С тех пор, как в в 2007-м Голливуд запустил кинофраншизу о «Трансформерах», зритель каждые два года ждет выхода в прокат очередного блокбастера от Майкла Бэя. Иначе у него начинается абстиненция.
Даже те, кто не переболел трансформерами в детстве, хоть разок да пытались на минутку отнять у ребенка только что купленную машинку, чтобы собрать из нее что-то инопланетное. А уж более юной аудитории до мельчайших подробностей известны особенности конструкции, отличительные признаки и происхождение трансформеров, а также какие модели земной техники им соответствуют. Чем же мы обязаны мировому «трансформерному буму»?
Успеху продвижения трансформеров содействовала грамотная бизнес-стратегия. Специалисты фирмы Hasbro с конца 80-х в сотрудничестве с знаменитой компанией Marvel Comics применяли трехаспектную маркетинговую схему: аудитории предлагались на выбор набор игрушек, комплект комиксов и мультипликационный сериал от студии Sunbow. А лучше все и сразу. Эта многоцелевая атака позволила трансформерам стать культовым явлением в игровой и кино-индустрии.
Но все же выйти из тени развлекательной продукции для малышей трансформерам помог Голливуд. Поначалу автор «Армагеддона» и «Перл-Харбора» Майкл Бэй не был фанатом механической вселенной трансформеров. Его уговорил сам генеральный продюсер будущей мега-франшизы — Стивен Спилберг.
Как выдающийся специалист по визуальным эффектам, Бэй разработал новый, усложненный дизайн для роботов, а во время съемок старался сохранить как можно больше денег из бюджета для технических инноваций. Он даже подписал контракт с крупнейшей автомобильной корпорацией General Motors и получил в свободное пользование лучшие образцы автомобилей и прочей современной техники. Декорациями к фильму стали конструкторское бюро General Motors в городе Уоррен штата Мичиган и испытательный полигон в Милфорде.
Одним из героев его первого фильма стал смешной автобот Бамблби (Шершень), который в комиксах трансформировался в фольксвагеновского «жука». Этот слегка устаревший красавец чуть было не достался Шайе ЛаБафу в первом фильме. Он стоял рядом с раздолбанным Chevrolet Camaro на стоянке магазина в первом фильме, но Chevrolet оказался более настырным — и стал самым трогательным «стальным героем» франшизы.
В четвертой части «Трансформеров» роль Бамблби сыграют теперь уже два Шевроле: одним из них стал новейший Camaro Concept 2014, а вторым — модифицированный «винтажный» Camaro SS 1967 года. Желтый Шершень хоть и не является главным автоботом, однако он — самый известный на сегодняшний день трансформер из всех. И, наверное, самый любимый. Масштабные модели именно желтого Chevrolet Camaro расходятся в магазинах быстрее всех прочих.
Все трансформеры в франшизе делятся на хороших и плохих парней: автоботов и десептиконов. Машины, в которые они превращаются, вполне соответствуют характерам их героев. Так, мирные автоботы трансформируются в легковушки, а агрессивные десептиконы способны обращаться различной военной техникой.
В «Трансформерах-4» уже другая группировка трансформеров, более древних и мощных, берет Землю на мушку. Ей противостоит компания могущественных бизнесменов и ученых, которые пытаются извлечь уроки из ошибок прошлого и улучшить технологии до такой степени, чтобы выйти за пределы земных возможностей. Но если bad guys в новом фильме напоминают мифологических чудищ в самых разнообразных вариантах, то good guys по-прежнему остаются в образе привычных машин, чья динамика не может быть слишком фантастической. Контракт с ведущей автомобилестроительной фирмой GM развязал руки создателям эффектов, превращающих автомобили в ботов. Понятно, что одно дело рисовать трансформеров в анимации, и совсем другое — воссоздавать технические подробности на экране в формате 3D для IMAX. Тут без поддержки технических специалистов в области машиностроения не обойтись, если хочешь, чтобы все выглядело «по-настоящему».
Значительно изменился также и модельный ряд роботов: на смену Джазу (Pontiac Solstice) пришел концепт Chevrolet Corvette Stingray. Кто был на Московском автосалоне в позапрошлом году, тот мог увидеть этот суперкар вживую. Он трансформируется в робота по имени Сайдсвайп. Интересно, что прототип разрабатывался просто как шоу-кар для Детройтского автосалона 2009 года, но режиссера он настолько впечатлил, что тот решил внести изменения в сюжет картины. В фильме также «засветились» прототипы Chevrolet Trax и Chevrolet Beat.
В финале «Трансформеров-3» автоботы и десептиконы покинули нашу многострадальную планету, оставив людей собирать ее по кусочкам после атаки на Чикаго. В четвертом фильме мега-франшизы под названием «Эпоха истребления» сменился и актерский состав. Звезда предыдущих трех картин Шайя ЛаБаф уступил главную роль Марку Уолбергу, а Меган Фокс, исчезнувшая уже после второй серии, вопреки ожиданиям на экран так и не вернулась. Зато в продолжении «Трансформеров» мы увидим Джона Гудмана, Стэнли Туччи и Кена Ватанабе, а также новое имя — юную красотку Никола Пельтц. Бюджет картины приближается к 170 миллионам долларов, и зрелище нас ожидает во всех смыслах фантастическое.
Жанр кино эволюционирует и трансформируется. Последнее время культурологов и кинохудожников занимает вопрос, что нужно современному зрителю от кинематографа: только развлечения, задевающего все чувства сразу аттракциона или это по-прежнему самым важным в кино остается рассказанная история, оживший текст? Для Майкла Бэя этот вопрос решен однозначно: «На Universal Studios я видел, — говорит режиссер, — как выстраиваются гигантские очереди, чтобы попасть на чудо-аттракцион. Семьи c детьми стоят по три часа, чтобы разок прокатиться. И тогда я подумал: «Нужно обязательно снять еще один фильм!» Если бы я не взялся за него, франшизу бы отдали другому режиссеру. И, возможно, не самому лучшему. И актерский состав бы набрали не первоклассный. Я просто не мог это допустить! Коппола, Скорсезе, Спилберг, братья Коэны лучше меня — как авторы. Но я могу научить их всех снимать роботов». Без сомнения, массовый зритель с этим согласится.