Социальный призыв Почему врачи и учителя пополняют депутатские ряды

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Во власть приходят представители социальной сферы — из медицины, образования. А вот для бизнеса публичная политика и депутатские мандаты все менее интересны. Курс президента на деофшоризацию экономики, национализацию элиты, выразившийся, в том числе, в запрете для чиновников и депутатов владеть зарубежными активами и счетами, обязанность декларировать доходы — все это заставляет бизнесменов чувствовать себя неуютно во власти. «Лента.ру» выяснила, что ставка на врачей и учителей — считается одним из главных факторов политической стабильности.

Ярче всего «социальный» тренд виден на примере нового состава Мосгордумы. Если в пятом созыве выходцев из соцсферы было от силы шесть, то в свежеизбранном, шестом, уже 15 депутатов заняты в медицине и образовании. Большинство из них до избрания в столичный парламент не имели опыта политической работы.

Из предыдущих созывов в Мосгордуму перешли врач-педиатр Людмила Стебенкова и сенатор Зинаида Драгункина, по профессии учитель русского языка и литературы.

Для сравнения, в Мосгордуме пятого созыва, избранной в 2009 году, было лишь шесть депутатов, имеющих отношение к социальной сфере.

Треть депутатов нового созыва Мосгордумы — врачи и учителя

По итогам сентябрьских выборов депутатами Мосгордумы стали ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор гимназии Ирина Ильичева, директор школы Надежда Перфилова, замдиректора «Московского городского дома учителя» Нина Минько, Зоя Зотова из Академии госслужбы, заслуженный тренер России Ренат Лайшев, руководители городских бюджетных медучреждений Татьяна Батышева, Вера Шастина, Ирина Назарова, Ольга Шарапова, Ольга Ярославская, Лариса Картавцева и Алексей Мишин.

Депутатство традиционно привлекает и чиновников от образования. Пришедший в Мосгордуму Антон Молев ранее работал начальником Южного окружного управления образования города Москвы. Людмила Гусева (по специальности учитель математики) возглавляла московский департамент семейной и молодежной политики.

В верхней палате федерального парламента — Совете Федерации (СФ) — в результате сентябрьских региональных выборов также усилился социальный уклон. Прямые выборы губернаторов, проведенные в этом году сразу в 30 регионах, дали старт качественному обновлению состава СФ (каждый кандидат в губернаторы должен был представить трех своих кандидатов в сенаторы). В результате 18 из 30 губернаторов привели новых сенаторов, из которых 7 — представители социальной сферы.

Например, Волгоградскую область в Совете Федерации теперь представляет Елена Попова — глава волгоградской общественной организации многодетных и приемных семей «Много деток». Она сменила бывшего губернатора области Николая Максюту. На место старожила Совета Федерации, бывшего спикера Егора Строева, представлявшего в верхней палате интересы Орловской области с 1996 года, пришел заместитель главного врача Детской областной клинической больницы имени З.И. Круглой Владимир Круглый. Сенатором от Липецкой области назначили Ираиду Тихонову — уполномоченную по правам ребенка в регионе. Заслуженный учитель России, она сменила выходца из ФСБ Анатолия Лыскова. Губернатор Новосибирской области делегировал в СФ врача-педиатра Надежду Болтенко, успевшую поработать председателем Совета депутатов Новосибирска.

Перешли в верхнюю палату и видные «социальные» депутаты Госдумы. Например, вступившая в должность вице-спикера СФ Галина Карелова, вся карьера которой связана с решением социальных проблем. Или Елена Афанасьева, занимавшая в Госдуме пост зампреда комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Афанасьева известна как один из инициаторов поправок, вводящих запрет на усыновление российских детей-сирот американцами.

«Социальные люди» выбирают профильные комитеты. Например, ставшая сенатором заместитель премьер-министра правительства Башкортостана Лилия Гумерова (бывший воспитатель, преподаватель педагогики и психологии) заняла должность первого зампреда комитета по науке, образованию и культуре. Примечательно, что сменила она президента группы компаний «Селена» Анатолия Бондарчука, больше интересовавшегося строительством, торговлей и финансами.

Сенатор от Орловской области Владимир Круглый (слева) и сенатор от Курской области Валерий Рязанский

Сенатор от Орловской области Владимир Круглый (слева) и сенатор от Курской области Валерий Рязанский

Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

Директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов отмечает, что и во многих региональных парламентах с 14 сентября увеличилось число главврачей и руководителей вузов. Прежде всего речь идет о заксобраниях регионов, которые считаются проблемными для «Единой России» (ЕР), в том числе в Волгоградской и Брянской областях.

Ставку на людей труда Владимир Путин сделал во время своей предвыборной кампании в 2012 году, когда шел на третий президентский срок. Доверенными лицами народного штаба кандидата Путина стали врачи, учителя, токари, колхозники, металлурги. Ими и был окружен президент. Это и сформировало тенденцию, отмечает Пожалов.

Значительную роль в предвыборной кампании Путина сыграл бывший секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, в конце декабря 2011 года занявший пост первого заместителя руководителя администрации президента (АП). Комментируя тогда же списки ЕР в Госдуму, Володин сказал, что «народ, который хорошо знает проблемы той или иной социальной группы, обязательно должен присутствовать в выборных органах, учителя, врачи, рабочие должны принимать участие в решении этих проблем». Учителя, врачи, рабочие пошли в Госдуму по квоте созданного Общероссийского народного фронта (ОНФ), идеологом которого считают Володина.

Например, от Саратовской области — малой родины Вячеслава Володина — по квоте ОНФ в Госдуму попали директор Балашовской гимназии Людмила Бокова (в апреле 2012 года она была назначена сенатором), главврач горбольницы Василий Максимов. Уроженка Саратова Ольга Баталина до избрания в Госдуму работу в администрации Саратова совмещала с должностью проректора Поволжского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

«На региональных выборах 2013 года тенденция прихода во власть представителей соцсферы приобрела массовый характер, — говорит Александр Пожалов. — А сейчас это уже целостный процесс, устоявшийся тренд обновления поля публичной политики. Социальная сфера — среда выдвижения новых общественников и будущих политических деятелей, не имеющих серьезных репутационных рисков».

Сенатор от Республики Алтай Владимир Полетаев и сенатор от Волгоградской области Елена Попова

Сенатор от Республики Алтай Владимир Полетаев и сенатор от Волгоградской области Елена Попова

Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

На такие плюсы, как отсутствие репутационных рисков и риска возникновения конфликта интересов, указывают и в администрации президента. «Не бюджетник — это кто? Бизнесмен. Бизнесмен в Москве — человек заинтересованный… — рассуждает источник «Ленты.ру» в АП. — Он больше заинтересован в принятии тех или иных решений или нет? У бюджетника один интерес — зарплату чтобы платили. В лучшем случае, школу чтобы покрасили вне очереди. А когда принимаются решения по градостроительству — это то, что интересует бизнес».

Но опрошенные политологи все же считают, что делегирование в органы власти представителей соцсферы — не установка сверху, а некий объективный процесс.

«Это реакция политических сил на изменение общественных настроений, — подчеркивает Пожалов. — В обществе сейчас доверяют выходцам из социальной сферы, высок спрос на профессионалов, знающих проблемы на местах и способных помочь развитию своей отрасли. Это и реакция на дискредитацию в глазах общества крупного бизнеса и некоторых уже приевшихся профессиональных политиков прошлых лет».

Партия власти реагирует на этот запрос, включая в свои списки работников вузов, детсадов, больниц, поликлиник. Эксперты ИСЭПИ еще в своем июльском докладе отметили, что в «тройках» сенаторов, выдвинутых фаворитами кампаний, существенно, по сравнению с прошлыми годами, возросла роль представителей региональных вузов, больниц, школ, учреждений культуры и науки. Всего таковых оказалось 23 процента от числа всех выдвинутых кандидатов в сенаторы, это самый высокий показатель. Также в «тройках» увеличилось число лидеров региональных общественных организаций (10 процентов). А вот «олигархи-варяги» и представители крупных финансово-промышленных групп в этот раз не выдвигались.

«Социальные люди способствует обновлению проблемной повестки, помогают скорректировать ее в правильном направлении, — говорит Пожалов. — Слишком часто звучат претензии о том, что депутаты занимаются не теми проблемами, которые волнуют большинство граждан».

А для бизнеса публичная политика и депутатские мандаты все менее интересны. Курс президента на деофшоризацию экономики, национализацию элиты, выразившийся, в том числе, в запрете для чиновников и депутатов владеть зарубежными активами и счетами, обязанность декларировать доходы — все это заставляет бизнесменов чувствовать себя неуютно во власти. К тому же с этого года кандидатам на выборах нужно указывать данные и о погашенной судимости.

Сергей Собянин и депутат Мосгордумы Зинаида Драгункина

Сергей Собянин и депутат Мосгордумы Зинаида Драгункина

Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

По мнению члена политкомитета партии «Яблоко», одного из авторов Конституции Виктора Шейниса, не только эти факторы ослабили интерес бизнеса к власти. По его наблюдениям, значение законодательных органов ослабевает. Например, Мосгордума фактически лишена своей законотворческой функции и превращена в придаток исполнительной власти. Депутаты чаще выступают проводниками решений, принимаемых в администрациях, а не выразителями интересов своих избирателей. «Присутствие в парламенте уважаемого человека не гарантирует, что он будет располагать временем для полноценного выполнения своих депутатских функций, — говорит Шейнис. — Мой опыт депутатства показывает, что эта работа занимает все время».

По словам завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонида Полякова, наверху есть понимание того, что социальная политика — ключевой компонент внутренней политики как таковой.

«Сама политика сейчас менее идеологизирована, — объясняет политолог. — На повестке — не увлечение химерами, не конкуренция идеологий (что такое демократия, кто такие политики), а решение практических задач. Вопросы чистой политики, касающиеся партий, системы выборов и так далее — все это очень мало интересует большую часть электората. Максимальная озабоченность людей сосредоточена именно в социальной сфере: вопросы медицины, образования, доступности этих услуг и их качества, приемлемых цен на них».

По прогнозам Александра Пожалова, эта тенденция в полной мере отразится при формировании списков на выборах в Госдуму в 2016 году. «Не только власти, но и парламентской оппозиции придется следовать этой логике и обновлять свои кадры», — говорит он. Леонид Поляков согласен, что тренд долгосрочный. По его словам, политическая стабильность в государстве гарантируется только тем, что социальные запросы населения более-менее удовлетворяются.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше