Наследие Тавриды Крупнейшая греческая диаспора на полуострове Крым

Фото: pilgrimage.crimea.ua

В спорах, которые возникают вокруг принадлежности Крыма, часто мелькает полушуточное предположение, что никакой полуостров не российский, не татарский, не украинский, а вовсе даже греческий. Понятно, что речь в данном случае идет скорее о корнях человеческой цивилизации в Крыму, а не о политическом статусе полуострова в последние столетия. Тем не менее, следует признать, что греки, как наверное ни одна другая нация, внесли свой вклад в создание того Крыма или Тавриды, какой мы ее знаем. Именно они начали выращивать здесь виноград и делать вино, они построили здесь первые здания и города, вырастили первые сады и стали первыми рыбаками прибрежных вод. Конечно, пальму первенства у греков могли бы забрать тавры или кочевники — киммерийцы и скифы, но в отличие от греков они растворились без следа в мировой истории. Греки же живут в Крыму и поныне.

«Крым — это маленькая Греция», — говорит 72-летняя Ирина Зекова, председатель греческого общества села Чернополье, что в 45 километрах от Симферополя. На стенах в ее доме соседствуют фотографии родственников, флаги России, Греции, иконы и десять заповедей. В разговоре Зекова часто переходит на греческий язык и постоянно в знак подтверждения ваших слов использует греческое «нэ» (русское «да»). «В Карачоль (бывшее название Чернополья) наши предки пришли из Старого Крыма в 1871-м году. И приняли русское подданство, так как иностранцам было запрещено продавать землю. Но мы все равно прямо очень и очень греки».

Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены (фото: crimeaz.ru)

Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены (фото: crimeaz.ru)

Фото: crimeaz.ru

Греческая колонизация полуострова началась в VI в. до н.э. силами выходцев из ионийских городов малоазийского побережья и прежде всего из Милета. Единственной дорийской колонией на северочерноморском побережье был Херсонес, основанный в V в. в трех километрах от нынешнего Севастополя переселенцами из Гераклеи Понтийской (ныне город Эрегли в Турции). Колонии греков простирались от Калос-Лимена (на полуострове Тарханкут) до Пантикапея (Керчь), лишь на современном Южном берегу Крыма эллинам закрепиться не удалось. В период расцвета крупнейших греческих городов на полуострове население Херсонеса, например, по различным оценкам составляло от пяти до 20 тысяч человек, Феодосии — шесть-восемь тысяч человек, а в Боспорском царстве со столицей в Пантикапее проживало 150-200 тысяч человек, хотя как минимум половину из них составляли варвары.

О размерах хозяйства крымских греков того периода можно судить по словам Демосфена, который утверждает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба — около 16 тысяч тонн в год. В свою очередь Херсонес поставлял на экспорт до 10 миллионов литров вина ежегодно.

Плутарх, из жизнеописания Перикла, I век:

«Среди походов Перикла особенно популярен был его поход в Херсонес, доставивший спасение жившим там эллинам. Перикл не только привел с собою тысячу афинских колонистов и усилил ими население городов, но также провел поперек перешейка укрепления и заграждения от моря до моря и тем поставил препятствия набегам фракийцев, живших во множестве около Херсонеса, и положил конец непрерывной, тяжелой войне, от которой постоянно страдала эта земля, бывшая в непосредственном соприкосновении с варварами-соседями и наполненная разбойничьими шайками, как пограничными, так и находившимися в ее предела».

После появления на берегах Черного моря римлян, греческие города-государства и Боспорское царство подчинились новым хозяевам мира, сохранив при этом свои эллинские обычая и уклад жизни. И все же постоянные конфликты с варварами — скифами, сарматами, позже — гуннами, готами, а потом и хазарами, привели к тому, что греческие колонии после благополучного почти тысячелетнего существования начали приходить в упадок. На этом кончается эпоха античных греков в Крыму и начинается эпоха средневековых.

Зекова много вспоминает о депортации 1944-го года. «Всего в селе было 119 дворов и 619 человек. В 101-м дворе или один грек или оба греки, а в 18-ти — отцы семейства или русские или украинцы. Вот 101 двор и выселили. И ехали то полуголые — нам же сказали, что нечего не берите с собой, через неделю вернетесь обратно. Приехали в Пермскую область — кого в шахту, а там еще закон какой-то был, а кого — в лес, в бараки, где раньше уголовники жили. Вот и валили деревья, еды не было, 1200 граммов хлеба в день на семерых и все. В 1946-м бабушка умерла от голода. И молоко, и хлеб по спискам, а на детей и стариков ничего не давали. Да и местные на нас смотрели как на врагов народа. Мы же в таком качестве к ним и прибыли. Но когда мы молились, то мы молились о возвращение в Крым, а не в Грецию».

Гречанки Чернополья (фото: greece-chernopole.com)

Гречанки Чернополья (фото: greece-chernopole.com)

Фото: greece-chernopole.com

К моменту падения Римской империи и перехода греческих городов под контроль Византии, прекратили существование Калос-Лимен и Керкинтида (Евпатория), пришел в упадок Боспор. Центром греческой цивилизации на полуострове стал Херсонес, вокруг него была образована фема византийской империи. К этому же периоду относится появление в Крыму новых византийских, читай — греческих, крепостей — Горзувиты (Гурзуф) и Алустон (Алушта). В VIII веке, в период правления в Византии череды императоров-иконоборцев, в Крым переселилось множество монахов и простых греков-иконопочитателей. В результате взаимной ассимиляции греков, тавров, готов, аланов и прочих пришлых гостей в южнобережном и горном Крыму складывается новая средневековая народность с самоназванием «ромеи» — так же себя называли и византицы. Потомки этих ромеев и стали впоследствии так называемыми «мариупольскими греками». Последним государственным образованием, где преобладали греки, в Крыму стало княжество Феодоро (захвачено Османской империей в 1475 году), которое некоторое время мирно сосуществовало с татарами, пришедшими в Крым еще в первой половине XIII века и пережившее саму Византийскую империю на 22 года.

В годы турецко-татарского владычества (за османами оставался контроль над всеми важнейшими прибрежными территориями, а Крымское ханство находилось от Высокой Порты в вассальной зависимости) завершается создание нового этноса, причем достаточно редкого, поскольку его создавали народы, не связанные родством. Этому слиянию способствовала общность греческого языка и культуры религии («греческого православия») на территории. Со временем само звание в Крыму «ромей» стало синонимом «православный».

Разрушенный храм села Лаки (фото: cit.ua)

Разрушенный храм села Лаки (фото: cit.ua)

Фото: cit.ua

Между тем, в этот период количество греков в Крыму уменьшается — часть из них мигрирует в другие регионы Османской империи, а многие из тех, кто остается, перенимают тюркский язык, который становится средством межнационального общения на полуострове. На нем совершаются даже православные службы. До сих пор у части приазовских греков распространены тюркские фамилии, татарские танцы и прочее. В современной этнографии тюркоязычных греков принято называть урумами.

Сегодня каждое лето молодежь Чернополья отправляется на заработки на Южный берег Крыма. «В селе нет таких возможностей для работы, — поясняет Зекова. — Это раньше были колхозы, хорошие зарплаты и премии. С 1927-го года была артель, а уже с 1930-го колхоз. Кто не хотел вступать, того отправляли в Архангельск, вернулись они только перед войной. Но колхоз у нас был хороший, и скот, и фрукты, и табак выращивали. Мы сюда возвращались с 1967-го по 1974-й, все восстанавливали заново. А до этого жили в Александрии в Херсонской области — не пускали нас в Крым».

К моменту заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, по которому Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, но попадало в зависимость от империи Российской, греки составляли более трех процентов населения полуострова. Они проживали более чем в 80-ти населенных пунктах, в основном на Южном берегу и в горах, где занимались ремеслом, рыболовством, овощеводством, виноградарством, садоводством, каждый шестой был занят в торговле. Причем, ханская перепись движимого имущества, составленная при переселении крымских греков в Приазовье, показывает, что материальное благополучие основной массы греков было достаточно высоким.

Из письма императрицы Екатерины II князю Григорию Потемкину, март 1778 года:

«Данным сего числа нашему генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому рескриптом повелели мы живущих в Крыму греков, грузин и армян, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и пожелают поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях, то не токмо всех оных нашим пребывающим в Крыму военным начальникам принимать со всею ласкою и вспомоществованием к препровождению их к новороссийскому и азовскому губернаторам,... но и стараться всеми образами склонять и уговаривать, чтобы добровольно перейти оттуда согласились... Вам же силою сего повелеваем соответственно сему намерению нашему учинить со своей стороны надлежащия распоряжения, дабы новыя сии поселяне, со дня вступления в границы наши, не токмо в пропитании своем не претерпели ни малого недостатка, но и по рассмотрению вашему снабжены были как достаточным числом земли, так и нужными к заведению домостроительства их пособиями из казны нашей».

Идея переселения христиан, в том числе греков, из Крыма после Кючук-Кайнарджийского мира принадлежала, по одной версии Григорию Потемкину, по другой — командующему русскими войсками в Крыму графу Петру Румянцеву. Официального разрешения на это со стороны императрицы Екатерины не существовало, так как она не могла распоряжаться подданными другого государства.

Вместе с тем в России набирал силу «Греческий проект» и часть греков, которая до этого уже воевала добровольцами в российской армии, уже получила возможность поселиться на берегах Азовского моря. Туда же было предложено и переселиться главе крымских христиан митрополиту Игнатию со всей своей паствой. Организацией переселения 31 386 человек (18 тысяч греков, 12 тысяч армян, а также грузины и валахи) руководил Александр Суворов. Россия выделила на эту акцию 230 тысяч рублей. Сегодня в Приазовье проживает около 80 тысяч греков. В результате переселения Россия укрепила свои рубежи в отвоеванных у турок и крымских татар землях, а само экономическое положение Крыма было подорвано, социальная обстановка дестабилизировалась и спустя всего четыре года после исхода христиан он был оперативно включен в состав Российской империи.

Вместе с тем, по приблизительным данным, на полуострове все же осталось около 10 тысяч греков. Часть из них ассимилировалась с татарами, но все же в первой половине XIX века греческая крымская колония продолжала существовать, насчитывая около трех тысяч человек. В их число можно включить и переселенцев с островов Греческого архипелага, которые воевали с турками на стороне России. По указанию Потемкина из них был сформирован Балаклавский батальон, который нес охрану побережья от Севастополя до Феодосии с центром в Балаклаве. От этой группы переселенцев пошли так называемые «балаклавские греки».

Служба в селе (фото: pilgrimage.crimea.ua)

Служба в селе (фото: pilgrimage.crimea.ua)

Фото: pilgrimage.crimea.ua

«Церковь в селе, — рассказывает Зекова, — была построена еще в 1913 году. Во имя Святых равноапостольных Константина и Елены — это были покровители родины наших предков во Фракции. Построили на средства жителей села, правда в 1927 году во время землетрясения она пострадала, но через два года мы ее восстановили. А в 1932 у нас ее отобрали и сделали там клуб. После того как СССР распался, начали думать, как церковь восстанавливать. В 1996 году на конференции в Севастополе по теме: «Греки в поэзии Пушкина», где я представляла общество греков села, встретилась с профессором Афинского университета Лукией Друлией и Панаетисом Кациописом из МИДа Греции. И вот они пригласили нас, фольклорный ансамбль «Карачоль», выступать на фестивале в Афинах. И мы ездили и пели. А деньги, которые мы заработали, пошли на церковь. И в 1999-м году мы ее отстроили и освятили. А потом построили в селе и этнографический музей, тут нам очень помог Генеральный консул Греции в Одессе Алексис Стефанос».

Часть этих греков — рыбаки, торговцы и ремесленники — осела в Керчи и Еникале, где вместе с крымскими греками-старожилами, не переселившимися в Приазовье, основали свой орган городского самоуправления — Боспорский магистрат. Интересный факт — в начале XIX века греческих школ на полуострове насчитывалось больше, чем русских, татарских и армянских вместе взятых. А знаменитая Ливадия была основана Ламбро Качони (Ламбросом Кационисом), национальным героем Греции, флотоводцем и полковником русской армии. Он был родом из Левадии — городка в Центральной Греции — в честь него и назвал свои земли в Крыму.

Очередное массовое заселение греков в Крым началось во второй половине XIX века и продолжалось до революции в России в 1917 голу. Греки прибывали, а иногда просто бежали, из османских провинций Румелии (в основном из Фракии) и Анатолии. Возвращались греки и из Приазовья. Часть фракийских греков обосновалась в Старом Крыму и под Феодосией, откуда они позже переселились в Карачоль (ныне — село Чернополье в Белогорском районе Крыма). Многие из этих переселенцев начали в Крыму восстанавливать свои бывшие занятия: производство и переработка табака, виноградарство и виноделие, садоводство. Особенно много переселенцев прибыло в 1856-1861, 1878-1897 и в 1913-1919 годах.

Из письма Лаврентия Берия Иосифу Сталину 29 мая 1944 года:

«После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выселению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента, проверка и проческа населенных пунктов и лесных районов в целях задержания возможно укрывшихся от выселения крымских татар, а также дезертиров и бандитского элемента… Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занималась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т.д… НКВД СССР считает целесообразным провести выселения с территории Крыма всех болгар, греков и армян».

После революции и гражданской войны, когда часть греков предпочла вернуться на историческую родину, в Крыму их осталось 23 тысячи (3,3 процента населения). При этом грамотных греков было 47,2 процентов от общего числа. В Крыму существовало пять греческих сельских советов, в которых делопроизводство велось на греческом языке, работало 25 греческих школ с полутора тысячами учащихся, издавались несколько греческих газет и журналов. Эмиграция, между тем, продолжалась: греческая община подверглась репрессиям со стороны советских властей и частично ассимилировалась — к 1941 году в Крыму проживало уже 18 тысяч греков.

В годы Великой Отечественной войны греки страдали от оккупации наравне с другими народами Крыма — в 1942 году за поддержку партизан гитлеровцы полностью уничтожили греческое село Лаки в Бахчисарайском районе. Тем не менее, в 1944-м году греки как пособники немцев были депортированы вместе с армянами, болгарами, татарами и представителями других народностей. 15 тысяч крымским греков были выселены на Урал, в Казахстан и Узбекистан.

«У нас никогда не было никаких шероховатостей с другими народами Крыма, объясняет Зекова. — И знаете, может это и было представлено в некоторых СМИ, что нас под дулами вели на референдум в марте этого года. Нет, мы радовались, все шли как на праздник, даже батюшка боялся, что службу пропустим. Наша вера она ведь не в какого-то конкретного президента или другого человека, мы с русскими всегда жили рядом как православные братья, и мы приобретаем менталитет русского народа. И все же мы греки».

Только в 1956 году грекам было разрешено покидать места ссылки, но путь на родину, в Крым, был для них закрыт, поэтому многие селились на подступах к полуострову, в том числе в Херсонской области Украины. Но постепенно греки все же возвращались на полуостров — по данным переписи населения Украины 2001 года, здесь их насчитывалось 2,8 тысячи человек, хотя сама греческая община заявляет о четырех тысячах. Причем, по сравнению с переписью 1989 года греческая диаспора показала рост на 12 процентов. Сконцентрированы греки в основном в селах Чернополье, Садовое (Кировский район), Луговое (Белогорский район), микрорайоне Акрополис (здесь проживают греки, приехавшие из Грузии и Узбекистана) в Симферополе. Всего на полуострове сегодня существует 15 греческих национально-культурных обществ и религиозных общин. Да и в российский Совет Федерации Крым делегировал бывшего вице-премьера автономии Ольгу Ковитиди — потомка тех крымских греков, которые служили еще Екатерине II. А следы того, что сделали греки в Крыму за две с половиной тысячи лет, можно встретить по всему полуострову — от полуострова Тарханкут до Керчи.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.