В этом году проводится крупнейшая избирательная кампания в местные органы власти. Но интерес партий к муниципальным выборам по-прежнему невелик, и «системным» участием может похвастаться только «Единая Россия». Остальным «приближение к народу» осложняют нехватка ресурсов, местные «князьки» и проблемы на основной работе у кандидатов, осмелившихся выдвинуться от оппозиции. «Лента.ру» побеседовала с представителями ведущих политических партий об их видах на новый избирательный сезон.
В 2015-м по всей стране замещаются мандаты около 90,5 тысяч муниципальных депутатов — сельских и районных советов, городских дум. Также предстоят многочисленные выборы глав муниципальных районов, городских и сельских поселений. Как уточнили в Центризбиркоме, точное количество кампаний станет известно только к июню, когда объявят об их старте (за 91 день до даты волеизъявления). «Подавляющее число местных выборов пройдет в единый день голосования 13 сентября. Но вообще этот процесс постоянный, главы муниципальных образований замещаются на протяжении всего года по мере истечения их полномочий», — говорит директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов. Например, на ближайшее воскресенье, 22 марта, выборы в муниципальные органы власти назначены в Забайкальском крае, Амурской, Иркутской, Кировской, Костромской и Ленинградской областях. Пожалов ожидает, что на сентябрь 2015 года придется 7-8 тысяч муниципальных избирательных кампаний.
Руководство страны призывает партии активнее участвовать в муниципальных выборах, мотивируя это тем, что для них это путь в политику и так они могут подготовить почву для участия в более крупных избирательных кампаниях. Например, чтобы зарегистрироваться на выборах губернатора, выдвиженцу надо собрать от 5 до 10 процентов подписей муниципальных депутатов (в зависимости от региона), и с этой задачей справиться легче, когда у партии достаточно своих муниципалов.
Тем более что крупным партиям подписи на местных выборах собирать не надо. Политолог Пожалов напоминает, что все парламентские партии и «Яблоко» (преодолевшее на последних выборах в Госдуму трехпроцентный барьер) освобождены от обязанности собирать подписи граждан на выборах депутатов всех уровней. У других партий все зависит от того, преодолели ли они трехпроцентный порог на последних выборах в заксобрание в каждом конкретном регионе и был ли у них успех на предыдущих местных выборах в конкретном муниципалитете.
По словам Пожалова, даже крупные партии, кроме «Единой России», зачастую игнорируют выборы именно «низового», поселенческого уровня, тогда как в борьбе за мандаты в городских думах и районных советах они менее пассивны.
В 2014 году в 14 регионах, где в текущем году запланированы губернаторские выборы, разыгрывалось 4726 муниципальных мандатов. При этом «Единая Россия» выдвинула своих претендентов на замещение 99,7 процентов этих мандатов, ЛДПР — 29,1 процент, КПРФ — 9,6 процентов, «Справедливая Россия» — 3 процента, другие партии — от 0 до 0,5 процентов. К примеру, в Тамбовской области на 111 муниципальных мест «Единая Россия» выдвинула 111 кандидатов, ЛДПР — 65, КПРФ — 11, «Справедливая Россия» — 2, остальные партии — ни одного.
С тех пор у партий, даже крупных парламентских, интерес к «низовым» выборам не усилился. Похоже, что в 2015 году поучаствует в них в полной мере, выдвигая кандидатов на большинство вакантных мест, опять только «Единая Россия». «Что такое местное самоуправление? Оно в России работает по принципу "полно обязанностей, а денег нет", и это самая главная проблема, — считает зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Финансируется МСУ по остаточному принципу, а никому не понравится ходить с протянутой рукой к главе местной администрации от партии власти, который часто ведет себя как князек. У многих сельских поселений нет средств даже на то, чтобы траву покосить. Если мы жалуемся на то, что у депутатов Госдумы нет полномочий, то что можно сказать о муниципалах?».
К тому же выборы, по мнению Рашкина, отбивает у людей все желание избираться. «На местном уровне административный ресурс включается на полную катушку, — говорит он. — Например, года два назад наш однопартиец работал в Бековском районе Пензенской области членом комиссии с правом решающего голоса. После этого он подвергся "репрессиям": у него отключили газ, воду, канализацию и даже угрожали лишением водительских прав».
В этом году, по словам Рашкина, коммунисты планируют выдвинуть своих кандидатов не менее чем на 50 процентов замещаемых мандатов.
Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов называет те же причины, что и Рашкин. «К глубинке меньшее внимание СМИ, меньше контроля, это не столица, где каждое нарушение на виду», — рассказывает он. По его мнению, этим и объясняются злоупотребления со стороны местных администраций. «Мы стремимся выдвигаться везде, но наши кандидаты подвергаются давлению», — отмечает Емельянов.
И добавляет, что желающих участвовать в муниципальных выборах найти непросто. От «Справедливой России» на это идут в основном мелкие предприниматели, самозанятые, а также учителя, врачи, работники культуры. «Но последние очень уязвимы: если они связывают себя с оппозиционной партией, у них обязательно возникают проблемы на работе», — подчеркивает Емельянов.
«ЛДПР на 100 процентов участвует в выборах губернаторов, мэров, депутатов горсобраний и гордум. Сложности с полномасштабным выдвижением у нас только на поселенческом уровне», — говорит первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко. И дело, по его словам, не только в масштабах страны (муниципальных образований в РФ свыше 22,5 тысяч). Диденко напоминает, что муниципальные депутаты работают на общественных началах, собираются на заседания, как правило, раз в месяц. Зарплату полагается только председателю совета депутатов и его первому заму. Остальные совмещают депутатство с какой-либо основной работой.
По его словам, муниципалы-единороссы — это в своем большинстве представители бюджетных учреждений, а ЛДПР выдвигает чаще студентов и пенсионеров. «Для молодежи этот опыт участия в выборах», — говорит Диденко, добавляя, что некоторые быстро разочаровываются в политике, тогда как другие идут дальше. Людей среднего возраста на местные выборы привлечь очень сложно. «Мы обычно выдвигаем кандидатов на 50-70 процентов мандатов. Но после "отсева" избиркомами получается процентов 30-40», — рассказывает он.
Секретарю ЦК партии «Коммунисты России» Сергею Малинковичу также не нравятся барьеры на местных выборах при регистрации кандидатов. «У нас в партии 50 депутатов, и только два из них — из региональных парламентов, все остальные муниципальные, — рассказал он «Ленте.ру». — Для нас это как раз тот уровень, где мы уверенно себя чувствуем. Но сбор подписей вернули даже сюда, и это дало преимущества четырем парламентским партиям. Собрать подписи нетрудно, а вот "защитить" их в избиркоме порой непросто. Часть кандидатов всегда отбраковывается». Малинкович согласен с тем, что участие в местных выборах позволяет партии выйти на более высокий уровень.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин обращает внимание на то, что у оппозиционных партий ресурсы ограничены, далеко не все партии обладают развитой структурой региональных отделений, поэтому к местным выборам они подходят выборочно. По его словам, «Яблоко» в местных выборах участвовать будет. «Я не могу сказать, что мы выдвинем кандидатов на все замещаемые мандаты, но попытаемся претендовать на их значительную часть», — утверждает он.
Муниципалитеты в стране очень разные — это и села, и городские районы, и округа. Собеседники «Ленты.ру» отмечают, что и конкуренцией везде разная: где-то невозможно найти достаточное количество кандидатов, а где-то между ними разворачивается настоящая борьба.
В Кремле признают, что муниципальный уровень — самый сложный. Как отмечал первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин, на местах приходится напрямую общаться с населением и решать конкретные задачи. Тем не менее «основа политики — это местная повестка и выборы на муниципальном уровне», считает он.