В ночь на 2 апреля в Охотском море затонул большой автономный морозильный траулер (БАМТ) «Дальний Восток». В настоящее время установлено, что из 132 человек, находившихся на борту, 56 погибли. Ведется розыск еще 13 моряков. Возбуждено уголовное дело. Вероятная причина катастрофы — нарушение техники безопасности при ведении работ по выборке 100-тонного трала. Проверка грозит всему изрядно устаревшему и небезопасному отечественному рыболовецкому флоту. В МЧС сообщили, что поиски пропавших без вести членов экипажа продолжаются, несмотря на наступление темноты. Установлено, что на борту затонувшего траулера были не только российские рыбаки, но и 42 гражданина Мьянмы. Об этом сообщили ТАСС в посольстве этой страны.
Скупость и аварийность
Средний возраст российских траулеров, по подсчетам Союза рыбопромышленников, составляет около 30 лет. Затонувший БАМТ «Дальний Восток» был, к примеру, построен в 1989 году. А за последние десять лет вообще не было спущено на воду ни одного крупнотоннажного рыболовецкого судна.
Фирмы скупают списанные иностранные суда за бесценок, наскоро подгоняя их под элементарные требования безопасности. В итоге аварийность в сфере морского промысла растет из года в год.
Эксперты не склонны при этом винить во всем предпринимателей. Окупаемость рыболовецких судов мала. Найти деньги для строительства новых — сложно. Кредиты на такие цели банки выдают неохотно.
По мнению заместителя председателя Союза рыбопромышленников Ирины Мокеровой, которое она озвучила на состоявшейся в январе 16-й Международной выставке «Море. Ресурсы. Технологии», изменить ситуацию в корне может только государство, занявшись кредитованием постройки рыболовецких судов.
Однако в настоящее время государство ориентировало судостроителей главным образом на выполнение оборонных заказов и на постройку транспортных судов для Северного морского пути.
Опасный промысел
Рыбоволовецкие суда гибнут в Охотском море и Татарском проливе, к сожалению, регулярно.
Если «Дальний Восток» затонул более чем в сотне километров от берега, то траулер «Вест» 23 сентября 2012 года пошел ко дну всего лишь в восьми километрах от суши. На его борту находились десять человек. Восьмерым удалось спастись. Корабль попал в шторм и потерял плавучесть после удара огромной волны.
Выяснилось, что «Вест» вышел в море без штатного капитана и нескольких членов экипажа. Были допущены и другие нарушение правил безопасности, достаточные для возбуждения уголовного дела.
В феврале 2011 года в Охотском море пропал траулер «Аметист». По предположению экспертов, судно утратило остойчивость в «условиях жестокого зимнего шторма с аварийным запасом топлива, без жидкого балласта и расходных горюче-смазочных материалов в днищевых цистернах, а также вследствие интенсивного обледенения». 23 члена экипажа пропали без вести. Судно нашли только через год на дне залива Шелихова с помощью глубоководных аппаратов.
Бывали и чудесные истории спасения моряков. Так, в октябре 2000 года, удалось вытащить из воды весь экипаж затонувшего в районе Курильских островов в ходе шторма рыболовного сейнера «Тайфун-1».
Тонули в Охотском море и иностранные рыболовецкие суда. В 2006 году были спасены все 19 членов команды траулера «Шойю Мару-52», ходившего под камбоджийским флагом.
Весной того же года всего за 15 минут затонул российский траулер «Диамант». На его борту находились 44 члена экипажа и два пассажира. Всех удалось спасти. Причиной кораблекрушения стало столкновение с льдиной. Камчатская транспортная прокуратура в ходе проверки установила, «что капитаном и вахтенной службой траулера не была учтена скорость движения судна и дрейф льда под воздействием течения и зыби. Судно на скорости 5 узлов сблизилось с льдиной и, не совершив своевременно маневра отворота, получило удар в левый борт».
Всем запретам назло
Согласно статистике, большинство кораблекрушений происходит все же в связи с человеческим фактором, а не из-за технических неисправностей на старых судах. Моряки нарушают инструкции, а порой и элементарные правила безопасности, что приводит к печальным последствиям.
18 декабря 2011 года в ходе буксировки затонула буровая платформа «Кольская». Сильнейший шторм настиг ее в 200 километрах к северу от Сахалина. Из 67 человек, находившихся на ее борту, спаслись лишь 14.
Платформу перегоняли в период сезонного запрета на буксировку. Моряки противопоставили свое мастерство силам природы и это привело к тяжелым последствиям.
Брошенный край становится суровее
Охотское море всегда считалось одним из самых опасных районов для мореходства из-за крайне неблагоприятных климатических условий и сложной навигации. Однако в последние два десятилетия этот регион стал еще более сложным по целому ряду причин.
Во-первых, устарела и сильно поредела с советского времени спасательная, да и любая другая инфраструктура. С побережья Охотского моря, Татарского пролива и Курил ушли пограничники, военные, метеорологи, маячные службы, рыболовецкие совхозы, да практически все, кто работал здесь или служил. Регион постепенно становится необитаемым, и попавшим в беду морякам рассчитывать чаще всего приходится только на самих себя.
Во-вторых, сильно обветшала и пришла в неудовлетворительное состояние материальная база рыболовецкого флота России, работающего здесь и без того в сложных условиях. На чем мы уже останавливались выше.
В-третьих, со времен СССР значительно снизилась престижность профессии рыбака и, как следствие, упал уровень профессиональной подготовки экипажей. Тотально не соблюдаются правила безопасности.
В то же время, жители прибрежных районов готовы идти в море на едва держащихся на плаву судах от безысходности. В условиях высокого уровня безработицы найти другой доход здесь практически невозможно. Чтобы как-то свести концы с концами, на выработанные опытом мореходства нормативы попросту закрывают глаза. Да и на Большой земле нет дела до того, что происходит на отдаленной окраине страны, пока не грянет трагедия, подобная нынешней, с траулером «Дальний Восток». Но вряд ли и это что-то изменит. А потому подобные трагедии будут регулярно происходить в Охотском море и на Курилах.