Скелеты в банковском шкафу

В России разворачивается скрытый кризис финансовой системы

Здание ЦБ РФ
Здание ЦБ РФ
Фото: Павел Смертин / ТАСС

Банковская система России в кризисе. Об этом свидетельствуют не только события на финансовом рынке, произошедшие на прошлой неделе, но и логика действий регулятора в лице Центрального банка. В ней явно прослеживаются меры, которые вполне можно охарактеризовать как антикризисные. Вот только говорить о серьезных сложностях сами банкиры и представители ЦБ опасаются.

Съесть Кука

Один раз — случайность. Два — уже правило. На прошлой неделе банк «Русский стандарт» второй раз в этом году предложил владельцам выпущенных им облигаций изменить условия выплат. Впрочем, в данном случае интересно не то, как банк пытается договориться со своими кредиторами. Речь вообще идет не о финансовых проблемах отдельной кредитной организации. Судя по тем «скелетам», которые вылезают из «шкафов», ЦБ имеет дело с серьезным банковским кризисом. И связан он в первую очередь с закредитованностью населения. Такой же вывод можно сделать и из логики действий регулятора в этой сфере.

Согласно опубликованному на сайте Лондонской биржи банком «Русский стандарт» сообщению, владельцам его облигаций теперь предлагают не считать дефолтом снижение коэффициента достаточности капитала ниже 11 процентов. Коэффициент Кука, как еще называют этот показатель, для самих банков крайне важен. Если он снижается ниже нормативных 10 процентов, это становится для Банка России поводом обратить на соответствующее кредитное учреждение более пристальное внимание. Ведь именно этот показатель, представляющий собой отношение собственного капитала кредитного учреждения к его активам (выданным кредитам, находящимся в его портфеле ценным бумагам и так далее), отражает, насколько само кредитное учреждение способно платить по собственным долгам.

В результате ЦБ может ввести в таком банке временную администрацию, может отозвать лицензию и тому подобное. При расчете коэффициента достаточности капитала, активы банка, как говорится в соответствующих нормативах ЦБ, необходимо еще и «взвешивать» по их степени риска. Ведь тот же кредит, например, могут вовремя не вернуть. А ценная бумага может оказаться просто неликвидной — и ее не продашь по цене, по которой ее учитывает сам банк. А раз так, то и платежеспособность кредитного учреждения снижается.

Российская банковская система попала в ловушку. К старой проблеме закредитованности населения добавился фактор высоких ставок по депозитам. С одной стороны, это спровоцировано девальвацией рубля и периодическими изменениями ключевой ставки ЦБ. А с другой — ухудшением финансового состояния самих банков и связанной с этим необходимостью привлечения дополнительных средств.

Предложивший своим кредиторам изменить условия выплат банк «Русский стандарт» — розничный. То есть основная масса его активов — кредиты населению. В начале года ему уже удалось уговорить большинство держателей его субординированных еврооблигаций на сумму в 350 миллионов долларов перенести срок их погашения с апреля 2018-го на апрель 2020 года. Для этого пришлось повысить выплаты по данному долгу с 10,75 до 13 процентов годовых. И вот теперь банк пытается провернуть такую же операцию с облигациями со сроком погашения в 2017 году. И предлагает не считать дефолтом снижение «коэффициента Кука» до 11 процентов.

Еще один пример рискованной финансовой политики — ситуация с банком «Транспортный», фактически опустошающая страховой фонд Агентства по страхованию вкладов. Тут уже «надувают» пассивы, а не активы.

После хоть пожар

Сознательно собственники «Транспортного» выбрали эту стратегию или нет, уже не важно. Факт в том, что для пополнения своего капитала банк воспользовался как раз той самой опцией в законодательстве, отменить которую и предложил президент Сбербанка Герман Греф. В январе «Транспортный» вывел на розничный рынок новый продукт — депозиты по фиксированной ставке от 20 до 22 процентов годовых. Тогда это делали многие банки. Но лишь «Транспортный» разрешил такие вклады пополнять.

Уже в феврале в банке осознали, что совершили ошибку. И принялись сокращать офисы, торгующие этим продуктом. Но клиенты продолжали идти. В марте в банк выстраивались очереди, как в приснопамятный МММ. В результате обязательства «Транспортного» по вкладам выросли с января в несколько раз и достигли уровня в 41 миллиард рублей. Рекордная сумма, которую теперь предстоит выплатить Агентству по страхованию вкладов.

Прошлый рекорд был установлен после банкротства Инвестбанка — 30,6 миллиарда рублей. А на 30 марта объем фонда АСВ составлял всего 84,7 миллиарда рублей. С учетом резервов под выплаты пострадавшим клиентам другим банкам — 69 миллиардов рублей. Значит, после выплаты вкладчикам «Транспортного» Агентство по страхованию вкладов может оказаться не в состоянии страховать депозиты населения в других кредитных учреждениях.

Впрочем, по информации «Ленты.ру», Центральный банк уже согласился пополнить фонд АСВ за счет собственных резервов. Однако проблему это все равно не решает. Проблема — в 100-процентом страховании вкладов. Ведь если бы этой практики не было, граждане, прежде чем нести свои деньги в «Транспортный», оценивали бы собственные риски. А так их просто не было. Риски целиком легли на государство и на вкладчиков других банков, предлагающих депозиты с меньшей доходностью.

Страховка от жадности

О кризисе российской банковской системы свидетельствует и информация о продаже ФК «Уралсиб» за 1 рубль, и то, что государство намерено провести докапитализацию отдельных крупных кредитных учреждений трансфертом через АСВ. И продление ЦБ действия инструкции, позволяющей банкам не переоценивать свои активы в соответствии с ситуацией, складывающейся на финансовом рынке. И санация банка «Траст», на которую в конце прошлого года ЦБ выделил порядка 130 миллиардов рублей.

Логика простая. Теперь государству приходится не просто спасать банковскую систему, а выбирать, кто в ней останется на плаву, а какие кредитные учреждения придется банкротить. Выбор тоже простой. Под скрытую или открытую санацию попадают банки с большим объемом вкладов населения и если найдется другой банк, готовый вложить в них деньги. У остальных отзывают лицензии. Если бы обанкротили «Траст», Агентству по страхованию вкладов пришлось бы выплатить его вкладчикам 110 миллиардов рублей. А вот «Транспортному» не повезло. Закрывать дыру в его балансе никто не согласился.

И число желающих санировать другие банки, судя по всему, будет сокращаться. Только за четыре месяца этого года российские банки понесли убытки на общую сумму, превышающую 14 миллиардов рублей. Хотя стоимость услуг, оказываемых ими сегодня экономике, достаточно высока: банковские кредиты редко где стоят менее 14 процентов годовых. И дело тут не в ставках, а в той финансовой стратегии, которую избрали банкиры в предыдущие годы и месяцы.

Обсудить
Обреченный на разрушение
Как живется людям на исчезающем острове в городской черте Архангельска
Вычищают до блеска
Путин проинспектировал уборку Арктики
Идите к ВОПу
Что изменится с превращением участковых терапевтов во врачей общей практики
Петр Лидов-Петровский: «Послужите! Людьми станете»
Стоит ли сегодня уклоняться от призыва в российскую армию
«Движуха, которой раньше не было»
Что стоит за протестной активностью юных россиян
Путешествие в Аль-Бирмингем
Как пролетарская столица Британии превратилась в гнездо джихадистов
FILE - In this Saturday, June 4, 2011 file photo made by Associated Press photographer Anja Niedringhaus, injured U.S.Marine Cpl. Burness Britt reacts after being lifted onto a medevac helicopter from the U.S. Army's Task Force Lift "Dust Off," Charlie Company 1-214 Aviation Regiment. Location:
Sangin, AfghanistanПадение Сангинграда
Десятилетнее сражение за столицу наркоторговли завершилось победой «Талибана»
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Распакуй — не распакуй
В Нью-Йорке представили два Samsung Galaxy S8
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
Томми Эммануэль«Мысли о славе не дают свободно дышать»
Томми Эммануэль о бизнесе счастья, гитарах и пропаганде
Глубины глубинки
Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»
«Меня не напугать сильной, умной женщиной»
Режиссер «Большой маленькой лжи» Жан-Марк Валле о работе с Кидман и Уизерспун
«Клетка»Приятного аппетита
Как балерины Большого театра убили и съели всех мужчин труппы
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Все конкуренты новому SsangYong Rexton
С кем будет бороться за покупателей новый корейский внедорожник
«Мерседес», который предсказал будущее
Забытые концепт-кары: Mercedes-Benz Auto 2000
50 оттенков Блока
Вспоминаем раскраски всех автомобилей Кена Блока
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше