Сто шестьдесят пять дзё под водой

Австралия откажется от строительства собственных подлодок в пользу японских кораблей

Подводная лодка типа «Сорю»
Подводная лодка типа «Сорю»
Фото: military-today.com

Правительство Австралии, похоже, свернет национальную программу по разработке и постройке новых подводных лодок, которые должны заменить устаревшие и ненадежные корабли типа «Коллинз». По неподтвержденным официально данным, австралийские власти намерены приобрести от восьми до десяти подлодок типа «Сорю» у Японии, причем эти корабли будут практически полностью построены на японских верфях. Благодаря сделке с Токио Канберра сможет сэкономить средства оборонного бюджета и заменить парк подводных лодок на несколько лет раньше. Оппозиция уже пригрозила расторгнуть возможную сделку, если ей удастся прийти к власти после выборов в 2016 году.

Собственные подводные лодки Австралия планировала проектировать и строить в рамках программы SEA 1000, о которой впервые было объявлено еще в 2007 году. Документом предусматривалось строительство 12 кораблей для замены шести имеющихся подлодок типа «Коллинз». Программа предусматривала масштабные вложения не только в непосредственно научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, но также в развитие судостроительной промышленности и подготовку кадров. Изначально на эти цели планировалось потратить по меньшей мере 26 миллиардов австралийских долларов (23,4 миллиарда долларов США), однако в 2012 году финансирование решили увеличить до 40 миллиардов долларов.

Строительство подлодок объявили одной из приоритетных целей, ведь австралийский флот смог бы получить новые, более мощные корабли, а экономика страны — много новых рабочих мест, а также инвестиции, в том числе и от иностранных компаний. При этом военные говорили, что в ближайшие несколько лет прямого нападения на Австралию со стороны других государств не ожидается, однако террористические группировки и нарастающая напряженность между странами Восточной Азии могут представлять серьезную угрозу национальной безопасности. С 2011 года Канберра проводит тендер на разработку технического проекта перспективных подводных лодок.

Приглашения на конкурс получили французская компания DCNS, испанская Navantia и немецкая ThyssenKrupp Marine Systems, владеющая верфью Howaldtswerke-Deutsche Werft. Эти предприятия известны как разработчики подводных лодок типа «Скорпен», S-80 и Type 212 соответственно. Из всех перечисленных компаний предложение австралийским военным сделала пока только немецкая: она намерена строить для Канберры подлодки проекта Type 216, существующего пока только на бумаге. Согласно предложению TKMS, Австралия сможет купить 12 кораблей за 20 миллиардов австралийских долларов или даже меньше.

Кроме того, о намерении попасть на конкурс заявила и шведская компания Saab, купившая в июле 2014 года все судостроительные активны ThyssenKrupp Marine Systems в Швеции за 49,6 миллиона долларов. Какие именно корабли собираются предложить Австралии шведы, пока неизвестно. По данным Saab, подлодки могут построены как по существующим проектам, так и спроектированы под конкретные требования военных. Министерство обороны Австралии, согласно условиям тендера, хотело бы начать строительство подлодок в рамках программы SEA 1000 в 2017√году, чтобы первый корабль встал на вооружение ВМС уже в 2025 году.

Любопытно, что шведская судостроительная компания Kockums приглашения к участию в конкурсе не получила. Причина этого проста. Именно Kockums в 1987-1989 годах занималась проектированием нынешних австралийских подлодок типа «Коллинз». Эти корабли, созданные по проекту Type 417, фактически стали увеличенной копией шведских дизель-электрических подводных лодок типа «Вестеръётланд», но были построены с массой недостатков. В частности, военные жаловались на сбои в системе боевого управления и двигателях. Но работы в конечном итоге были приняты, поскольку еще на испытаниях выяснилось, что «Коллинзы» превзошли проектную скорость, маневренность и глубину погружения.

Подлодки типа «Коллинз» поступали на вооружение Австралии с 1996 по 2003 год, а все обнаруживаемые неполадки устранялись в кратчайшие сроки. Тем не менее сейчас боевое дежурство способны нести не более одного-двух кораблей — остальные стоят у причальной стенки в базах приписки. И все потому, что командование ВМС Австралии с 2008 года не сумело сформировать полноценные экипажи кораблей — моряки, обученные управлению «Коллинзами» еще в годы их принятия на вооружение, начали уходить в отставку, а новые кадры на смену уходящим минобороны по какой-то причине почти не готовило.

Сейчас на вооружении ВМС Австралии стоят подлодки «Коллинз», «Фарнкомб», «Уоллер», «Дешене», «Шиан» и «Рэнкин». При водоизмещении 3,4 тысячи тонн корабли способны развивать скорость до 21 узла, а дальность их хода составляет 11 тысяч миль. Автономность плавания субмарин составляет 70 суток. Каждая подводная лодка вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 22 торпеды или крылатых ракеты Sub-Harpoon. Кроме того, с помощью торпедных аппаратов можно устанавливать морские мины. До конца 2014 года должна завершиться программа модернизации подлодок, в рамках которой корабли получат новые системы боевого управления.

В 2016-2017 годах на корабли планируется установить новые сонары. Согласно действующим планам министерства обороны Австралии, подлодки типа «Коллинз» будут постепенно списываться в 2024-2031 годах. До списания корабли будут использоваться как для морского патрулирования, так и для подготовки экипажей для перспективных подлодок. В мае 2013 года Мминистерство обороны Австралии договорилось со Швецией об использовании интеллектуальной собственности на подводные лодки типа «Коллинз». Таким образом, Канберра сможет применить все технологии шведских кораблей при создании перспективных неатомных субмарин.

Но технологии эти австралийцам, вероятно, уже не пригодятся. Дело в том, что в декабре 2013 года Канберра объявила о намерении заключить с Токио договор о доступе к некоторым технологиям двигательной системы подводных лодок типа «Сорю», стоящих на вооружении Морских сил самообороны Японии. В первую очередь речь шла о возможности создания трансмиссии для подводных лодок большого водоизмещения. Соглашение о передаче технологий, не являющихся государственной тайной, стороны подписали в июле 2014 года. Этот же договор предусматривал взаимную подготовку японских и австралийских военнослужащих.

Подводное водоизмещение подлодок типа «Сорю» составляет 4,2 тысячи тонн при длине 84 и ширине 9,1 метра. Корабли оснащены дизель-электрическими силовыми установками Kawasaki 12V 25/25 SB и воздухонезависимыми двигателями Стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R совместной шведско-японской разработки. «Сорю» способны погружаться на глубину до 500 метров, развивать скорость до 20 узлов, а дальность их хода составляет 6,1 тысячи миль. Подлодки вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 30 торпед Type 89 или крылатых ракет Harpoon. Строительство «Сорю» ведется на предприятиях Kawasaki Heavy Industries и Mitsubishi Heavy Industries.

По неподтвержденным официально данным, теперь вместо упомянутого тендера правительство Австралии собирается закупить именно корабли типа «Сорю», причем строить их практически полностью будут на верфях в Японии. Речь идет о покупке десяти подлодок, стоимость которых японская сторона оценивает в 20 миллиардов австралийских долларов. Это вдвое меньше, чем планировали потратить австралийские власти на самостоятельную разработку и строительство подлодок. При этом, опять же пока неофициально, Канберра планирует отклонить предложение немецкой ThyssenKrupp Marine Systems, поскольку проекту Type 216 не было построено пока ни одной подлодки. Шведской Saab, похоже, и вовсе рассчитывать не на что.

Как ожидается, покупка именно японских подлодок будет включена в новую стратегию национальной безопасности Австралии, которая будет обнародована в середине 2015 года. При этом официально о выборе в пользу «Сорю» министерство обороны Австралии может объявить уже ноябре текущего года. По какой именно причине австралийские власти решили отказаться от собственной программы SEA 1000 в пользу покупки японских кораблей, пока неясно. Очевидно, свою роль здесь сыграли несколько важных факторов, в том числе, возможность основательно сэкономить бюджетные средства и получить ключевые японские технологии для строительства субмарин.

Наконец, за счет сотрудничества с Японией Австралия сможет перевооружиться намного раньше, чем планировалось. Программа SEA 1000 была рассчитана на 30 лет, то есть австралийские военные получили бы новые подлодки лишь во второй половине 2030 годов. К этому времени все имеющиеся корабли типа «Коллинз» были бы уже списаны, и Австралия на несколько лет осталась бы вовсе без подводного флота.

подписатьсяОбсудить
Военнослужащие армии КазахстанаПрофилактика хаоса
Каковы цели российского военного планирования в Центральной Азии
Скованные беспроводной цепью
Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом
Отборные кадры
Как в России подыскивают присяжных для суда
Все очень плохо
Почему новая холодная война опаснее старой
Я вас не слышу
Чего не хватает новому Chevrolet Camaro: первый тест
Не отпускать и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезона
Северный олень
Сохранил ли новый Mitsubishi Pajero Sport свою суровость и страшно ли на нем заезжать в глушь
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон