Правительство одного камикадзе Уйдет ли в отставку украинский премьер Арсений Яценюк

Арсений Яценюк

Арсений Яценюк. Фото: Сергей Супинский / AFP

В пятницу, 10 апреля, Верховная Рада с четвертого раза поддержала протокольное поручение главы парламента Владимира Гройсмана и создала рабочую группу для расследования возможных злоупотреблений в правительстве, которое возглавляет Арсений Яценюк. Фактически следственная группа должна обобщить обвинения, выдвинутые 18 марта отстраненным руководителем Госфининспекции Николаем Гордиенко. Речь идет о коррупции и нанесении ущерба на сумму 7,6 миллиарда гривен (примерно 320 миллионов долларов). Свои выводы комиссия должна предоставить до 7 мая, и, если обвинения получат подтверждение, кабинету грозит отставка. «Лента.ру» оценила перспективы главы правительства Арсения Яценюка.

Ответственность за ухудшение

О переходе войны между премьером Арсением Яценюком и президентом Петром Порошенко в открытую фазу на Украине заговорили еще до парламентского и правительственного кризиса, который вошел в неуправляемую фазу к концу прошлой недели. Понятно, что в условиях жесткой политической борьбы о какой-либо дружбе между двумя крупнейшими политиками страны с самого начала говорить не приходилось. Парламентские выборы прошлого года, когда «Народный фронт» действующего премьера неожиданно для многих оставил позади «Блок Петра Порошенко», а также последовавшая вслед за этим попытка Яценюка сыграть свою игру взаимных симпатий не добавили. Да, Яценюк по итогам длительных переговоров все-таки возглавил коалиционное правительство во второй раз, однако его возможность говорить с президентом с позиции силы быстро улетучилась.

Более того, за несколько месяцев, что Арсений Яценюк провел на посту председателя кабинета министров, ситуация изменилась радикально. Согласно своей номенклатуре, именно премьер несет основную ответственность за социально-экономический блок. Это тем более важно в условиях сильного парламента — президент Порошенко благодаря жесткой позиции коалиции по ключевым вопросам экономического блока фактически самоустранился от непопулярных действий, и тяжесть принятия самых неприятных для украинского общества решений легла на премьер-министра.

В условиях экономического кризиса, значительно усугубленного военными действиями на юго-востоке страны, обвалилась национальная валюта, а вскоре развернулось тотальное урезание социальных расходов, в частности государственных выплат и пенсий. Помимо цен значительно выросли налоги и тарифы для населения — один только газ подорожал в 3-6 раз, также увеличилась стоимость воды и электричества. Жесточайший экономический кризис ощутили на себе не только жители глубинки, но и киевляне, все чаще высказывающие недовольство социальной-экономической политикой правительства.

Фото: Ефрем Лукацкий / AP

Можно было сколько угодно ссылаться на требования МВФ и необходимость реформировать экономику, но в Верховной Раде, чуткой к настроениям населения, уже вовсю обсуждали, кто должен ответить за столь значительное снижение уровня жизни, хотя с момента формирования коалиции не прошло и полугода. Промежуточный виновный, конечно же, был найден: им на некоторое время стала председатель Национального банка Валерия Гонтарева. Причем в информационном поле Украины даже высказывались подозрения, что за этой интригой стояли люди премьера. Целью было переложить ответственность на президента, чьим сторонником и протеже являлась руководитель банка первого уровня.

Однако отставки не случилось. Очень быстро была найдена политическая формула, по которой ответственность Национального банка за финансовый кризис предлагалось обсудить только после получения кредита от МВФ, ведь уход Гонтаревой мог быть воспринят западными финансовыми институтами весьма негативно. Решили не рисковать. Кризис снова «повесили» на правительство и лично Арсения Яценюка. Не дала никаких видимых профитов и попытка премьера разделить ответственность с президентом — именно с этим были связаны его заявления о единой команде с Порошенко. Не помогло.

Непотопляемый

Тучи над головой Яценюка сгустились после решающей схватки Петра Порошенко с Игорем Коломойским. Днепропетровский олигарх, как известно, проиграл, подав в отставку и согласившись мирно сосуществовать на условиях, выдвинутых Порошенко. Любопытно, что в самый пик противостояния Яценюка в стране не было: он, если верить язвительным комментариям официальных и не очень официальных лиц, счел за благо в этот момент уехать, чтобы не оказаться втянутым в конфликт. Немудрено — премьера традиционно связывали с фигурой днепропетровского олигарха и частенько обвиняли в лоббировании его интересов на уровне Верховной Рады.

И еще одно любопытное совпадение: хотя обвинения против правительства Яценюка прозвучали в эфире украинского телевидения сразу после отставки главы Госфининспекции, то есть 18 марта, парламентский скандал все это время набирал обороты и достиг кульминации как раз в середине прошлой недели. Ровно тогда, когда распространились первые официальные сообщения о бегстве Коломойского то ли в США, то ли в Швейцарию. На этом фоне голосование за создание парламентской комиссии по расследованию обвинений, выдвинутых финансовой инспекцией, выглядит как явная прелюдия к отставке премьера. Собственно, к этому решению Яценюка уже подводят депутаты «Блока Петра Порошенко», но пока нет заключения комиссии, они получают жесткие ответы в стиле «сам дурак».

Петр Порошенко и Игорь Коломойский

Петр Порошенко и Игорь Коломойский

Фото: Михаил Палинчак / «Коммерсантъ»

Как долго продержится коалиция в такой обстановке, решительно непонятно. Страсти вокруг нынешнего кабинета разгорелись такие, что даже партнеры по коалиции — в частности, «Батькивщина» Юлии Тимошенко — громогласно требуют крови, объединившись по этому вопросу не только с президентской партией, но даже с радикальной «Свободой». В Верховной Раде периодически блокируется трибуна, под стенами парламента гудят митинги и демонстрации. Все говорит о том, что за непопулярные решения должен ответить Яценюк. Однако так ли Арсений Петрович прост?

Сценариев развития у этого скандала немного, но даже в нынешнем состоянии половина из них льет воду на мельницу действующего премьера. Допустим, следственная комиссия действительно находит какие-то злоупотребления и ситуация развивается в негативном для Яценюка ключе: парламент голосует за отставку премьера (для этого нужно 226 голосов, что, с учетом нынешней эмоциональности Рады, не самая сложная задача). Вряд ли это сильно подкосит лично главу «Народного фронта». Маловероятно, что указанные 320 миллионов долларов украл лично Яценюк. Значит, премьер не понесет никакой персональной ответственности, а просто освободит кресло премьера, выйдя подспудно из коалиции.

И даже после развала коалиции партия Яценюка остается самой крупной в парламенте. Если она перейдет в оппозицию действующему президенту, ему придется несладко. Единственный профит, который поимеет из этой ситуации Порошенко, — Яценюк на некоторое время станет «премьером отпущения», но чрезвычайно плохая экономическая ситуация и незаконченные реформы очень скоро сделают непопулярной фигуру следующего премьера, кем бы он ни был, а Яценюк получит возможность утверждать, что ему скрутили руки и не позволили сделать Украину раем на земле.

Поэтому, вероятнее всего, скандал спустят на тормозах после того, как Порошенко и Яценюк достигнут некоторых кулуарных договоренностей. Причем произойдет это наверняка с участием внешних игроков (как это было с Коломойским, который ушел в отставку после разговора с послом США). И все остаются при своих. Не стоит забывать о козырях, имеющихся на руках у нынешнего председателя правительства. А их немало.

Заседание Верховной Рады Украины, 7 апреля 2015 года

Заседание Верховной Рады Украины, 7 апреля 2015 года

Фото: Иван Коваленко / «Коммерсантъ»

Во-первых, министр юстиции и министр внутренних дел — люди, безусловно, из его команды. А именно МВД вместе со Службой безопасности Украины сейчас обеспечивает хоть какую-то стабильность в регионах. Кроме того, министерству внутренних дел подконтрольно и большинство добровольческих батальонов, не постесняющихся при случае организовать еще один Майдан.

Ну а самое важное: у Яценюка традиционно хорошие отношения с Западом, с иностранными кредиторами Украины. Переговоры с МВФ вел именно он, переговоры с США и Германией во многом тоже зависят от него. Арсений Петрович — политик настолько безоговорочно антироссийский, в этом смысле — полный камикадзе, что именно под такого персонажа Запад и будет давать Киеву деньги.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше