В интернете все большую популярность набирает видео с переводом речи Владимира Путина, посвященной присоединению Крыма к России. Этот клип был выпущен организацией Инициатива Постглобализация, объединившей политологов и экономистов из разных стран. Ролик, в картинках наглядно передающий содержание президентского выступления, за месяц набрал уже четыре с половиной миллиона просмотров и более тысячи ста комментариев. Мыслями по поводу увиденного делятся люди из США и многих стран Европы. Не обходится без споров: кто-то защищает российскую позицию, кто-то выступает против. Тем не менее сам по себе факт такого внимания к этому клипу говорит о том, что на Западе существует спрос на объективную информацию о позиции России по крымскому вопросу.
Большая политика
Европейские политики, как и прежде, отрицают правомерность включения Крыма и Севастополя в состав России. Их позиция не изменилась и вряд ли изменится: в украинской партии Москва и Брюссель играют на разных сторонах. Наметившееся было зимой хрупкое согласие разлетелось вдребезги, когда на Украине начал разыгрываться силовой сценарий, президент покинул страну, а в регионах пролилась первая кровь. За прошедшие сто дней события на юго-востоке Украины отодвинули крымский вопрос на задний план, но очевидно, что для западных лидеров Крым был и останется в ближайшей и среднесрочной перспективе украинской территорией. Это вряд ли помешает их контактам с Россией: в конце концов, прибалтийские республики несколько десятилетий находились в составе СССР, при этом часть государств, включая США, не признавала этого присоединения, а часть, включая Великобританию, признавала только де-факто, и все эти дипломатические и юридические игры никак не мешали Лондону и Вашингтону ни дружить, ни враждовать с Москвой.
Как рассказала Ленте.ру Елена Ананьева, старший научный сотрудник Института Европы РАН, ЕС сейчас расколот, внутри стран-членов идет брожение. Дело даже не в самом Крыме или Украине: мало кто из граждан стран Евросоюза там бывал хоть раз в своей жизни или хотя бы точно представляет, где эта территория находится. Для Европы вопрос о Крыме – часть более крупной проблемы: каким должен быть вектор внешней политики ЕС, стоит ли тратить силы и средства на программы вроде Восточного партнерства, мешающие развивать экономические связи с Россией? Многие граждане убеждены, что агрессивная восточная политика выгодна только чиновникам из Брюсселя. «К примеру, в Британии, где очень силен евроскептицизм и речь идет даже о выходе страны из ЕС, людям не нравится именно евробюрократия и наднациональные институты. Националисты добились большого успеха и в других странах Евросоюза, что свидетельствует о том, что в них растет раздражение от еврочиновников. Вся эта история с Восточным партнерством и программой соседства ЕС отвечает интересам Брюсселя, а не стран-членов», — утверждает Елена Ананьева.
В пятницу, 27 июня, Евросоюз обсуждал третий пакет возможных санкций против России. Речь о Крыме даже не шла, все заслонила гражданская война, которая идет сейчас на территории самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик. Решения по санкциям так и не приняли, отложив на несколько дней. Не в последнюю очередь из-за того, что попытка наказать Россию ударит также по ослабленной недавней чередой кризисов европейской экономике. Пострадает даже американский бизнес, невзирая на относительно небольшой товарообмен между Россией и США.
Деньги решают все
Американские и европейские СМИ по-прежнему критикуют действия России. Однако представители бизнес-сообществ придерживаются другой позиции на этот счет.
26 июня несколько ассоциаций американских бизнесменов заявили, что санкции нанесут ущерб США. В Financial Times вышла статья с заголовком «Организации американских бизнесменов критикуют санкции в отношении России». Торговая палата США и Национальная ассоциация промышленников купили рекламные площадки в газетах The New York Times, The Wall Street Journal и The Washington Post для того, чтобы сказать решительное «нет» антироссийским санкциям. Ведь единственным результатом, по их мнению, станет «вытеснение американских компаний с зарубежных рынков».
Американский бизнес опасается, что от ужесточения санкций против России выиграют европейские конкуренты и Китай. Бизнесмены советуют американскому президенту последовать примеру другого главы Белого Дома — Рональда Рейгана. Он прагматично отменил эмбарго на экспорт зерна в Советский Союз, введенный президентом Джимми Картером в ответ на действия СССР в Афганистане.
Тем временем европейские компании опасаются, что их место в российских инвестициях займут страны Персидского залива и все тот же Китай. На примере Великобритании можно также проследить достаточно неровную бизнес-политику крупных компаний в условиях серьезного давления по вопросу сотрудничества с Россией. Британский МИД заявил, что каждая компания сама имеет право решать, вести ей дела с Россией или нет. Кто-то рискует, кто-то предпочитает уйти с российского рынка. Нефтяной гигант BP не стал отказываться от соглашения с «Роснефтью», в то же время несколько банков из этой сделки вышли.
А вот немецкий бизнес активно выступает против санкций. Как язвительно заявил по этому поводу «заклятый друг России» сенатор Джон Маккейн: «Похоже, Германией управляет промышленный комплекс». Крупнейшие немецкие предприятия, включая химический концерн BASF, компании Siemens, Volkswagen, Adidas, а также Deutsche Bank призывали Меркель отказаться от антироссийской политики. На территории РФ действуют около 6200 немецких компаний. Как подсчитали аналитики Кильского университета, экономический рост Германии может сократиться на два процента, если приостановится сотрудничество с Москвой.
Австрийская газета Der Standard, когда только впервые появились сообщения о возможном введении санкций, иронизировало на тему, что именно стоит сделать, чтобы побольнее ударить Москву. Программа санкций состояла из трех ступеней. Верхняя касалась бы запрета на поставки российского газа и нефти. Но на это европейское правительство точно не пойдет. Нижняя — предусматривает запрет на импорт российских люксовых продуктов вроде икры, водки и меха. Но это предупреждение Москве, как поэтично выразилось издание, «больше подходит на бряцание пластиковыми сабельками».
В начале июня с призывом отложить введение санкций в отношении России выступила Италия. Позицию этой страны поддерживают Австрия, Испания, Кипр, Греция, Словакия, Венгрия и Болгария — страны, наиболее зависимые от российского бизнеса и от потока российских туристов.
Причем, с точки зрения Брюсселя, Болгария оказалась едва ли не «самым слабым звеном». С одной стороны, София поддержала первый пакет санкций против России. С другой в мае социалисты из парламентского комитета внесли постановление против новых санкций.Болгария, заявили парламентарии, воспринимает Россию как друга. Единственный нефтеперерабатывающий завод в стране контролируется «Лукойлом», а единственная в стране АЭС работает на российском топливе. К тому же Россия — второй по величине торговый партнер Болгарии. Именно поэтому, как отмечает МИД страны, санкции ударят по двум тысячам болгарских компаний. При этом сразу после вхождения Крыма в состав России глава парламентского комитета по связям с Россией Михаил Миров отправил в Госдуму поздравительное письмо.
Глас народа
Хотя свое отношение к нынешнему вектору европолитики, как уже отмечалось, простые жители стран ЕС выражают в основном через голосование на выборах в Европарламент, опросы общественного мнения также свидетельствуют: евробюрократы перегнули палку.
Немцы, по данным опросов, не одобряют санкции против России. Большую роль в этом играет их недоверие к Соединенным Штатам и нежелание поддерживать Вашингтон в этом конфликте. Жители Германии, во-первых, боятся быть втянутыми в войну. А, во-вторых, их отношение к США изменилось после разоблачений о шпионской деятельности американских спецслужб в Европе.
Недавний опрос, проведенный организацией WORLDBytes на улицах Лондона, также показал, что европейские и, в частности, британские СМИ переборщили с антироссийской пропагандой. Многим не нравится демонизация образа России и ее лидеров, люди недовольны тем, что события в местных газетах и телеканалах освещаются однобоко.
Можно вспомнить и недавний скандал с прослушкой телефонных переговоров в Польше, где чрезмерная поддержка проамериканской линии вызвала возмущение даже министра иностранных дел Радослава Сикорского, известного своей антироссийской риторикой.
Итак, в то время, как европейские лидеры увлечены политическими играми, бизнес пытается минимизировать издержки от этих игр. Вполне предсказуемо основное число «ястребов» оказалось среди политических элит, в то время как бизнесмены выступают за более трезвый и реалистичный подход к отношениям с Россией. Европейское общественное мнение напоминает сейчас сказочного Тяни-толкая, половины которого пытаются двигаться в противоположные стороны. Рано или поздно, впрочем, историческая неизбежность реализма возьмет свое, ибо, как еще полтора столетия назад написал Маркс, политика всегда останется надстройкой, возведенной на экономическом базисе.