Президентские выборы в Бразилии завершились победой действующего президента Дилмы Руссеф. «Лента.ру» предлагает читателю перевод статьи британской газеты The Guardian, описывающей подробности яркой и захватывающей предвыборной борьбы между Руссеф и Аэсио Невисом.
В результате самых напряженных за многие годы бразильских выборов, прошедших 26 октября, президент Дилма Руссеф была переизбрана на новый срок. Самая крупная страна Латинской Америки останется под контролем Партии трудящихся, провозгласившей решение проблемы неравенства своим приоритетом.
Руссеф победила, набрав 51,6 процента голосов, что заметно меньше, чем ее результат на прошлых президентских выборах. Серьезную конкуренцию ей составил поддерживаемый представителями бизнеса кандидат Аэсио Невис.
Одержав победу, сияющая от счастья Руссеф провозгласила, что верит в единение нации. «Вместо того чтобы углублять различия, я надеюсь, мы создадим условия для объединения, — обратилась она к своим сторонникам в Бразилиа. — Я собираюсь стать куда лучшим президентом, чем была до сих пор».
Особую благодарность Руссеф выразила экс-главе государства Инасиу Лула да Силва, которого многие подталкивают к выдвижению своей кандидатуры на выборах 2018 года. Сама Руссеф не сможет баллотироваться на третий срок подряд.
В свою очередь Невис объявил, что позвонил президенту и передал ей поздравления, а также поблагодарил тех, кто его поддерживал.
В Рио-де-Жанейро более тысячи сторонников Партии трудящихся, несмотря на дождь, вышли на улицы, чтобы, собравшись в районе Лапа, наблюдать за подведением результатов голосования на гигантском экране. Как только объявили о победе Руссеф, толпа взорвалась радостными криками, люди начали размахивать флагами, танцевать и скандировать «Оле, оле, оле, Дилма, Дилма!»
«Это пойдет на пользу Бразилии, — говорит один из ликующих, Винициус Барчилон — Дилма многое сделала для бедных, и сейчас наше правительство намерено решить проблему неравенства».
Руссеф поддерживала бедные регионы на севере и северо-востоке страны. Эти регионы извлекли больше всего выгоды из проектов государственного развития, многие там получают bolsa familia — выплаты по программе борьбы с бедностью. Однако Руссеф потеряла немало голосов в более благополучных юго-восточных городах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Средний класс недоволен состоянием экономики и коррупционными скандалами.
Избирателей сбивала с толку порой весьма грязная предвыборная кампания, запомнившаяся обвинениями в мздоимстве, кумовстве и некомпетентности, оскорбительными сравнениями, распространением слухов через социальные сети, а также подозрительными задержками публикаций правительственных отчетов, касающихся бедности и вырубки лесов.
Главные СМИ Бразилии (в абсолютном большинстве занявшие враждебную по отношению к Руссеф позицию) сосредоточили внимание на крупном коррупционном скандале, в ходе которого выяснилось, что «откаты» от Petrobras, крупнейшей компании страны, использовались для подкупа политиков и наполнения бюджета избирательной кампании. В журнале Veja на этой неделе вышла статья, обвиняющая Руссеф и ее предшественника Да Силву в том, что им было известно об этой преступной схеме. Сами политики все обвинения отвергают.
Невис воспользовался скандалом для своего послания избирателям. «Существует один способ, позволяющий решить проблему коррупции раз и навсегда: не отдавайте голоса за Партию трудящихся», — заявил он в ходе финальных телевизионных дебатов.
Однако его призыв утонул в потоке встречных обвинений. Партия трудящихся сообщила, что Невис сам нечист на руку: он не только построил аэропорт на землях, принадлежащих его семье, но еще и в бытность губернатором штата Минас-Жерайс назначил на государственные должности полдюжины родственников. Также в вину ему вменялось неуважительное отношение к женщинам — это намек на слухи о том, что до свадьбы Невис поколачивал свою жену. В результате число поддерживающих его бразильянок сократилось, хотя сам Невис все отрицал.
Стороны оскорбляли друг друга, не слишком заботясь о выборе выражений. Например, Невис сравнил Жоао Сантано, ответственного за избирательную кампанию Партии трудящихся, с шефом пропаганды Третьего рейха Йозефом Геббельсом. В ответ Лула да Силва заявил, что отношение социал-демократов к бедным северо-восточным регионам страны ничуть не лучше отношения нацистов к евреям. Также он охарактеризовал Невиса как пьяницу и бабника и сказал, что тот не уступит в жестокости самому царю Ироду.
Тем не менее большая часть из 143 миллионов бразильцев с правом избирательного голоса выполнили свой гражданский долг мирно и даже с энтузиазмом. Хотя голосование в Бразилии обязательно, более 29 миллионов граждан воздержались от волеизъявления и около семи миллионов бюллетеней оказались пустыми или были аннулированы.
Руссеф, которая в студенческие годы была активной участницей марксистского подполья, заявила, что постарается развить усилия правительства по решению проблемы социального неравенства. Партия трудящихся находится у власти 12 лет. За это время число живущих за порогом бедности сократилось почти на 40 миллионов человек — это одна пятая населения страны. Разрыв между богатыми и бедными в Бразилии остается одним из крупнейших в мире, однако значение коэффициента Джини снизилось с 0,56 (2001 год) до 0,49, а уровень безработицы близок к рекордно низкому.
Однако общее состояние экономики дает меньше поводов для оптимизма. В этом году в Бразилии зафиксирована промышленная рецессия, и финансовые рынки ополчились на Партию трудящихся. О том, как Руссеф, экономист по образованию, планирует разрешить эту проблему, многое может сказать ее выбор министра финансов. Гвидо Монтега, занимающий этот пост в данный момент, уходит в отставку в конце года.