«Прогресса» нет

Россия потеряла свой космический грузовой корабль

Cтыковка корабля «Прогресс М-27М» с переходным отсеком
Cтыковка корабля «Прогресс М-27М» с переходным отсеком
Фото: energia.ru

Транспортный корабль «Прогресс М-27М», который 28 апреля 2015 года в 16:07 московского времени должен был в автоматическом режиме состыковаться с Международной космической станцией (МКС), доживает последние дни и начинает падение на Землю. Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров в ходе брифинга, посвященного ситуации с грузовиком, официально признал его утраченным.

«Выявлено отсутствие герметичности в магистрали блока двигательной установки. В связи с этим продолжение полета транспортного грузового корабля и его безопасная стыковка с МКС не представляются возможными. В настоящее время ведется контроль бортовых систем транспортного грузового корабля и прорабатываются дальнейшие варианты затопления корабля», — сказал Комаров.

Центр управления полетами (ЦУП) не получает в полном объеме телеметрические данные с грузовика. Сам аппарат находится на короткоживущей орбите, окружен множеством обломков неясного происхождения и неконтролируемо вращается вокруг своей оси.

Надежнейший транспортный корабль второй раз в своей истории не выполнил свою миссию. Запущенный 28 апреля 2015 года в 10:09 московского времени на ракете-носителе «Союз-2.1а» грузовик уже при первом облете вокруг Земли не передал ЦУПу телеметрические данные в полном объеме.

Первоначально неполадки связали с нераскрытием двух антенн системы «Курс», при помощи которой осуществляется стыковка корабля с МКС, а также передается на Землю информация о расстоянии до аппарата и скорости его углового движения. В надежде получить телеметрию специалисты ждали второго пролета грузовика над территорией России.

«Корабль будет пролетать над Щелковским наземным измерительным пунктом примерно в 11:41 московского времени», — сказал источник ТАСС. Связаться с кораблем ЦУПу удалось, однако даже после третьего пролета «Прогресса» над Землей «адекватной телеметрии» Центр не получил.

«Действительно, наблюдаются некоторые проблемы с данными телеметрии, они сейчас устраняются специалистами Роскосмоса, — вместо четырехвитковой системы мы перешли на двухсуточную», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе Роскосмоса.

Тогда стало ясно, что стыковка корабля с МКС, назначенная на 28 апреля, не состоится. Ее перенесли на двое суток, на 30 апреля. Позже стало известно, что неполадки с «Прогрессом» могут быть связаны с тем, что грузовик оказался на короткоживущей орбите.

Согласно данным сайта Командования воздушно-космической обороны Северной Америки, корабль располагался на короткоживущей орбите с перигеем (точка максимальной близости к Земле) на расстоянии 123 километров от поверхности Земли и апогеем на удалении 306 километров от нее, в то время как параметры расчетной орбиты — 193 и 238 километров соответственно.

Данные Роскосмоса свидетельствовали о других параметрах орбиты — с перигеем 193 километра и апогеем 279 километров. В любом случае это означало, что орбита «Прогресса» нуждается в корректировке. Однако позднее стало известно, что команды грузовику на включение его двигателей ЦУП пытался отправлять только 29 апреля, а не 28-го.

В качестве причины, по которой грузовик оказался не на расчетном месте, были названы неполадки в работе двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а». Указанный носитель только второй раз использовался для выведения «Прогресса», ранее для этого применялись другие ракеты семейства «Союз».

Предполагается, что двигатель сработал несинхронным образом: либо он проработал слишком долго, либо его мощность была завышена. Как отмечают двигателестроители, тестовые испытания силовых агрегатов для ракеты не выявили неполадок, поэтому одной из основных причин, вызвавших некорректную работу двигателей, можно считать сбои в их системе управления.

«Что касается информации о нештатной ситуации с этой ракетой — информация новая, поэтому пока специалисты выясняют причины неполадок и пытаются эту ситуацию наладить», — так прокомментировал журналистам ситуацию с космическим грузовиком пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЦУП не оставлял попыток наладить управление «Прогрессом». В случае, если орбиту грузовика удалось бы скорректировать, состыковать его с МКС при неполадках с системой «Курс» можно было бы при помощи ТОРУ — специального телеоператорного режима управления. При невозможности корректировки орбиты «Прогресса» корабль не достигнет МКС и будет потерян.

Позже НАСА показало видео Роскосмоса: камера, которую удалось включить на корабле, демонстрировала аномально быстрое и неконтролируемое вращение грузовика вокруг собственной оси — один оборот за примерно четыре секунды. Это означает, что космический аппарат уже не функционирует в штатном режиме.

Полный оборот вокруг Земли грузовик совершает за полтора часа, за сутки 15-16 раз огибая планету. В течение этого времени корабль попадает в зону видимости российских служб слежения только шесть раз. Именно поэтому 28 апреля начиная с 17:00 ЦУП прекратил попытки связаться с кораблем и возобновил их только на следующие сутки, в 03:52 московского времени.

Вечером 28 апреля вице-премьер России Дмитрий Рогозин в своем Twitter сообщил, что находится «на постоянной связи с главой Роскосмоса» Игорем Комаровым.

29 апреля ЦУПу не удалось связаться с кораблем. Не удалось и включить его двигатели, чтобы скорректировать орбиту. Позднее Роскосмос отказался от этой идеи, посчитав, что запуск агрегатов на корабле с неадекватной телеметрией может быть опасен для экипажа МКС. Стало очевидно, что «Прогресс» потерян.

«Телеметрии нет. Раз до сих пор не удалось вывести космический грузовик из режима «закрутки» и стабилизировать его, маневр по ручной или телеоператорной стыковке становится слишком опасным: можно погубить экипаж и станцию», — сообщил РИА Новостям источник в ракетно-космической отрасли. В том случае, если «Прогресс М-27М» не достигнет МКС, он будет «признан космическим мусором».

Дальнейшие данные только подтверждали происходящее. Так, командующий центра космических операций на авиабазе ВВС США Ванденберг в Калифорнии генерал-лейтенант Джей Рэймонд сообщил, что на орбите рядом с «Прогрессом М-27М» обнаружено 44 обломка. Эту информацию позднее подтвердил Роскосмос. Определить происхождение обломков американским военным не удалось, однако есть версия, что это могут быть фрагменты третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1а» или самого корабля «Прогресс М-27М».

«Мы будем следить за ситуацией и работать с нашим правительством, международными и промышленными партнерами в целях обеспечения безопасности астронавтов, находящихся на борту Международной космической станции», — сказал генерал-лейтенант.

Неполадки с «Прогрессом М-27М» заставили Роскосмос обратить пристальное внимание на ту часть космической отрасли, которая для России является предметом традиционной гордости. Так, РИА Новостям стало известно, что запуски ракет-носителей «Союз 2.1а» приостановят до выяснения причин неполадок, приведших к неконтролируемому движению и потере связи с грузовиком «Прогресс М-27М». С другой стороны, источник ТАСС сообщил, что могут быть отложены пуски пилотируемых кораблей «Союз» и перенесена отправка нового экипажа на МКС.

«Часть элементов "Прогресса" такая же, как у пилотируемого "Союза". В частности, система сближения и стыковки с МКС "Курс" у этих кораблей одна и та же. Не исключено, что старт "Союза" с новым экипажем МКС могут перенести", — сказал источник.

Однако официально Роскосмос сообщил, что пока не откладывает дату старта экипажа к МКС. «В соответствии с планами пилотируемых полетов, на 26 мая намечен запуск "Союза ТМА-17М", но он будет запущен с помощью другой ракеты — "Союза-ФГ". Сказать, что ракеты "Союз-2.1а" и "Союз-ФГ" одинаковые, нельзя. Есть похожие элементы. Все решения будут приниматься после получения заключений госкомиссии о том, что ракета "Союз-ФГ" выполнит свою задачу», — сказал первый заместитель руководителя агентства и председатель госкомиссии по проведению испытаний Александр Иванов.

По состоянию на 29 апреля ЦУП, по всей видимости, прекратил попытки связаться с транспортным кораблем «Прогресс М-27М», однако не исключит попыток возобновления связи с ним в дальнейшем. Ожидается, что примерно 5-7 мая 2015 года «Прогресс» сгорит в атмосфере Земли, а его обломки не достигнут поверхности Земли.

«Так как запустить двигатели и выполнить корректирующий маневр не удается, космический грузовик постепенно теряет орбиту. Скорость снижения будет варьироваться в зависимости от состояния атмосферы и солнечного ветра, но в целом корабль только за эти сутки потерял десятки метров высоты», — сказал собеседник РИА Новости.

В настоящее время на МКС находится экипаж 43/44 в составе командира американца Терри Вертса и пятерых бортинженеров — россиян Антона Шкаплерова, Михаила Корниенко и Геннадия Падалки, а также итальянки Саманты Кристофоретти и гражданина США Скотта Келли. Для них «Прогресс» должен был доставить на МКС более 2,5 тонны полезного груза, включая 500 килограммов топлива, 50 килограммов воздуха, 420 килограммов воды, кислород в баллонах, аппаратуру и материалы для научных исследований, а также копию Знамени Победы. Однако грузов, которые 16 апреля 2015 года на станцию отправил корабль Dragon частной американской компании SpaceX, хватит на обеспечение жизнедеятельности экипажа до 5 сентября 2015 года.

С 1978 года, когда началось использование кораблей серии «Прогресс», грузовик не выполнил свою задачу во второй раз. Первый раз это случилось 24 августа 2011 года: во время пуска ракеты-носителя «Союз У» на 325‑й секунде произошел сбой в работе ее двигателя, и он отключился. Тогда грузовик не сгорел в атмосфере Земли, а упал в Горном Алтае.

Для расследований причин неполадок с «Прогрессом М-27М» на Байконуре создана рабочая группа. Она уже направила в Москву, где будет приниматься окончательное решение о причинах произошедшего, соответствующие документы. Из наблюдаемого можно заключить, что с «Прогрессом» случилось несколько принципиальных неполадок: нераскрытие антенн системы «Курс», неполная телеметрия, неконтролируемое вращение, а также вывод грузовика на короткоживущую орбиту.

Последнее можно объяснить некорректной работой двигателя ракеты-носителя «Союз 2.1а», однако остается открытым вопрос о причинах такой работы силовой установки: связана ли она только с ее системой управления или проблемы в самом двигателе? Последняя версия неполадок с «Прогрессом» — его разгерметизация, приведшая к избыточному ускорению грузовика и повреждению его оболочки.

«В ходе сеанса связи специалисты с Земли неоднократно посылали команду на включение основного двигателя "Прогресса", однако он не срабатывает. Он может не срабатывать как потому, что не работает приемопередающая аппаратура корабля, так и потому, что не происходит наддув баков топливом, хотя система управления команду воспринимает. Наддув баков может не происходить как раз из-за разгерметизации», — сообщил ТАСС источник в отрасли страны.

«Пуск и полет ракеты космического назначения проходил в штатном режиме, однако за полторы секунды до расчетного времени отделения корабля от третьей ступени зафиксировано пропадание телеметрической информации. При этом впоследствии было установлено, что отделение транспортного грузового корабля прошло своевременно», — рассказал о развитии ситуации глава Роскосмоса. После этого начали отказывать системы и агрегаты, и грузовик стал вращаться вокруг своей оси.

«Скорее всего, это некая нештатная ситуация, связанная с разделением корабля и ракеты-носителя. Кто и насколько в этом виноват, сказать сейчас нельзя», — сообщил Иванов.

Радиотехническая часть системы «Курс» производится на киевском предприятии «Элмис» и в России — «Ижевским радиозаводом» и «Научно-исследовательским институтом точных приборов». Кто именно поставлял аппаратуру для «Прогресса», известно только Роскосмосу. Ситуацию с некорректной телеметрией можно объяснить вращением корабля, в результате которого его антенны оказываются неправильно ориентированными относительно следящих станций. В любом случае, до оглашения официальных результатов расследования причин происшествия выводы делать рано.

Потеря «Прогресса» обошлась России в пять миллиардов рублей, тогда как грузовик был застрахован на сумму в 2,5 миллиарда рублей. Роскосмос подтвердил последнюю сумму. «Сам корабль с ракетой стоили около 1,986 миллиарда рублей, это совпадает со стоимостью страховки. Остальное составили затраты на пусковые услуги, транспортировку и так далее», — сказал Комаров.

Однако утрата Россией единственного космического грузовика оборачивается скорее не финансовым, а репутационным уроном. И причина тут не в том, оказалось ли Знамя Победы на МКС. Частные космические перевозчики и корпорации, НАСА, Европейское космическое агентство, космические ведомства Китая и Индии потеснили страну на рынке околоземного извоза.

«То, что произошла некая нештатная ситуация, которую мы сейчас пока объяснить не можем, ни в коей мере не может поставить крест на эксплуатации ракет-носителей семейства "Союз"», — заключил заместитель руководителя Роскосмоса Александр Иванов. Он же сообщил, что оглашение причин аварии ожидается до 13 мая.

Не вызывает сомнений, что Роскосмос и профильные организации делают все возможное для поддержания отечественной космонавтики на должном уровне. Однако экономический кризис и сокращение финансирования исследований космоса значительно ограничивают развитие отрасли.

подписатьсяОбсудить
00:06 14 августа 2016

Нечто

Что скрывается на секретной подледной базе США
Владимир Путин и Си Цзиньпин с супругойПоход на Восток
Почему главными темами для Путина станут Сирия, Донбасс и Курилы
«Будет мир, только часть народа будет убита»
Участники первой чеченской кампании о штурме Грозного, Кадырове и кошмарах
Голосование на избирательном участке в посольстве России во ФранцииСорвали голос
Провокации на Украине и другие помехи для выборов в Госдуму за рубежом
Ника борется за жизнь
Чудом выжившую девочку спасет внутривенное питание
Сергей Боярский во время сдачи норм ГТО «Не посрамлю»
Сын главного Д’Артаньяна Сергей Боярский за всеобщее ГТО, но против идиотизма
Военнослужащие армии КазахстанаПрофилактика хаоса
Каковы цели российского военного планирования в Центральной Азии
Шальная «Императрица»
Будни российских проституток
Отборные кадры
Как в России подыскивают присяжных для суда
Все очень плохо
Почему новая холодная война опаснее старой
Скованные беспроводной цепью
Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом
Джоан СмоллсДжетсет в действии
Instagram-хроники летних каникул мировых знаменитостей
Ода наслаждениям
Самые популярные Instagram-фото августа
Сам себе гастарбайтер
Фотоистория граждан Бангладеш, работающих за 10 долларов на вредном производстве
Бермудский прямоугольник
Фотограф выяснил, что россиянки носят в своих сумочках
Скука, тестостерон и дешевый бензин
В чем смысл «арабского дрифта» и зачем его легализовали
Я вас не слышу
Чего не хватает новому Chevrolet Camaro: первый тест
Не отпускать и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезона
Северный олень
Сохранил ли новый Mitsubishi Pajero Sport свою суровость и страшно ли на нем заезжать в глушь
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон