Лайнер малайзийской компании AirAsia пропал, совершая перелет из индонезийского города Сурабая в Сингапур. Предположительно, он потерпел крушение в районе острова Белитунг, попав в зону турбулентности (по другой версии, пилот пытался обогнуть эту зону, но ему не хватило топлива, чтобы долететь до конечной точки маршрута). На борту самолета было 162 человека. Россиян среди жертв катастрофы нет.
Airbus A320-200 компании AirAsia, выполнявший рейс QZ8501 из индонезийского города Сурабаи (административный центр провинции Восточная Ява) в Сингапур, пропал с диспетчерских радаров в воскресенье утром. По данным перевозчика, в последний раз пилот выходил на связь в 06:17 по местному времени (02:17 мск), запросив данные о маршруте. Примерно через час после этого лайнер должен был приземлиться в Сингапуре. Поскольку этого не произошло, а связь с самолетом была утеряна с 07:24 по местному времени (03:24 мск), авиалайнер объявлен пропавшим. Власти Индонезии сообщили, что топлива было на 4,5 часа полета и самолет уже физически не мог остаться в воздухе.
На борту было 162 человека: 155 пассажиров и семь членов экипажа. В основном индонезийцы (156 человек), а также три гражданина Южной Кореи, один Франции, один Малайзии и один Сингапура. Имеются сведения, что один из пассажиров имел британское подданство. Среди летевших рейсом QZ8501 было 16 детей и один младенец.
Представитель авиакомпании AirAsia сообщил, что когда пилот последний раз выходил на связь, он просил разрешения изменить маршрут, чтобы избежать зоны турбулентности. На пути лайнера оказался грозовой фронт. Попадание в эту зону могло стать причиной катастрофы. По другой версии, пилот попытался облететь участок, где бушевала гроза, но ему не хватило топлива, чтобы, сделав крюк, долететь до конечной точки маршрута. Глава департамента авиации Минтранса Индонезии Йоко Муруйо Атмоджо (Joko Muryo Atmodjo) сообщил, что QZ8501 не подавал сигнала бедствия. Перед тем как самолет пропал с радаров, диспетчеры рекомендовали подняться на 6000 футов, чтобы покинуть зону плохой погоды.
Обнаружить сигналы аварийного радиомаяка пока не удалось. Однако предполагается, что самолет рухнул в воду возле острова Белитунг (Малайский архипелаг). Туда направлены шесть спасательных судов и два вертолета. Помощь в поисковой операции предложили власти Малайзии, Сингапура и Австралии.
Компания AirAsia — один из крупнейших бюджетных авиаперевозчиков Юго-Восточной Азии с маршрутной сетью, связывающей между собой почти все страны региона. Отделения компании зарегистрированы в Малайзии, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах и в Индии. У AirAsia репутация надежного авиаперевозчика. До настоящего времени ни одного серьезного происшествия с самолетами этой авиакомпании не было. За штурвалом рейса 8501 сидел опытный пилот, за плечами которого 6100 часов полетов. Самолет находился в исправном состоянии — последний раз проверку лайнер проходил 16 ноября.
My only thought are with the passangers and my crew.We put our hope in the SAR operation and ... http://t.co/m95Ei6OnEP
— Tony Fernandes (@tonyfernandes) 28 декабря 2014
В знак скорби по жертвам катастрофы авиакомпания на своем сайте изменила цвет логотипа с красного на серый. Ее глава, Тони Фернандес, сообщил в Twitter, что отправляется в Сурабаи, откуда родом была большая часть пассажиров, чтобы лично выразить соболезнования их семьям.
2014 год стал крайне неудачным для малайзийских авиакомпаний. В ночь на 8 марта авиалайнер Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, пропал с экранов радаров. Предполагается, что самолет направился в южную часть Индийского океана, где потерпел катастрофу. Поиски не дали результата. Точная судьба этого лайнера неизвестна до сих пор.
Следующий инцидент с самолетом той же авиакомпании произошел 17 июля. В этот день пассажирский Boeing 777, направлявшийся из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, потерпел крушение в Донецкой области. На борту лайнера находились 298 человек, среди которых — 85 детей и 15 членов экипажа. Все они погибли. Расследование причин катастрофы продолжается. Однако она сразу стала серьезным фактором напряженности в международных отношениях: противоборствующие на востоке Украины силы обвинили друг друга в причастности к трагедии.