалоб от ветеранов, в основном на то, что не признаются их права на квартиры, то есть ветеранов не ставят на учет, рассказывает Каньшин. «На сбор всех необходимых справок может уйти полгода, а то и год», — возмущен собеседник.
Муниципалитет может не признать дом, в котором проживает ветеран, ветхим, тогда формально его будут считать пригодным для проживания.
Мэр Москвы Сергей Собянин еще в 2013 году заявлял, что московские ветераны полностью обеспечены жильем по президентской программе. Из этого следует, что 15 тысяч ветеранов без жилья — из регионов.
Не застрахованы деньги, выделенные в рамках программы и от криминала. Например, в Калужской области сотрудники МВД в рамках расследования уголовного дела выяснили, что из средств, выделенных в рамках президентской программы на строительство жилья для ветеранов в области, похитили почти половину, а в построенных домах жить оказалось невозможно. В 2012 году в одном из них обрушилась стена, а в другом годом позже — кровля.
«В России осталось порядка 140 тысяч фронтовиков, в год уходит из жизни около 40 тысяч. Это значит, что года через четыре живых могут остаться единицы», — говорит ответственный секретарь Российского союза ветеранов Александр Кравчук. «Всем им уже за 90 лет, перенесшие тяготы и лишения, некоторые из них вынуждены годами стоять в очередях за обещанным жильем», — говорит он.
Менее масштабные проекты реализуются успешнее. Например, автомобилями и материальной компенсацией обеспечить ветеранов удается. В 2008 году президентом Владимиром Путиным был подписал указ, по которому инвалиды, в том числе участники Великой Отечестыенной, бесплатно получат в 2008-2009 годах легковой автомобиль или единовременную выплату в 100 тысяч рублей. Как сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе Минтруда, все, кто состоял на учете, получили либо то, либо другое. Таким образом, указ был реализован еще в 2009 году, сказали в министерстве.
Региональные власти ежегодно ко Дню Победы дарят ветеранам подарки в виде небольших единовременных выплат. В этом году ветераны Сургута получат по 3 тысячи рублей, ветераны-инвалиды — по 5 тысяч, решили власти города. Каждый ветеран, проживающий на Камчатке, получит по 4 тысячи рублей, сообщили в министерстве социального развития края. Оренбургская область скромнее — региональные чиновники подготовили для участников и инвалидов войны по 2 тысячи рублей, а для тружеников тыла, вдов участников войны, блокадников и узников концлагерей — по 500 рублей.
День Победы любят вспоминать все политики, но, к сожалению, этот праздник нередко используется ими для политических спекуляций и собственного пиара. Так, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский не ограничивается предложениями вроде отмены для ветеранов платы за коммунальные услуги. В 2006 году на пленарном заседании палаты он вызвал очередной скандал, подвергнув сомнению роль советских солдат в победе. В частности, он сказал, что «если бы немцам давали столько же водки, сколько нашим, то неизвестно, кто бы победил». Позже ему пришлось публично извиниться перед ветеранами.
Нельзя обойти стороной и проекты, анонсированные государством, цель которых — сохранить память о войне. В 2010 году Росмолодежь заявила о старте Всероссийского проекта «Наша Победа», в рамках которого предполагалось создать уникальный, «самый масштабный» архив рассказов ветеранов о Великой Отечественной, снятых на видео.
Теперь он реализуется в основном силами активистов. «По состоянию на декабрь 2013 года было записано более 30 тысяч интервью. В этом году снято еще около 5 тысяч», — рассказала «Ленте.ру» руководитель проекта Татьяна Романова.
По ее словам, уже более месяца проект не курируется только Росмолодежью — его реализуют активисты при поддержке как Росмолодежи, так и иных государственных и коммерческих партнеров. «Центральный комитет проекта не был согласен с вектором развития — когда проект государственного значения, по которому уже есть ряд поручений правительства, сперва передали подведомственной организации, а потом и вовсе забросили, — говорит Романова.
Татьяна Романова рассказала, что и она, руководитель проекта, вышла из штата Росмолодежи, «чтобы не зависеть от скромных, но и тех не используемых Росмолодежью средств госпрограммы». По итогам анализа работы в 2013 году у проекта порядка 6-7 тысяч постоянных активистов, а в общем за прошлый год в мероприятиях проекта приняли участие порядка 300 тысяч молодых людей.