Аресты госактивов по иску бывших акционеров ЮКОСа, высокая вероятность продления санкций, фактический старт парламентской кампании и удручающие экономические результаты не могли не добавить нервозности в работу правительства. «Лента.ру» проанализировала, как руководители кабмина справляются с усиливающейся «болтанкой».
Игорь Шувалов
Игорь Шувалов вновь использовал «форумную» площадку для громких заявлений с плохо скрываемым политическим подтекстом. На Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер призвал использовать общественный консенсус для «честного обсуждения» и решения «больших проблем», которые обострились в связи с кризисом. Нечто подобное Шувалов говорил в январе в Давосе. Тогда он утверждал, что западные санкции поспособствовали консолидации общества и, следовательно, упрощают проведение в России нужных, но непопулярных реформ.
Таким образом первый вице-премьер солидаризируется со своим бывшим коллегой Алексеем Кудриным, который тоже считает кризис и высокий рейтинг Владимира Путина удачными условиями для назревших преобразований. Зато шуваловская риторика показывает, что сторонники реформ есть и в руководстве правительства — следовательно, для гальванизации экономики вовсе не обязательно проводить кардинальные кадровые перестановки.
Тем более что, по словам Шувалова, кабмин не может «включить или выключить» экономический рост, и вообще он не нужен, если его ценой станет усугубление существующих проблем. А вот решать их должны не только Дмитрий Медведев и его подчиненные, но и общество в целом.
Аркадий Дворкович
Пока персональные водители Аркадия Дворковича продолжают портить статистику ДТП, сам вице-премьер демонстрирует чудеса аппаратного лавирования. Наглядное тому доказательство — публично высказанное одобрение заявки «Роснефти» на 300 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния с оговоркой, что окончательное решение будет принимать президент. Не менее аккуратно Дворкович подходит к вопросу о допуске частных компаний к разработке шельфа, ссылаясь на необходимость сначала понять, «как избежать некоторых рисков».
Зато при выстраивании взаимоотношений с «аграрными» подопечными вице-премьер не прочь пойти на обгон. На днях глава Минсельхоза Александр Ткачев получил еще одного, седьмого заместителя. Им стала Елена Астраханцева, замглавы секретариата Дворковича. Таким образом в руководстве аграрного ведомства появился как минимум второй человек «от куратора». Еще один ткачевский зам — Дмитрий Юрьев — трудился с Дворковичем в Экспертном управлении президента.
Александр Хлопонин
Александр Хлопонин постепенно превращается в главный «аллерген» для сырьевых и промышленных гигантов. Правительственная комиссия, которую возглавляет «природоохранный» вице-премьер, занялась актуализацией лицензий на недропользование. В ближайшие полтора года добывающие компании должны привести лицензии к новому формату, соответствующему законодательству.
Параллельно Минприроды добивается расширения списка товаров, для которых допустимы экосборы. Речь идет о плате, взимаемой с производителей, если они не в состоянии самостоятельно утилизировать бытовые отходы. По оценкам Минэкономразвития, только прямые издержки бизнеса в таком случае могут вырасти на 50-60 миллиардов рублей. С другой стороны, очевидны и выгоды компаний, занимающихся утилизацией, поскольку им предполагается перенаправить основную часть этих средств.
Намечается существенный прорыв и по части финансирования Северного Кавказа — еще одной зоны хлопонинской ответственности. На днях вице-премьер сообщил о планах по созданию фонда развития проектов для этого региона, бюджет которого, согласно предварительным подсчетам, достигнет 170 миллиардов рублей.
Дмитрий Козак
Увеличение «крымской» федеральной целевой программы до 700 миллиардов рублей вряд ли можно считать исключительно заслугой Дмитрия Козака, но дополнительная бюджетная поддержка, несомненно, облегчит вице-премьеру решение задачи по интеграции и развитию новой российской территории.
Тем показательнее ремарка Дмитрия Медведева о том, что средства на Крым могут быть выделены из антикризисного фонда правительства. Ведь, например, Алексей Кудрин не считает, что пик кризиса уже пройден: по мнению экс-главы Минфина, «мы находимся в середине шторма».
Юрий Трутнев
Юрий Трутнев решил превратить остров Русский в аналог Кремниевой долины. «Надо сделать так, чтобы там были конкурентные учебные заведения мирового уровня, чтобы там учились лучшие студенты», — заявил «дальневосточный» вице-премьер в интервью «Ведомостям». Правда, Трутнев признает, что «здесь на частных инвестициях не выедем, придется государственные деньги привлекать».
Иными словами, несмотря на то, что Русский географически гораздо ближе к своему «прототипу», чем Сколково, рецептура для этой интеллектуальной кухни все же предполагается отечественная, а не заокеанская. Идея финансирования данного проекта за счет компаний, работающих на Дальнем Востоке, публично не обсуждается.
При этом уставный капитал государственного Фонда развития Дальнего Востока уже превышает 15 миллиардов рублей. По словам Трутнева, половина из них до конца года может быть потрачена.
В свою очередь Forbes со ссылкой на губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя сообщает, что там 80 процентов земель контролируется китайцами. В связи с этим у областных властей нет возможности предоставить участки отечественным инвесторам.
Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин получил сразу два аванса от Кремля, от «отработки» которых многое зависит в дальнейшей карьере вице-премьера. На форуме «Армия-2015» Владимир Путин заявил, что оборонно-промышленный комплекс — «важнейший ресурс роста экономики», и власти ждут от него максимальной отдачи. А помощник президента Андрей Белоусов в кулуарах Петербургского экономического форума упомянул космические программы в числе приоритетных для казны.
Иными словами, государство делает большую ставку на патронируемые Рогозиным отрасли и не собирается на них экономить. Но тем опаснее и чувствительнее любые управленческие промахи куратора. Ведь речь идет одновременно и об обороноспособности, и об эффективности использования средств налогоплательщиков. А в условиях общего дефицита ресурсов наверняка найдется немало желающих оттеснить Рогозина от распределения не подлежащих секвестру оборонно-промышленных и космических бюджетов.
Ольга Голодец
Ольга Голодец опять претерпевает атаки со всех флангов. В стране растет смертность — на 3,7 процента только по итогам первого квартала. Центробанк прогнозирует увеличение доли безработных — с 5,6 до 6,5 процентов к концу года. Минфин ради экономии предлагает отказаться от индексации пенсий на уровень инфляции. А Минтруда готов сдать важнейший бастион «социального» блока, признав неизбежность повышения пенсионного возраста «через какое-то время».
Правда, на стороне «социального» вице-премьера выступил помощник президента Андрей Белоусов. Он заявил, что решений по пенсионному возрасту в рамках бюджета на 2016 год принято не будет, индексацию пенсий необходимо сохранить, а сокращать расходы на здравоохранение нельзя.
Кроме того, в контратаку перешла и сама Голодец. В кулуарах Петербургского форума она сообщила о возможности очередной заморозки накопительной части пенсии — для финансирования текущих социальных выплат. Одновременно вице-премьер посетовала на неэффективное использование накоплений, которые были «разморожены» и перечислены НПФ в этом году: «Часть была направлена на решение отдельных проблем конкретных предприятий в предбанкротном состоянии, которые использовали средства пенсионеров, чтобы заткнуть дыры».
Так что игрокам пенсионной индустрии, дабы сохранить с таким трудом отвоеванный бизнес и дезавуировать нападки со стороны Голодец и ее подчиненных, придется, по всей видимости, в ближайшее время существенно скорректировать свою стратегию.