Новости партнеров

«Мы не понимаем, какой опасности подвергаем себя»

Почему правилам поведения на дороге детей надо обучать так же, как письму и математике

Фото: Андрей Коршунов / «Коммерсантъ»

Ежегодно на российских дорогах гибнут около тысячи детей и десятки тысяч получают травмы. Когда пострадавших в ДТП ребят спрашивают, что произошло с ними на дороге, их рассказы в большинстве случаев заканчиваются одинаково: «вдруг появилась машина…». В Минобрнауки считают, что правилам безопасного поведения на дороге детей надо учить так же, как письму и математике. Как и любой другой школьной дисциплине, этому предмету требуются современные методики и оборудование. О том, кто будет учить школьников правилам дорожного движения и как не превратить это обучение в скучную и бесполезную формальность, «Лента.ру» поговорила с заместителем министра образования и науки РФ Екатериной Толстиковой.

«Лента.ру»: С чего бы Минобру заниматься безопасностью движения? Мало у вас забот с ЕГЭ и реформой образования?

Толстикова: Речь идет не только о детях, но и о всех нас. Нам надо учиться не только тому, как быть хорошими водителями, но и тому, как быть хорошими пешеходами. Мы часто этого не осознаем. Я только тогда поняла, как важно быть хорошим пешеходом, когда сама осваивала вождение. Мы не понимаем какой опасности подвергаем себя и окружающих, перебегая дорогу в неположенном месте. Эти, казалось бы, несложные правила, надо объяснить детям как можно раньше. И не просто объяснить, но сделать так, чтобы соблюдение правил стало для детей нормой поведения. Важно воспитать чувство ответственности за свою жизнь. В том числе научить ответственному поведению на дорогах. Из ответственного, дисциплинированного пешехода, скорее всего, получится и ответственный водитель.

Но ведь прежде чем учить, нужно самим знать правила...

Содержательную часть всей программы определяют МВД и ГИБДД. Это все, что касается правил и регламентов, того, что водитель и пешеход должны знать о безопасности дорожного движения. Наша же задача — обучить этому. Разработать образовательные программы и методики, построить образовательные объекты.

Но зачем школьникам, которые и так перегружены, грузить еще одним предметом?

А его и не будет. Это было бы излишне. У нас же есть «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности». В рамках этих предметов детей всегда знакомили и продолжают знакомить с правилами дорожного движения.

Тогда что нового в этой федеральной программе?

Работа с детьми должна измениться. Не потому что раньше велась плохо. Просто жизнь меняется. Меняются правила поведения на дорогах, меняются образовательные стандарты. В конце концов, появляются новые образовательные технологии. Даже если содержание предмета остается прежним, мы сегодня можем давать этот материал совершенно иными средствами. Такое обучение будет более эффективным. Поэтому важно адаптировать образовательные методики к новым условиям.

Добавить туда информационных технологий?

Это тоже важно, но информационные технологии всего лишь одна из составляющих. Надо параллельно развивать такие направления, как игротехника и практика. Они присутствовали и раньше, но теперь их можно поднять на качественно новый уровень.

Заменить педальные машинки на электрические?

Это уж само собой. Но те же информационные технологии дают нам массу новых возможностей. Взять хотя бы компьютерные симуляторы и интерактивные системы. Однако все эти новшества и изменения требуют новых образовательных пространств. Поэтому мы занимаемся и строительными проектами, позволяющими применять новые методики и технологии. В этом году мы вводим в эксплуатацию детский автогород на территории лагеря «Орленок» в Краснодарском крае. Это большой экспериментальный полигон для отработки тех методик, которые мы собираемся использовать в дальнейшем. Там будет и теория, и практика, и игра. Два аналогичных центра уже работают в детском лагере «Океан» и в Ульяновске. В планах строительство еще трех таких центров. Также мы располагаем возможностью финансировать небольшие автогородки в регионах.

Я что-то подобное вспоминаю из своего детства. Помнится, был у нас в парке «Сокольники» такой городок с маленькими улицами и светофорами.

Хотелось, наверное, покататься там?

Разумеется. Мне же было лет семь или восемь.

Дети очень мотивированы к таким занятиям. Ребенок садится в электромобиль и как взрослый едет по улице, встречает других участников движения, совершает маневры. Это очень интересно, и в процессе игры дети быстро усваивают материал. Теперь мы добавляем к этому еще и помещения, где проводятся интерактивные занятия. Есть даже мобильный автогородок, представленный нами на «Международном салоне образования».

А еще у нас в школе проводились всякие утренники и прочие учебно-развлекательные мероприятия по тематике ПДД.

Они и сейчас проводятся. Более того, в университетах теперь много студентов, заинтересованных в образовательных программах для школьников. В МАМИ, я знаю, работает такая студенческая дружина. Студенты занимаются со школьниками и дошкольниками, а также проводят разъяснительную работу с водителями и пешеходами.

Я помню, эти мероприятия были формальными и скучными.

О, нет. Тут не тот случай. Ежегодно на базе МАМИ студенты проводят олимпиаду «Безопасное колесо» среди школьных команд юных инспекторов движения из разных регионов. Это, на мой взгляд, крайне любопытный проект. В несколько этапов проходят соревнования по правилам дорожного движения, по вождению, по оказанию медицинской помощи. Ребятам очень интересно, они очень активны. Подготовлено много методических материалов, которые помогут учителям и энтузиастам из других регионов организовать то же самое в своих школах.

А учениками автошкол вы занимаетесь?

Да, подготовка водителей — тоже наша зона ответственности. По крайней мере, во всем, что касается образовательных программ и методик.

Автошколы, наверное, с трепетом ждут очередных изменений?

Ничего не поделать, жизнь меняется. Недавно вступил в силу новый закон «О безопасности дорожного движения». Там немало нового, например, стало больше категорий транспортных средств — 16, вместе с подкатегориями. Эти изменения требуют обновления программ подготовки. Поэтому было разработано 49 новых программ обучения водителей. Соответственно, 16 программ подготовки по категориям, 31 программа переподготовки, и две программы повышения квалификации. Теперь можно по каждой категории либо повысить свою квалификацию, либо переподготовиться на другую.

Не многовато?

Только на первый взгляд. Такой подход позволяет водителю оптимизировать свое образование. В каждой программе есть базовый модуль, общепрофессиональный и профессиональный. Но, получив однажды права на вождение мопеда, при переподготовке на автомобиль, водитель изучает только профессиональный модуль. Это экономит и время, и средства. Еще появился совершенно новый курс — «Основы безопасности управления транспортным средством». Водителей, в частности, учат выходить из конфликтных ситуаций на дороге, контролировать свое самочувствие за рулем.

И это работает?

Работает. С августа прошлого года. Все автошколы уже обновили свои программы. Кроме того, мы разработали методическое обеспечение по всем дисциплинам базового курса. В Москве, Омске и Хабаровске строим три федеральных центра для подготовки специалистов по безопасному дорожному движению. Они потом будут готовить водителей.

У нас и с этими специалистами сейчас проблемы?

Есть некоторые сложности. Дело в том, что последние 20 лет система подготовки водителей состоит как бы из трех частей. Это оставшаяся от СССР система ДОСААФ, государственная система средне-профессионального образования и частные автошколы. Однако единых методик и программ не было. Теперь они есть, и нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в них и оперативно реагировать на любые изменения. А изменения, как уже говорилось, происходят постоянно. И в части программ и методик, и в части образовательных технологий. Например, возникает необходимость в подготовке водителей с ограниченными возможностями. Появляются сложные динамические тренажеры, позволяющие, не выезжая на улицу, отработать множество стандартных и нестандартных дорожных ситуаций. Всему этому людей надо учить. Важно, чтобы преподаванием занимались компетентные специалисты, чья квалификация не вызывает сомнений. Профессионалы. Пока таких не много.

И что в вашем министерстве по этому поводу думают?

Мы планируем, что все преподаватели автошкол будут проходить подготовку в таких центрах, которые создаются в Москве, в Омске и в Хабаровске. Сейчас, правда, нет нормативной базы, которая сделала бы такую дополнительную подготовку обязательной.

Три центра на страну. Не мало?

Надо сначала посмотреть, насколько эффективна и востребована будет их деятельность. Проанализируем эти данные и тогда примем решение о целесообразности строительства новых.

Частные автошколы сегодня отвечают необходимым требованиям?

В целом — да. В связи с переходом на новые программы все автошколы переоформляли лицензии. Чтобы получить ее, надо согласовать с ГИБДД ту программу, по которой школа будет работать. Надо располагать автомобилями и автодромом. То есть тем минимальным набором, который позволяет действительно подготовить водителя. На наш взгляд, это помогло убрать с рынка тех, кто занимался банальной продажей дипломов.

Есть какой-то критерий оценки работы автошкол?

Сейчас таким критерием является сдача экзаменов в ГИБДД. Но его сложно назвать объективным. Если, например, три курсанта из тридцати не сдают теоретический экзамен, то автошкола получает предписание о некачественной подготовке учащихся. А в отношении практического экзамена такой оценки не делается. Возможно, в ГИБДД считают, что практическая подготовка менее важна. На мой взгляд, это не так.

Россия00:0124 сентября

«Делая вид, что лечишь»

Как работать без лекарств и оборудования: откровенный рассказ российского врача