Противостояние между руководителем республики Карелия Александром Худилайненом и мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной не имеет рационального основания, — уверены эксперты «Ленты.ру». При этом конфликт между главами города и региона не может не сказываться на ситуации в субъекте федерации, особенно если речь идет о сугубо дотационной территории, переживающей кризис вместе со всей страной. Есть ли пути выхода из столкновения амбиций?
История Галины Ширшиной в сентябре 2013 года выглядела сказкой о политической Золушке. В ходе предвыборной кампании в мэры Петрозаводска действующий кандидат от «Яблока» Эмилия Слабунова была отстранена в судебном порядке, и на выборы от оппозиции предложили пойти Ширшиной — психологу, директору издательского дома. Политического опыта — ноль, равно как и опыта ведения кампании. Тем не менее Ширшина обогнала действующего градоначальника Николая Левина на 13 процентов, набрав почти 42. При том что борьба как таковая шла на сверхмалых высотах: явка — чуть больше четверти избирателей, двадцать три тысячи с небольшим — за Ширшину да пятнадцать тысяч — за Левина. В округах, контролируемых оппонентами Худилайнена, наблюдалась взрывная явка перед закрытием участков — такая, что никакой административный ресурс, заточенный под кандидата от партии власти, не помог.
«Левин Худилайнену категорически не нравился, — вспоминает московский политолог Константин Калачев, работавший в регионе. — Он его гнобил, чморил и только что ногами не бил. Во многом стараниями губернатора рейтинг Левина был опущен ниже плинтуса. При этом на партийных праймериз "Единой России" перед выборами мэра люди, которых двигал Худилайнен, не смогли занять достойное место, — и это при стимулировании партийцев, пришедших проголосовать! Праймериз выиграл Левин, и Худилайнену пришлось его, стиснув зубы, поддержать. Гнобил-гнобил, значит, а потом — бац: "Это мой кандидат!" Рассчитывать на успех было бы очень странно».
Ширшина выиграла, сказка кончилась, началась реальность. С одной стороны — полная декларируемая открытость перед горожанами, еженедельные видеоотчеты, скромный автомобиль экономкласса для себя, отмена «золотых парашютов» для муниципальных чиновников и снижение стоимости проезда в городском транспорте до десяти рублей (что вызвало первый всплеск недовольства Ширшиной, инспирированный петрозаводскими маршруточниками). С другой же — отсутствие прогресса в управлении городским хозяйством и более чем напряженные отношения с главой Карелии Александром Худилайненом — что, разумеется, не может не сказаться на финансировании городских проектов. Ведь ни Петрозаводск, ни субъект федерации сами должного количества денег не зарабатывают, а бюджет идет через республику. В результате Ширшиной угрожает досрочная отставка, поскольку депутаты городского совета Петрозаводска (Петросовета) также настроены не в пользу оппозиционной хозяйственницы.
Нужно сказать, что выигрыши оппозиции на уровне региональных центров случаются все чаще, что заставляет партию власти (и в узком, и в широком смысле) поневоле соответствовать новым политическим раскладам. Так, отношения губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого и мэра областного центра — единого кандидата от оппозиции, экс-депутата Госдумы из фракции КПРФ Анатолия Локотя, пришедшего к городской власти весной 2014 года, нельзя назвать идеальными: только что глава региона оценил работу муниципалитета в стиле «можно бы и получше». Однако, выиграв выборы, Локоть показал себя как вполне системный чиновник, готовый работать в предлагаемых обстоятельствах, — и, судя по всему, встречает понимание в областной администрации. А многочисленные скандалы вокруг мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана отражаются больше на политической репутации руководства Свердловской области, чем на актуальной жизни региона и уральской столицы.
Однако нынешняя ситуация в Петрозаводске, по мнению Константина Калачева, по-своему уникальна: «Ширшина виновата изначально, на уровне презумпции. Она — живое напоминание о провале стратегии и тактики губернатора в ходе выборов мэра. Никаких попыток наладить отношения со стороны Худилайнена не было. В подобных случаях нежеланному главе муниципалитета обычно предлагают разделить сферы полномочий, договариваются: "Вот ты один срок посиди в мэрах, а потом не баллотируйся". Тут же — только вариант ухода».
Для того, чтобы понять происходящее в Карелии, политолог Дмитрий Юрьев предлагает классификацию конфликтов между мэром и губернатором: «Типичный раскол в элитах — одни коммерсанты против других коммерсантов. У них непреодолимые противоречия, и они идут рубиться. Второй вариант — непримиримые политические противоречия: случай Урлашова в Ярославской области — противоречия между ныне подследственным мэром Ярославля и губернатором Ястребовым, поддерживаемые и раздуваемые на федеральном уровне и с обеих сторон. В случае с Карелией мы имеем дело с противоречиями неограниченных и мало чем оправданных амбиций». По сведениям Юрьева, региональные власти как раз предприняли несколько попыток договориться с Ширшиной, однако стоящий за ней предприниматель Василий Попов, представляющий «Яблоко», навстречу этим попыткам не пошел.
Следует ли говорить о том, что в Карелию вернулись политические девяностые, — а вместе с ними и эпические битвы муниципальных и региональных начальников? Вроде той, что была в Омске в конце минувшего века, когда схлестнулись губернатор Полежаев и мэр Рощупкин, причем первый имел в своем распоряжении четыре телеканала, а у второго их было три. «Былые противостояния времен конкурентных выборов имели совершенно иную мотивацию, — отрицает сходство Константин Калачев. — Сильный мэр тогда рассматривался как возможный конкурент в борьбе за кресло губернатора. Споры шли и по теме межбюджетных отношений регионов и их столиц. Здесь же надо учитывать прежде всего личностные характеристики Александра Худилайнена. Власти региона не склонны к компромиссам не только с мэром Ширшиной, но и с оппозицией вообще. Желание «поломать через колено» здесь доминирует, — именно таким образом Худилайнен обретает самость, полагая, что этот стиль добавляет ему очков. Поэтому один его политический противник сидит, другой — тоже сидит, а третью пытаются посадить».
Депутата Петросовета от фракции «Яблоко» Ольгу Залецкую только что освободили от ареста обычного, посадив под арест домашний: ей вменяют хищение 10 миллионов при продаже комбината детского питания. «Двое сидящих» арестованы зимой нынешнего года, по экономическим же статьям. Депутат регионального законодательного собрания Девлет Алиханов и бывший глава Петросовета Олег Фокин выражали, помимо прочего, интересы реального сектора петрозаводской экономики — городских служб и ЖКХ. Именно плохая уборка улиц — одна из причин, по которой Галина Ширшина может получить от городских депутатов «двойку», неудовлетворительное заключение о работе мэрии. В муниципалитете оправдываются тем, что грязный город, пробки и ветхий жилкоммунхоз — основные претензии к текущей деятельности Ширшиной — имели место в течение многих десятилетий до победы оппозиции. Но, кажется, Петросовет, в который после ареста Фокина пришло абсолютно лояльное Худилайнену большинство, к доводам мэрии прислушиваться не собирается.
Единственное, что смогла сделать Галина Ширшина, — перенести свой отчет перед Петросоветом с апреля на лето. В республиканской администрации по этому поводу вспоминают выражение «не бегай от снайпера — умрешь уставшим». В Москве собеседники «Ленты.ру» также уверены, что одному из двоих соперников придется уйти. И этот один — скорее всего, не губернатор, имеющий хорошую поддержку у «питерских силовиков» (чаще всего в качестве основного политического патрона Худилайнена называют Сергея Нарышкина, спикера Госдумы) и отменно отлаженную систему VIP-отдыха в Карелии.
Сказать, что Александр Худилайнен, увлекшись борьбой с оппозицией, полностью утратил контроль над текущими делами, нельзя. Даже его оппоненты признают, что стараниями губернатора в регион пришли почти все федеральные целевые программы, направленные на развитие инфраструктуры, и прочие блага. Однако при всех долгосрочных ФЦП отдачи от них жители региона пока не видят. Это отражается и на показателях самого губернатора: минувший год Худилайнен закончил в последней пятерке рейтинга Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), лишь в начале нынешнего выбравшись из критического административного положения. Для жизни в регионе это, впрочем, решающего значения не имеет.
«Очевидно, Ширшину вышибут, — считает Константин Калачев. — После чего, учитывая аресты, оппоненты действующей власти головы не подымут. Это не решает проблемы населения, высокого антирейтинга Худилайнена и — шире — проблем региона как такового. Экономическое состояние Карелии более чем плачевно, и люди это чувствуют на себе». «Так бывает, когда вместо столкновения двух сил сталкиваются две слабости», — формулирует Дмитрий Юрьев.
Пока же противники губернатора планируют проводить в Петрозаводске митинги. Среди требований — прекращение преследований политических оппонентов и уход Александра Худилайнена в отставку.