На Берлинском фестивале состоялась премьера фильма Алексея Германа «Под электрическими облаками». Фильм создан в копродукции России, Польши и Украины и участвует в главном конкурсе. 10 февраля прошел официальный показ для жюри и гостей фестиваля, накануне картину посмотрели журналисты и состоялась пресс-конференция создателей. Часть представителей прессы покинула зал во время просмотра, не выдержав сеанс длиной в 138 минут, но оставшиеся журналисты встретили фильм аплодисментами, и атмосфера на пресс-конференции была вполне благожелательной. Корреспондент «Ленты.ру» передает из Берлина.
Это, пожалуй, единственный фильм в конкурсной программе нынешнего года, не поддающийся краткому пересказу. Даже составители фестивального каталога спасовали. Синопсис не излагает содержание истории, а скорее перечисляет пейзажи и персонажей, которых зрители увидят на экране: заснеженный берег реки, фантастический небоскреб, бродяга-киргиз, возвращающиеся в отчий дом дети, непонятый миром архитектор. Ловить концы сюжетной линии сначала утомительно, но потом понимаешь, что это необязательно, а может быть, даже и нежелательно. Лучше просто смотреть. Художник-постановщик этого фильма, Елена Окопная — полноправный соавтор режиссера. В выстроенном ею мире импрессионистская интонация соединяется с трагическо-ироническим пафосом современного искусства, а камеры операторов Евгения Привина и Сергея Михальчука внимательно следят за оттенками снега, тумана и ржавчины. Актеры с удовольствием взаимодействуют с этим меланхолическим миром, где можно включить старого робота, сделать стойку на голове гигантского памятника или посидеть у него на руке.
Сам режиссер называет свой фильм поэтическим — он действительно напоминает длинное стихотворение, где рифмуются обломки империи и гусарские бранденбуры, цитата из Сезанна в эпиграфе к фильму и фрагмент из выступления Горбачева, искусствоведы-полиглоты и букинисты-толкиенисты. Фильм поделен на семь частей, названия которых поэтичны сами по себе, например, «Долгие сны юриста по земельным вопросам».
Действие происходит в 2017 году, то есть через сто лет после Революции, погрузившей Россию во мглу. Тут есть и гастарбайтеры, и дискуссия по поводу творения знаменитого архитектора, «не вписывающегося в городскую среду», и попытка захвата участков для строительства доходных домов на территории музея-заповедника. Впрочем и тем, кто мало интересуется новостями, а знает Россию скорее по произведениям литературы и кино, будет интересно наблюдать, в какой причудливый пазл соединяются классические мотивы: от темы «лишних людей» до чеховского ожидания неба в алмазах, от «сталкеровской» эстетики промзоны до насыщенной декоративности в духе Параджанова, от трепетных балаяновских и михалковских интеллигентов до суровых героев Балабанова. Все это, разумеется, присутствует не только и не столько как открытые цитаты, а чаще в виде намеков – но эпизод с историческими играми не может все же не напомнить репортажи со съемок фильма «Трудно быть богом».
«Для того, чтобы погрузиться в нашу страну, нельзя говорить только о богатых и бедных, успешных или неуспешных. Надо говорить о какой-то совокупности. Для нас это по большому счету картина поэтическая. Нам была важна некая попытка исследования мира, попытка для самих себя ответить, в поэтической форме, не в форме утверждения “как должно быть”, а попытаться проникнуть в сущность того, куда движется наша страна. Для нас самих это было путешествие» — говорит Герман о замысле картины. «Мы исходили из того, что пытались показать мир в импрессионистском ключе, поймать образ времени. Условно говоря, показать снежинку на старом памятнике Ленину. Псевдодокументальность в кино начала себя исчерпывать. По мне она про то, что все просто. Все любят “просто”. А я люблю “все сложно”. Все герои нашего фильма — порядочные люди, несмотря на все обстоятельства. Эта порядочность заключается в выборе между предательством и непредательством. В этих людях, которые прорастают сквозь мерзлую почву, и есть надежда для России и вообще для всех» — рассказывает режиссер.
Образ недалекого будущего автор картины «Под электрическими облаками» пишет с прошлого, наглядно подтверждая свой тезис о том, что время в России идет не по прямой, а движется по кругу. Небо в алмазах закрыто электрическими облаками, купание красного коня оборачивается прогулкой с конем железным, а «лишние люди» все еще спрашивают себя, существуют ли они на самом деле.
Марина Рыженкова специально для «Ленты.ру»