Президент России на съезде РСПП поддержал идею переноса срока подачи уведомлений о наличии у российских собственников контролируемых иностранных компаний (КИК). Это решение объясняется намерением увязать старт процесса деофшоризации с готовящейся амнистией капиталов. Однако, как выразился сам Путин, в Россию «поступают тревожные сигналы из ряда стран» о том, что заграница может помешать возвращению капиталов на родину. Самих предпринимателей, кажется, больше волновала ключевая ставка Центрального Банка. Но президент их не обнадежил.
«Есть хорошая фраза — никогда не говори никогда», — заметил в разговоре с журналистами основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков. А спросили бизнесмена о том, не потерял ли он интерес к нефтяной отрасли после нескольких месяцев, проведенных под домашним арестом. «Все может быть — почему нет?» — пожал плечами Евтушенков. В этот день в отеле «Ритц-Карлтон», где проходил ежегодный съезд Российского союза промышленников и предпринимателей, Евтушенков был не единственным оптимистом.
Когда в плотное кольцо прессы попал министр экономического развития Алексей Улюкаев, у него поинтересовались показателями инфляции. «Сейчас мы вышли на уровень роста цен 0,2 процента в неделю. То есть, видимо, в марте этого года инфляция будет меньше, чем в марте прошлого года», — отметил министр. И даже выразил надежду, что инфляция и впредь окажется меньше прогнозируемой, то есть ниже 12 процентов. Выступая перед предпринимателями, министр допускал возможность того, что в следующем году страна выйдет на «позитивные темпы экономического роста». А например, отток капитала из России в 2015 году будет ниже прогноза в 115 миллиардов долларов. Министр финансов Антон Силуанов и вовсе оптимистично заявил, что пик негатива в экономике пройден, рубль укрепляется, а ситуация на финансовых рынках стабилизируется.
Однако Борис Титов, уполномоченный при президенте по правам предпринимателей, выступавший на сцене перед приездом Владимира Путина, вовсе не был оптимистичен в своих оценках. Он говорил о том, что 22 миллиона человек никак не оформили свои отношения с государством. И призывал предпринимать серьезные движения в сторону легализации малого бизнеса. «Предприниматели ждут, что ключевая ставка ЦБ будет измеряться однозначной цифрой», — озвучил, пожалуй, самые главные чаяния бизнеса, Александр Шохин — глава РСПП.
Но президент начал свое выступление с другого. Он говорил о дальнейшем расширении свободы для бизнеса. Признавал, что это было бы лучшим ответом на все внешние вызовы и ограничения. Обещал, что государство продолжит «создавать максимально благоприятные условия для всех, кто готов инвестировать в отечественную экономику и промышленность».
Наконец, он напомнил, что вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях, обязывающий собственников раскрыть информацию о своих зарубежных активах до 1 апреля. Путин согласился с предложением бизнес-сообщества о продлении этого срока, но не уточнил, о каком продлении может идти речь. Президент также призвал синхронизировать этот процесс с принятием закона об амнистии капитала.
Напомним, так называемая амнистия капиталов предполагает, что предприниматели, решившие легализовать свои средства и имущество в России, должны получить твердые правовые гарантии дальнейшего отсутствия у правоохранителей вопросов об источниках происхождения активов.
«В этой связи хотел бы вот что вам сказать, уважаемые коллеги», — тут Путин перестал читать по бумажке. «Я уже много раз говорил на эту тему. Кто-то услышал, кто-то нет, — он сделал паузу. — Поступает, я бы сказал, несколько тревожная информация из некоторых стран. У нас складывается впечатление, что могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию. Просто имейте это в виду».
Путин замолчал. В зале тоже стояла тишина. Все ждали продолжения. «А дальше вам решать, — добавил президент после паузы. — Но опасность такая — заблокировать возможность перевода, в том числе в российскую юрисдикцию, — существует».
Словом, родина может подождать, но заграница может помешать.
Путин подчеркнул, что все, связанное с амнистиями подобного рода, находится под контролем ФАТФ (международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и должно быть абсолютно легальным и понятным с международно-правовой точки зрения. «Чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений в том, что все происходящее в России полностью соответствует и международному законодательству, и международной практике, в том числе с точки зрения недопущения отмывания капиталов, полученных незаконным путем», — объяснил президент.
Ободряющих слов о ключевой ставке ЦБ предприниматели так и не услышали. Путину пора было вылетать в Астану, но он задержался для закрытой дискуссии с членами бюро правления РСПП, среди которых — такие представители крупного бизнеса как Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска, Анатолий Чубайс и Вагит Алекперов. После того как Путин покинул Ритц-Карлтон, Дерипаска рассказал журналистам, что президент вновь призвал российских предпринимателей, решивших вернуть капитал в Россию, не затягивать с этим.
Видео Ruptly