HoloLens наяву

«Лента.ру» в числе первых ознакомилась с прототипом очков дополненной реальности Microsoft HoloLens

Фото: microsoft.com

Когда Microsoft в январе представила очки дополненной реальности HoloLens и заявила, что пользователи будут иметь дело с голограммами, подробностей было очень мало. Корреспондент «Ленты.ру» на конференции Build 2015 смогла опробовать реальный прототип устройства в действии и поделилась первыми впечатлениями.

Идея сделать технологии дополненной реальности массовыми и коммерчески успешными не покидает умы ведущих разработчиков мира уже не первый год. В январе 2015-го, примерно 100 дней назад, на этот путь официально встала и Microsoft — именно тогда компания впервые анонсировала очки дополненной реальности HoloLens.

Однако об опыте работы с устройством можно было судить только по демонстрационным видеороликам, в которых представители Microsoft взаимодействовали с так называемыми голограммами в реальном мире. На конференции Build 2015 компания решила приоткрыть завесу тайны над новым устройством и внештатный корреспондент «Ленты.ру» оказалась в числе первых, кому удалось лично опробовать HoloLens в действии.

Немного начинки

Перед началом персональных демонстраций HoloLens компания предусмотрительно запустила специализированный сайт, где можно узнать о технологических особенностях очков. Первая и главная из них — в том, что HoloLens является самостоятельным компьютером, без какой-либо привязки к компьютеру, смартфону либо другим устройствам.

Второй момент: HoloLens — устройство именно дополненной, а не виртуальной реальности. «Голограммы», по сути, встраиваются в реальный мир вокруг пользователя. Сами «голограммы» представляют собой двумерные или трехмерные световые изображения, передаваемые с учетом параметров окружающего пространства. Они могут быть закреплены на определенном месте либо следовать за пользователем, однако их положение не зависит от направления его взгляда или движений головы.

Устройство оснащено голографическим процессором Holographic Processing Unit, двумя камерами — обычной и инфракрасной, системой подачи звука, имитирующей реальное звучание объекта, а также гироскопом и другими пространственными сенсорами.

HoloLens работает на полноценной версии Windows 10. По словам разработчиков, «голограммы» для HoloLens есть не что иное, как универсальные приложения под Windows 10, идею которых активно продвигает Microsoft. Как заявил «Ленте.ру» директор по маркетингу Windows для разработчиков Эмилио Сальвадор Приэто, универсальные двумерные приложения для Windows 10 действительно смогут работать на HoloLens, однако нужны ли они на этой платформе — уже другой вопрос.

По его словам, задумываясь о создании приложения для HoloLens, разработчики должны в первую очередь подумать, как дополненная реальность может обогатить опыт работы пользователя с программой. Специальные же трехмерные «голограммы» пока пытаются создавать лишь ограниченное число партнеров Microsoft, и, когда в тестировании смогут принять участие все разработчики, на данный момент неизвестно.

Управлять «голограммами», перемещать их или менять в размере можно жестами. Например, перед личной примеркой журналистов обучают движению TouchPin, аналогичному клику мыши по объекту. Перемещать курсор можно при помощи смены положения головы. Кроме того, устройство реагирует на голосовые команды за счет встроенной Cortana.

Личные впечатления

Хотя Microsoft и допустила журналистов к прототипу устройства, на его изучение давалось всего несколько минут, да и то под бдительным присмотром представителей компании. Фотографировать и снимать очки на видео (за исключением одного экземпляра под стеклом), равно как и самостоятельно трогать устройство, было строжайше запрещено. Примечательно, что до примерки представители компании фиксировали расстояние между зрачками тестирующего.

HoloLens представляют собой довольно увесистый полушлем, по ощущениям, из пластика. Устройство закрепляется на голове обручем, объем которого регулируется колесиком сзади. В ходе примерки выяснилось, что у этого обруча могут быть три наиболее типичные позиции крепления. На внешнем обруче располагаются кнопки управления и затемненные пластиковые стекла, их положение можно отрегулировать по расстоянию от глаз и высоте.

Регулировка посадки очков и положения стекол заняла достаточно длительное время. Если не подогнано максимально удобно, то об использовании для рабочих задач речи идти не может. Хорошая новость для «очкариков»: за счет регулировки внешнего обруча можно использовать устройство, не снимая обычных очков, и это не вызывает дополнительного дискомфорта — проверено на себе.

Однако повторимся — скорее всего, до начала работы пользователю придется повозиться с фиксацией очков в нужном положении, которое не вызывает неприятных ощущений, к примеру излишнего сдавливания головы. Также непонятно, как Microsoft планирует справляться с постоянно сползающим вниз внешним обручем со стеклами-экранами. Хотя, возможно, эта проблема затронула лишь один из прототипов, которых компания выпустила несколько сотен.

Демонстрация возможностей прототипа HoloLens велась на примере архитектурного проекта. В реальный макет требовалось встроить «голограмму» нового здания, отрегулировать его положение и высоту. При этом получилось как работать с макетом на экране компьютера («голограмма» отображала изменения), так и с реальным макетом — при повороте головы курсор перешел на него как на второй экран. Интересный эффект у опробованной программы — можно переключиться в режим, позволяющий увидеть полноразмерный макет здания, встроенный в реальный ландшафт, наподобие Google Street View.

Единственный жест TouchPin, который было позволено опробовать, сработал: получилось, к примеру, изменить высоту здания на макете и запустить прослушивание голосового сообщения. Записать аудиосообщение также удалось, распознавание голоса действует.

Однако от красивых демо-презентаций, которые показывает нам Microsoft, реальный опыт пока очень далек, равно как и далеки увиденные изображения от понятия «голограмма». Очки обеспечивают очень ограниченный обзор — рассмотреть голографический объект в человеческий рост или изучить чертеж на стене сразу целиком не удастся, придется основательно повертеть головой и, возможно, отойти от объекта на несколько шагов назад.

Стекла-экраны устройства однозначно не позволяют видеть объекты дополненной реальности периферийным зрением. Это сильно раздражает — даже в выверенной презентации можно было просто не заметить некоторые голографические объекты. Насколько большим минусом для архитектора или врача будет не наблюдать картинку целиком — судить вам.

Однако эффект дополненной реальности, видимый обоими глазами, действительно присутствует. Очень сырой, недоработанный, не производящий ожидаемого впечатления, но присутствует. Ключевая задача Microsoft теперь — доработать то, что простительно прототипу, до уровня своих же футуристических презентаций.

Что дальше

Пока над приложениями для HoloLens трудятся избранные партнеры Microsoft. И широкому кругу разработчиков ожидать скорого выхода SDK (набора инструментов) вряд ли стоит. О пользовательском релизе говорить рано. И Microsoft, и журналисты, которые на Build смогли ознакомиться с устройством, вполне осознают, что это очень сырой прототип.

Однако под вопросом остается и другой момент — пользовательские сценарии. Пока, помимо работы со Skype и просмотра видео, большинство демонстрируемых сценариев работы — бизнесовые, профессиональные. Поэтому неясно, как Microsoft будет позиционировать устройство. По словам того же Прието, коммерческие сценарии для HoloLens внедрять однозначно быстрее и проще, а над созданием рынка для обычных пользователей придется основательно поработать.

В любом случае HoloLens стал несомненной звездой нынешней Build, сумев потеснить даже Windows 10. С его помощью Microsoft убила сразу нескольких зайцев — снова обрела статус sexy в технологической индустрии, продемонстрировала открытость для разработчиков и журналистов, а также задала самой себе планку для развития на ближайшие пару лет. Хочется лишь верить, что HoloLens не постигнет участь Google Glass, которые так и не вышли из стадии прототипа.

Наука и техника00:01 8 ноября

Ядерный привет

Китайские ракеты напугали Америку, но из-за них страдает Россия
Наука и техника00:0210 ноября

Зеленый сонник

Какой оказалась самая жуткая игра 2018 года: обзор Call of Cthulhu