Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: спящая обнаженная девочка Серебряковой за 3 миллиона фунтов стерлингов, портрет отца Ким Кардашьян, ставшего женщиной, в исполнении Энни Лейбовиц или настоящий прижизненный портрет да Винчи. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».
Очередная «обнаженная» Зинаиды Серебряковой на русских торгах Sotheby’s установила очередной рекорд (предыдущий, 1,07 миллиона фунтов стерлингов, был установлен в 2008 году на аналогичном лондонском Sotheby’s, причем тогда это была пастель). Предшествующие рекорды художницы также принадлежали изображениям лежащих обнаженных девушек). Разрумяненная и будоражащая эротические чувства в духе известного романа Владимира Набокова «Спящая девочка» ушла на торгах за 3,85 миллиона фунтов стерлингов. В свое время, продав эту картину бывшему послу Временного правительства в США Борису Бахметьеву за 500 долларов, Серебрякова получила средства для отъезда из России в Париж, где она и прожила до конца жизни. Художница, вошедшая в учебники по истории русского искусства целомудренным автопортретом «За туалетом» (1909) и портретом своих детей («За завтраком», 1914, оба — Государственная Третьяковская галерея), участница выставок «Мира искусства», по-видимому, теперь надолго останется в аукционной истории как автор соблазнительных ню, которые приносили ей доход в Париже и до сих пор бьют аукционные рекорды.
У аукциона Sotheby’s есть и другие сюрпризы: супрематическая картина из собрания наследников Малевича выставлена на торги импрессионизмом и модернизмом, которые пройдут 24 июня 2015 года в Лондоне. Эстимейт нового на рынке живописного «Супрематизма» Малевича — 20–30 миллионов фунтов стерлингов, что, конечно, не дотягивает до аукционного рекорда художника, установленного 3 ноября 2008 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке (60 миллионов долларов), но, скорее всего, станет второй по величине суммой, уплаченной за произведение Малевича на открытом аукционе. А с учетом провенанса, инфляции и редкости появления подобной работы на рынке можно ожидать и сенсации.
На тех же торгах Sotheby’s 24 июня будет продаваться первая версия самой известной картины Эдуара Мане «Бар в Фоли-Бержер». Предварительная оценка — 15-20 миллионов фунтов стерлингов. Опять-таки, это далеко до рекорда Мане, составляющего 65,1 миллиона долларов, но ведь здесь главное — не рекорд, а интрига. Не так уж часто аукционные дома балуют подобными топ-лотами, да еще и продающимися в один вечер.
«Называйте меня Кейтлин», — призывает с обложки июньского номера журнала Vanity Fair дама элегантного возраста в целомудренном по нынешним временам закрытом купальнике. Эта сдержанная фотография, автором которой является Анни Лейбовиц, взорвала интернет. В элегантной красавице американцы узнали чемпиона по десятиборью Олимпиады в Монреале 1976 года, мирового рекордсмена и отчима селфи-иконы Ким Кардашьян Брюса Дженнера, который признался в том, что является транссексуалом и, наконец, на седьмом десятке счастлив стать самой собой, то есть женщиной.
Наступил черный день для влюбленных и белый — для борцов с пошлостью: власти города Парижа демонтировали несколько десятков тысяч навесных замков, которыми за последние годы обросла ограда Моста искусств. Невинная, на первый взгляд, традиция влюбленных — вешать на решетки моста замок с начертанными на нем инициалами и выбрасывать в Сену ключ в знак нерушимости уз — грозила обернуться катастрофой, ведь общий вес скобяных изделий перевалил за 45 тонн и грозил обрушением моста.
Фото: Panoramic / Zuma / Global Look
Граффити Бэнкси «Молчаливое большинство» (Silent Majority), нарисованные краской из баллончиков на борту трейлера, были проданы на аукционе Drouot в Париже, посвященном уличному искусству, за 625 тысяч евро. Десятиметровая работа, представляющая собой «рейв и хип-хоп сцену того времени», создана в 1998 году во время фестиваля Гластонбери в Великобритании и отличается от более поздних работ Бэнкси, выполненных с использованием трафаретов. Надпись на изображении гласит: «Не следует слишком полагаться на молчаливое большинство… Молчание хрупкая вещь… Громкий шум — и вот его уже нет».
Гравюра итальянского мастера Маркантонио Раймонди, созданная около 1505 года и с 1930-х годов хранящаяся в Кливлендском музее искусств под названием «Орфей, укрощающий зверей», является, по мнению профессора искусств Оксфордского университета Мартина Кемпа, прижизненным портретом Леонардо да Винчи. В 1505 году Леонардо было около 53 лет, человек на гравюре Раймонди соответствует этому возрасту и похож как на известный портрет Леонардо (после 1510-го, бумага, сангина, Королевское собрание, Винзор), приписываемый его ученику Франческо Мельци, так и на еще более известный автопортрет художника (около 1512-го, бумага, сангина, Королевская библиотека, Турин). Еще Вазари упоминал, что Леонардо играл на лире, с которой он изображен на гравюре (популярная в эпоху Возрождения лира да браччо, или смычковая лира): «Когда умер миланский герцог Галеаццо и в 1494 году в тот же сан был возведен Лодовико Сфорца, Леонардо был с большим почетом отправлен к герцогу для игры на лире, звук которой очень нравился этому герцогу, и Леонардо взял с собой этот инструмент, собственноручно им изготовленный большей частью из серебра в форме лошадиного черепа, — вещь странную и невиданную, — чтобы придать ей полногласие большой трубы и более мощную звучность, почему он и победил всех музыкантов, съехавшихся туда для игры на лире...» Может быть, на гравюре Раймонди действительно изображен Орфей-Леонардо?
На заброшенном шоссе в 13-м арондисмане Парижа образовался не то разлом земной коры, не то портал в преисподнюю (из которого, к счастью, никто не вылетает). Но военные, коммунальные и спасательные службы это загадочное явление ликвидировать пока не спешат: эта «черная дыра» с цветными краями — новый проект немецкого стрит-художника, скрывающегося под именем 1010. Гигантская «обманка» занимает площадь 4,5 тысячи квадратных метров, на ее создание потребовалось 400 литров краски.
В Японии, в Киото, открылся 3-й фестиваль фотографии Kyotographie. 14 проектов, объединенных темой Tribe («Племя»), разбросаны по всему городу. Наш интерес привлекла выставка немецкого фотографа Мартина Гузинде «Дух народов Огненной Земли», посвященная коренным жителям Патагонии — селькнамам, яганам и алакалуфам. Точнее, не столько выставка, сколько павильон, в котором она расположилась: это новая временная постройка любимца москвичей Шигеру Бана, созданная из 27 бумажных колонн и полупрозрачного пластика.