Завершившийся чемпионат мира по футболу отличался, по мнению многих комментаторов, множеством неожиданных результатов и оказался одним из самых непредсказуемых за последние годы. Уже на его групповой стадии из борьбы за титул выбыли гранды мирового футбола — Англия, Италия, Португалия. И даже чемпион мира — Испания — сложил полномочия, не дойдя до плей-офф.
Страсти на футбольных полях Бразилии, казалось бы, царили нешуточные, голов забито много и скучным этот турнир никак не назовешь. На этом фоне достаточно неожиданно выглядит реакция на главное футбольное событие четырехлетия со стороны пользователей социальных сетей.
В исследовании, проведенном Brand Analytics, изучена динамика количества русскоязычных и англоязычных сообщений в социальных сетях во время чемпионата. Анализировалась активность пользователей «Вконтакте», Twitter, Facebook, my.mail.ru, «Одноклассники», «Живой журнал» (ЖЖ) и Youtube.
А нам всё равно
Первое, что бросается в глаза — практически безразличное отношение русскоязычных пользователей к наиболее ярким событиям мирового первенства. Количество их сообщений мало зависело от тех или иных эпизодов происходившего в Бразилии, оставаясь практически одинаковым на всем протяжении чемпионата.
Некоторый всплеск обсуждений вызвали лишь первый матч российской сборной, завершившийся ничьей с командой Южной Кореи (чуть более 200 тысяч сообщений в соцсетях в сутки), и последняя игра нашей команды в Бразилии, после которой она отправилась домой (180 тысяч сообщений).
Все остальное время активность обсуждений игр чемпионата русскоязычными посетителями социальных сетей только падала. Аппроксимированная (усредненная) кривая динамики количества их постов по теме чемпионата показывает снижение количества сообщений с примерно 180 тысяч в первый день игр до около 160 тысяч в день завершения четвертьфиналов.
В целом ход этой кривой оказался очень ровным, что говорит об очень вялой реакции в русскоязычном сегменте соцсетей — что бы там в Бразилии не происходило. Разве что разгром бразильцев Германией вызвал некоторые всплеск интереса — до тех же около 200 тысяч сообщений. А финал чемпионата по уровню комментирования в русскоязычном сегменте сетей не дотянул даже до первых дней соревнований.
Чужие не интересны
Реакция англоязычных пользователей была принципиально другой. Кроме того, что их постов, по понятным причинам было в социальных сетях существенно больше, чем сообщений на русском языке, динамика количества откликов очевидно связана с событиями чемпионата.
Всплески активности обсуждений вызвали, в частности, первая победа бразильской сборной и самый на тот момент крупный результат чемпионата — выигрыш Германии у Португалии со счетом 4:0. Кто тогда знал, что это еще цветочки, и мы увидим невероятные 7:1 в исполнении той же Германии.
Почти так же бурно англоязычные пользователи отреагировали на вылет Испании. Причем во всех этих случаях превышение пиков количества сообщений в соцсетях над уровнем аппроксимированной кривой графика было большим — почти в два раза или на 600 тысяч постов.
Любопытно также, что, в отличие от русскоязычных братьев, пользователи социальных сетей, которые писали по-английски, резко снизили свою активность после завершения группового этапа игр. Если во время матчей в группе среднее количество постов находилось на уровне 600 тысяч в сутки, то уже начиная с 1/8 финала оно упало до 350-400 тысяч, за исключением эпизода с травмой бразильского нападающего Неймара. Да еще финал откликнулся повышением активности в соцсетях, правда, далеко не запредельным.
Объяснение, вероятно, в том, что, по мере выбывания национальных команд из дальнейших игр, их болельщики теряли интерес к обсуждению хода первенства. Это интересное отличие от русскоязычных болельщиков, чья активность мало изменилась после того, как команда России покинула Бразилию — то ли их изначально российская команда интересовала меньше, чем сам чемпионат, то ли ничего другого от нее и не ждали.