Участие или неучастие лидеров бывших советских республик в торжествах по случаю юбилея Победы — своего рода барометр внутренних процессов, происходящих в Содружестве независимых государств. Украину, например, давно не ждут на саммитах СНГ. Но никто не предполагал, что защитником Киева вдруг выступит Узбекистан. А Киргизию обвинят в том, что она занимается «бухгалтерией» жертв войны. Но небольшая дискуссия на неформальном саммите СНГ не омрачила радости президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Он несколько ночей не спал от волнения — примут его республику в Евразийский союз или отложат подписание документов до лучших времен. Не отложили. Киргизия вошла в ЕАЭС. Решение подписано на уровне глав государств. И вскоре будет ратифицировано парламентами членов союза.
Из Минска еще доносилась грозная речь президента Белоруссии Александра Лукашенко о «политической шпане», которая хочет переписать историю Второй мировой войны под «диктовку западных ревизионистов и местных националистов», а сам Батька уже приземлялся в Москве. На лацкане его пиджака красовались сразу две ленточки — георгиевская и белорусская, красно-зеленая, украшенная яблоневым цветком.
Лукашенко прилетел на неформальный саммит СНГ, но на Парад Победы не намеревался остаться. У него на родине собственный парад.
Владимир Путин принимал гостей в Зимнем саду Кремля. На саммит стран СНГ собрались президенты Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии. С перерывом в два часа в Зимнем саду прошло заседание Евразийского экономического союза. Главный вопрос — вступление в союз очень проблемной в экономическом плане Киргизии.
Алмазбек Атамбаев неожиданно для себя спровоцировал дискуссию о вкладе каждой из стран в общую Победу. «Жаль, что не все нашли возможность приехать. Кто забывает прошлое, тот теряет будущее», — начал он свою речь на саммите. А затем напомнил о роли Киргизии в Великой Отечественной: каждый четвертый ушел на фронт, из них почти треть не вернулись домой.
«Никто не делил победу, все жертвовали собой», — добавил он.
Но эту ремарку, кажется, не услышал президент Узбекистана Ислам Каримов. Он упрекнул Атамбаева в попытках подчеркнуть роль одних народов бывшего СССР в войне в ущерб другим.
«Тут были мнения о том, что это не арифметика и не бухгалтерия. Я считаю, что такие замечания делать, во-первых, не тактично. И во-вторых, некорректно. Здесь наш друг Атамбаев как будто упрекает кого-то, что есть попытки забыть … Это тоже неуместное замечание, которое ничего хорошего не принесет», — упрекал коллегу Каримов. И сам же применил подобную «арифметику»: «Из проживающих в Узбекистане 6,5 миллионов человек на фронт ушли 1,5 миллиона, более 500 тысяч не вернулись. Нетрудно представить, какую пришлось заплатить цену многонациональному узбекскому народу».
В итоге Каримов повторил слова президента Киргизии: это победа общая.
«И каждая страна, и каждый народ, и каждый избранный сегодня руководитель вправе определять, что, как и где проводить», — подытожил он. И мягко посоветовал России и США «вернуть элементарное доверие» друг к другу.
Александр Лукашенко уже привычно для себя выступил в роли миротворца. Призвал как можно быстрее решить конфликтную ситуацию в «братской Украине» и рекомендовал ей не покидать Содружество: «А зачем выходить? Потом войти будет сложнее».
А затем, тоже привычно для себя, выступил против фальсификаций и искажений истории. Его республике «стыдиться нечего» — она всегда «называла вещи своими именами». «Мы абсолютно убеждены, что против советского народа в те годы осуществлялся самый настоящий геноцид, но отцы наши вместе воевали, и от наших действий сегодня зависит, что будут помнить будущие поколения о той решающей роли, которую сыграли народы стран СНГ в разгроме гитлеровцев», — заявил он.
Лукашенко согласился с Каримовым (да и с Атамбаевым): «Нам действительно здесь делить нечего, мы не бухгалтера. Нечего считать по удельному весу того или иного участия в этой войне!». И тут же напомнил, что в Белоруссии во время войны погиб каждый третий.
Через два часа к заседающим присоединился президент Армении Серж Саргсян. Он прилетел из Вашингтона, где был с четырехдневным визитом. Предстояло решить вопрос о принятии Киргизии в состав ЕАЭС.
Атамбаев, окончательно разволновавшись, признался, что не спал несколько ночей — из-за напряженной работы по подготовке соглашения о вхождении республики в союз. Его эксперты лишь за час до встречи в Кремле нашли решение, которое устраивает всех. Наконец, он вздохнул спокойно: «Для нас пути назад нет».
Зря президент Киргизии так переживал: по итогам совета главы стран оперативно подписали ряд протоколов о вхождении республики в союз. Все торопились на торжественный обед. «Собрались на праздник, а работаем до ночи! Ну что такое? — шутил радостный Лукашенко. — Честное слово, в Россию как приедешь, сразу работу найдут!»