Одно из самых значительных корпоративных художественных собраний в Европе, насчитывающее больше 60 тысяч произведений искусства, показывает часть своей коллекции в Москве. В Мультимедиа Арт Музее 14 октября открылась выставка «Факты и вымыслы», на которой представлены фотоработы из собрания банковской группы UniCredit. Куратор выставки, президент комиссии UniCredit по искусствоведению Вальтер Гваданьини рассказал в интервью «Ленте.ру» о том, зачем банку художественная коллекция.
Лента.ру: С чего началась коллекция UniCredit?
Вальтер Гваданьини: В 1975 году австрийский банк Osterreichische Landerbank принял решение коллекционировать произведения фотоискусства. Банк хотел создать себе новый имидж в сфере культурной деятельности: проводить в филиалах выставки, устраивать презентации фоторабот, а в перспективе — стать организатором первых в немецкоязычном мире симпозиумов по фотографии. Инициатором Fotografis — первой европейской банковской коллекции, посвященной исключительно фотографии, — выступила венская галеристка Анна Ауэр. Она столкнулась с тем, что фотографию почти невозможно было продать в те годы. Всех интересовала живопись или скульптура. Ауэр пришла к руководителю банка Osterreichische Landerbank Иво Станеку и поделилась с ним этим наблюдением. Станек предложил ей организовать в помещении банка серию фотовыставок. Он считал, что это сразу же привлечет внимание и министерства образования, и музеев, придаст нужный вес фотографии как виду искусства. В этом была его прозорливость: он увязал упрочение позиций фотографии с престижем и могуществом банковского учреждения, считая, что банк может выступить своего рода куратором интересующего его направления искусства.
За 40 лет коллекция Fotografis несколько раз переходила из рук в руки, пока в 1991-м не оказалась, наконец, в собственности Bank Austria. В 2005 году, в результате слияния банков, она вошла в художественную коллекцию ЮниКредит, а в 2009-м была сдана в долгосрочную аренду Музею современного искусства в Зальцбурге (Museum der Moderne Salzburg), где и находится по сей день.
Но все-таки коллекция включает не только фотографию, но и старых мастеров?
Да, художественная коллекция ЮниКредит включает в себя ряд абсолютных шедевров классической живописи. Из старых мастеров в коллекции находятся работы Джованни Джироламо Савольдо, живописца XVI века, он в постоянной экспозиции музея Брешии, Тинторетто, Каналетто, Франческо Гварди, Франсиско Гойя, фрески Карачи, Доссо Досси, Сарнео и Гуэрчино в нашем главном здании в Болонье. И есть более поздние работы в австрийской коллекции — Климт, экспонирующийся в музее Альбертина в Вене, Джорджо де Кирико, Уильям Блэйк, Оскар Кокошка и работы фотографов Анри Картье-Брессона, Эжена Атже, Александра Родченко. Великие произведения коллекции часто находятся не в самом банке, мы даем эти работы на выставки музеям, чтобы их видели люди.
Фото: Эрвин Вурм / VBK
Музеи получают эти произведения бесплатно?
Да, конечно.
А как обстоит дело с современным искусством?
В 2004 году запустился проект UniCredit & Art, «омолодивший» лицо коллекции. В проекте делается упор на современное искусство и, в частности, на работы последнего десятилетия. Проект направлен именно на то, чтобы рассказать о настоящем современного искусства и попытаться представить себе будущее, проводя политику не только тщательного отбора приобретаемых работ, но и поддержки деятельности музеев, галерей и даже отдельных художников.
Фотография стала неотъемлемой частью программы UniCredit & Art. К тому же специфика развития итальянской художественной сцены привела к ситуации, когда по причине существования крайне малого числа государственных (некорпоративных) коллекций фотографии на рынке все еще можно было найти выдающиеся работы фотомастеров 1980-х годов, продававшиеся удивительно дешево, учитывая их историческую значимость и качество.
В 2005 году к группе UniCredit присоединился HypoVereinsbank вместе со своей коллекцией. В соответствии с немецкими традициями коллекционирования HypoVereinsbank с самого начала сосредоточил внимание на современном искусстве, доверив роль консультанта Харальду Зееману, авторитетнейшей фигуре в мире современного искусствоведения. Благодаря такому подходу фотография очень рано вошла в коллекцию банка, в частности работами фотохудожников так называемой Дюссельдорфской школы, которая начиная с 1990-х годов представляла собой одно из самых успешных, в том числе и экономически, направлений в развитии фотографии.
Почему вы решили привезти в Россию только фотографии?
Дело в том, что мы уже привозили живопись из нашей коллекции в Москву. В 2011 году в Центре современного искусства «Винзавод» прошла выставка «Люди и Город», ее же мы показывали в Центре современного искусства CoCA в Торуне (Польша). К тому же можно смело сказать, что отдел фотографии в нашей коллекции огромный — около 4000 отпечатков, сделанных самыми важными авторами. Эта секция — пример того, как общество может посмотреть на себя со стороны. Здесь и реалистичные и фантастические работы. Мы считаем также, что наша фотоколлекция — отличный пример того, какой должна быть банковская коллекция. Для «Фактов и вымыслов» мы выбрали 90 интересных работ, которые покажут в МАММ в Москве. Там известные итальянские и мировые имена. Половина выставки приедет из Германии, половина — из Австрии и Италии.
Фото: Карен Кнорр
Банк часто выставляет свою коллекцию?
С 2009 года мы организовали пять выставок, включая последнюю. «ПрошлоеНастоящееБудущее» в 2009-м в Вене была своего рода обзорной выставкой, на которой экспонировались избранные вещи, созданные в период с XVI века до наших дней. Выставка «Люди и Город» прошла в 2011 и 2012 годах, как уже упоминалось. «Вещи причудливы» состоялась в музее MARTa в Херфорде, а «Большая магия» была организована в музее MAMbo в Болонье. И вот теперь представляем «Факты и вымыслы».
Вы говорили, что поддерживаете художников. Как это происходит?
Естественно, когда твои работы покупает банк, тебе это помогает (многие коллекционеры наблюдают за нашими покупками, рассуждая: если ЮниКредит купил, то и я куплю), но на всю оставшуюся жизнь этого не хватит. Например, когда мы купили наши первые работы фотографа Луиджи Гирри, он ничего не стоил, а несколько лет назад он стал знаменитым. Правда, он умер в 1990-х, так что ему лично это никак не помогло. Но похожая история была с фотографом Андреасом Гурски, которого мы когда-то купили за 20 тысяч долларов, а сейчас он продается за миллионы. Но я могу сказать, что, покупая современное искусство, практически невозможно предвидеть, сколько оно будет стоить через пару лет. Это сложный рынок.
То есть вы не просчитываете рост цен, когда покупаете?
Нет. Даже когда мне впервые позвонил Пьер Луиджи Челли, который в тот момент возглавлял департамент имиджа и коммуникаций ЮниКредит и отвечал за поддержание коллекции группы, и попросил заняться коллекцией, я спросил, что именно его интересует — какая-то покупка и последующая перепродажа или именно качественная коллекция. Оказалось, что второе. И мы сконцентрировались на культурной ценности собрания. Но если бы цель была перепродать картины через 10 лет, то мы бы покупали только Де Кирико и Моранди, потому что цены на них постоянно растут. Я понимаю, что культурная и финансовая составляющая идут рука об руку и никто не хочет разбрасываться деньгами, поэтому мы покупаем и Де Кирико, и Гурски, но не потому что хотим выгодно вложить деньги, а потому что они хорошие художники и нам подходят.
Есть коллекции, на которые вы равняетесь?
В Италии наш самый серьезный конкурент — банк Интеза СанПаоло. У них прекрасная коллекция итальянского искусства, которая намного богаче, если рассматривать период с 1940 по 1980 год, чем наша, зато коллекция группы ЮниКредит интереснее как раз с 1980-го — то, что касается современного искусства. Сложно сравнивать банковские коллекции. Каждая рождается в определенных условиях. К тому же коллекция — заложник своего владельца, потому что банки постоянно объединяются. С точки зрения количества произведений, коллекция ЮниКредит одна из самых крупных в Европе. Но, например, коллекция банка Сосьете Женераль всегда была сосредоточена на концептуальном искусстве 1970-х, и в этом направлении их коллекция качественнее. У каждого есть свои сильные и слабые стороны.