После санкций Что сулит России снятие торговых ограничений с Ирана

Русский и иранский операторы на ядерном реакторе в Бушере

Русский и иранский операторы на ядерном реакторе в Бушере. Фото: Reuters

Во вторник, 7 июля, наступает дедлайн для достижения политического соглашения по иранской ядерной проблеме. В случае если Тегерану и «шестерке» международных посредников (Россия, США, Франция, Китай, Великобритания и Германия) удастся согласовать все технические нюансы, в переговорном процессе, продолжавшемся без малого двенадцать лет, будет поставлена точка. В результате западные страны получат гарантии того, что иранская ядерная программа носит сугубо мирный характер, а Тегеран освободится от санкционного режима. «Лента.ру» постаралась разобраться в том, чем обернется для России снятие с Исламской Республики торговых ограничений.

Взаимовыгодное решение

Иран всегда настаивал на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер, а раз так — он имеет полное право заниматься ее развитием. Однако после того как в 2003 году инспекторы МАГАТЭ обнаружили на сделанных из космоса снимках незадекларированные ядерные объекты (подземный завод в Натанзе и тяжеловодный реактор в Араке), возникли сомнения в искренности заверений Тегерана. В итоге Соединенные Штаты обвинили Исламскую Республику в том, что под видом изучения мирного атома она тайно работает над созданием атомной бомбы. Рассекречивать и уж тем более сворачивать свою ядерную программу Тегеран отказывался. Дополнительный накал диалогу добавило избрание президентом Ирана Махмуда Ахмадинежада — политика резкого и не склонного к компромиссам. Неуступчивость Исламской Республики привела к тому, что начиная с 2006 года Совбез ООН ввел против нее четыре пакета санкций. Торговые ограничения были введены также Евросоюзом и США. Это нанесло заметный ущерб иранской экономике и привело к обесцениванию риала. Неудивительно, что при обсуждении условий сделки, которая поставила бы точку в растянувшихся на десятилетие переговорах, иранские представители настаивали на незамедлительном снятии санкций с их страны. Американским же переговорщикам важно добиться такого соглашения, которое бы показывало, что они ни в чем не уступили иранцам.

Антииранские санкции

Всего с 2006 года Совбез ООН ввел четыре пакета ограничений против Ирана. Была запрещена продажа Тегерану технологий и материалов, которые можно использовать для ядерной программы. Заморозили иностранные счета иранских банков. Западные страны создали механизм досмотра и мониторинга грузовых судов, следующих в Иран. Самым тяжелым стало эмбарго ЕС и США в 2012 году, резко ограничивающее Тегерану нефтяную торговлю.

В интервью иранскому телеканалу IRIB заместитель министра иностранных дел страны Аббас Аракчи (Abbas Araqchi) заявил, что все ограничения будут сняты с Тегерана в один день. Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к переговорам, возможный механизм снятия санкций выглядит так: в день заключения соглашения введут так называемый режим снятия санкций Совбеза ООН. Его необходимо будет постоянно продлевать. Таким образом, если кто-то из членов СБ усомнится в том, что Иран соблюдает все необходимые договоренности, торговые ограничения могут быть введены вновь. Это может удовлетворить как Тегеран, так и «шестерку». Представители иранской делегации вернутся домой, сумев добиться отмены санкций, заметно расшатавших экономику страны, а в руках у международных посредников окажется механизм давления на Тегеран.

Перспективы для России

России снятие торговых ограничений с Ирана сулит одновременно и выгоды, и риски. Так, например, отмена санкций означает, что Москве будет гораздо проще реализовывать в Исламской Республике крупные проекты, такие как АЭС «Бушер-2», а также развивать сотрудничество в военно-технической сфере, рассказал «Ленте.ру» научный сотрудник программы «Проблемы нераспространения» Московского центра Карнеги Петр Топычканов: «Россия и Иран продолжат курс, которого они придерживались еще во время санкций. В ноябре 2014 года Россия и Иран подписали амбициозное соглашение о сотрудничестве в атомной энергетике, в котором речь пойдет о строительстве дополнительных ядерных реакторов, обучении специалистов, оказании технической взаимопомощи. Еще до снятия санкций президент России Владимир Путин принял решение об отправке в Тегеран С-300».

С 2006 года Совбез ООН ввел четыре пакета антииранских санкций

С 2006 года Совбез ООН ввел четыре пакета антииранских санкций

Фото: Morteza Nikoubazl / Reuters

В планы военно-технического сотрудничества двух стран входит ремонт и модернизация техники, которую Тегеран купил у Москвы (самолеты Миг-29, три подводные лодки). Российско-иранская программа взаимодействия до 2025 года также предусматривает сотрудничество на Каспии в области рыбного хозяйства, в космической сфере, сельском хозяйстве и телекоммуникациях, а также в финансах и машиностроении. По некоторым оценкам, стоимость потенциальных контрактов между Тегераном и Москвой составит от 20 до 70 миллиардов долларов.

Однако степень сближения двух стран переоценивать не стоит, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «С Ираном у нас сложный комплекс отношений, — напомнил эксперт. — Мы дважды сильно подвели Тегеран. В 1996 году Россия под давлением США приняла решение к 1999 году выполнить все контракты, заключенные с Ираном, и новых после этого не подписывать. Это сильно обидело иранцев, так как они рассчитывали на Москву в плане вооружения, к тому же в отличие от ряда других стран они платили свободно конвертируемой валютой. Когда к власти пришел президент Путин, было решено налаживать отношения с Исламской Республикой. В итоге в 2007 году мы подписали договор о поставке систем ПВО С-300. Через три года президент Дмитрий Медведев отказался исполнять этот контракт. И это при том что С-300 — это оборонительное оружие, и эмбарго на него не распространялось».

Сумма сделки составляла 800 миллионов долларов, причем 167 миллионов из этой суммы уже были переведены России. Хотя Москва вернула аванс, Тегеран обратился в Международный коммерческий арбитражный суд в Женеве, потребовав компенсации в размере четырех миллиардов долларов. В середине апреля этого года Москва заявила о готовности вновь торговать с Тегераном. В настоящее время стороны обсуждают цену, а также то, что конкретно Россия будет поставлять Ирану, рассказал Пухов. «Дело в том, что система С-300 снята с производства, а С-400 нужна нам для собственных вооруженных сил. К тому же первый экспортный заказчик на С-400 — это Китай, который уже заплатил и должен получить ее в 2016 году. Как утверждают СМИ, Тегерану предлагается система «Антей-2500» или С-300 В, но судьба этих переговоров неизвестна. Из-за этих двух эпизодов в 1996-м и 2010 году мы понесли серьезные имиджевые потери не только в Иране, но и на мировом рынке вооружения, поэтому иранцы будут относиться к нам с большим недоверием», — объясняет эксперт.

При этом, по его словам, даже если бы не этот момент, России все равно не стоило бы ждать резкого роста продаж вооружений Ирану после отмены санкций. Дело в том, что сейчас у Тегерана просто нет на это денег, а когда они появятся — возможно, его заинтересуют не российские, а китайские или сингапурские предложения.

На международной арене

После урегулирования ядерной проблемы Иран сможет активнее вести себя на международной арене. Не исключено, что он захочет вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В апреле этого года глава МИД России Сергей Лавров оценил шансы Тегерана на присоединение к этому клубу как «хорошие». А генсек ШОС Дмитрий Мезенцев сказал, что «если Иран вступит в организацию, это будет работать на повышение ее авторитета, расширение масштабов многостороннего сотрудничества и влияния ШОС на участие в вопросах международной повестки дня».

Правда, по мнению Петра Топычканова, вероятность присоединения Тегерана к организации в ближайшее время очень мала. «Пока речь идет только о вступлении в ШОС Индии и Пакистана. Процесс привлечения Ирана еще не был начат. Насколько он затянется — неизвестно», — полагает политолог. Согласен с этой точкой зрения и другой эксперт — старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев: «Тегеран давно стремится в ШОС, в 2005 году Иран стал страной-наблюдателем. Россия, Китай и Казахстан очень настороженно относятся к вступлению Ирана в эту международную организацию. Я думаю, что страны ШОС несколько лет подождут, посмотрят, что дальше будет с Ираном».

Здоровая конкуренция

После отмены санкций Исламская Республика может стать не столько близким партнером, сколько конкурентом России: Иран с его богатейшими запасами нефти и газа будет бороться с ней за долю рынка углеводородов.

Выход иранских углеводородов на мировой рынок приведет к снижению цен на нефть

Выход иранских углеводородов на мировой рынок приведет к снижению цен на нефть

Фото: Reuters

Впрочем, не стоит преувеличивать степень исходящей от Исламской Республики угрозы для позиций России на этом рынке. Для того чтобы нарастить экспорт нефти и газа, Ирану необходимо модернизировать свою инфраструктуру, а это требует колоссальных затрат — по некоторым подсчетам, от 300 до 450 миллиардов долларов. После отмены санкций в Иран вернутся международные корпорации, которые принесут необходимые инвестиции, но в любом случае на обновление инфраструктуры уйдут годы. Это даст России время подготовиться к грядущим изменениям.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше