В министерстве культуры разработан проект развития велотуризма в России. Обустроить велосипедные маршруты в регионах распорядился глава ведомства Владимир Мединский. Климатические и географические особенности страны чиновника, видимо, не смутили. Зачем нужен этот проект, разбиралась «Лента.ру».
В отличие от стран Европы, в России велотуризм еще не стал массовым увлечением. Проблема не в том, что некуда отправиться на велосипеде, а в том, что места эти не приспособлены для велосипедных прогулок. Отсутствие велодорожек, кафе, гостиниц не смущает любителей экстремального туризма, но для массового и семейного отдыха такие «дикие» маршруты не подходят. В Минкульте решили исправить эту недоработку.
Как пояснила «Ленте.ру» директор департамента туризма и региональной политики Минкульта Ольга Ярилова, идея посадить россиян на велосипеды родилась в процессе решения других задач. «Надо развивать въездной и внутренний туризм, делать путешествия по России более доступными и интересными, — говорит она. — Надо облегчать доступ к памятникам культуры. Ну, и пропаганда здорового образа жизни как никогда актуальна. Велотуризм здесь представляется универсальным решением».
Ярилова напомнила, что Россию можно одновременно считать родиной велосипеда и велотуризма. По некоторым источникам, двухколесный самокат с педалями еще в 1801 году изготовил уральский крепостной кузнец Ефим Артамонов. А началом организованного велотуризма принято считать первое путешествие членов Петербургского общества велосипедистов. В 1882 году они преодолели на велосипедах 210 километров от Санкт-Петербурга до финской Иматры.
В министерстве уже объявили конкурс проектов, победители которого получат дополнительное финансирование. Все заявки должны соответствовать нескольким важным условиям. Во-первых, веломаршрут не может проходить по скоростной автостраде. Во-вторых, он должен включать максимальное число достопримечательных мест, памятников истории и культуры. И, в-третьих, идеальный маршрут должен быть закольцован. Это удобно. Велотурист приезжает в регион на автомобиле или на поезде. Пересаживается на велосипед, едет по намеченному маршруту и завершает его в той же точке.
65 субъектов уже заявили о готовности участвовать в конкурсе. Помимо Центральной России, где много культурно-исторических объектов, заявки приходят из Сибири, с Дальнего Востока, где велотуризм, как оказалось, очень популярен. Ярилова рассказала, что в Карелии уже несколько лет действуют веломаршруты вдоль озер, а также разработан маршрут вокруг музея-заповедника «Кижи». По ее словам, с каждым годом количество туристов на этих направлениях увеличивается.
Предполагается, что путешествовать по новым маршрутам будет легко и удобно. В министерстве уверяют, что работа не ограничится разметкой велодорожек. Потребуется полностью решить проблему навигации. Это далеко не праздный вопрос. Даже в Москве система дорожных и уличных указателей несовершенна, а в некоторых провинциальных городах она и вовсе отсутствует.
По словам Ольги Яриловой, министерство рекомендует всем авторским коллективам использовать на маршрутах аналог европейской системы навигации. «Это не только указатели направлений, но и пиктограммы, содержащие всю информацию о маршруте, где обозначены памятники, культурные объекты, зоны отдыха, кафе и магазины, медицинские учреждения. Словом, вся информация, которая может потребоваться путешественнику», — отметила Ярилова.
Но, чтобы маршрут был интересным, одной навигации недостаточно. В центре Москвы, например, можно встретить уникальные исторические памятники, на которых в лучшем случае установлены таблички с датой их возведения, не более. Туристу же хочется получить максимум информации об интересном объекте.
Проблему нехватки полезной информации в министерстве сейчас решают. Известно, что на начальном этапе возле каждого достопримечательного объекта будет установлен стенд с подробным описанием минимум на двух языках. Позднее разработают приложения для мобильных устройств.
Ольга Ярилова считает, что велотуризм может стать хорошим видом корпоративного отдыха. «Все уже устали от ресторанных вечеринок с концертами по любому поводу, — говорит она. — Другое дело, сплотить коллектив, отправившись всей командой в велотур».
Не смущает инициаторов проекта и факт, что на большей территории страны 5-7 месяцев в году столбик термометра остается ниже нулевой отметки. В министерстве считают, что маршруты можно адаптировать к климатическим особенностям регионов. «Нет плохой погоды, есть плохая и неудобная одежда, — напоминает Ярилова. — К тому же надо чаще устанавливать пункты питания, где туристы смогут отдохнуть, получить горячую еду и напитки». Зимние веломаршруты, по ее словам, уже действуют и на Байкале, и в Карелии, и в Хабаровском крае. Но пока они больше привлекают любителей экстремального отдыха.
Амбициозность министерских планов вызывает некоторую озабоченность. Есть опасение, что ради победы в конкурсе авторы разработают красивый проект, а реализовать его в полной мере не смогут.
Чиновники признают, что оценка реальных возможностей регионов станет основной задачей конкурсной комиссии. По словам Яриловой, есть определенный минимум, которым должны располагать местные власти. Эксперты министерства оценят, сколько средств потребуется региону для создания дорожек, инфраструктуры, навигации и всего прочего, что заявлено в проекте. «Надо понимать, что сделать все это за федеральные деньги невозможно и регионам придется рассчитывать на собственные бюджеты и на деньги инвесторов», — говорит представитель министерства. Впрочем, о том, что создание веломаршрутов будет финансироваться из федерального бюджета, в Минкульте не говорят.