Вечером в понедельник, 13 июля, глава Республики Крым Сергей Аксенов провел трехчасовой разговор с журналистами в эфире телеканала «Первый крымский». У представителей СМИ накопилось много вопросов к Аксенову, особенно в связи с последними событиями — арестом ряда крупных чиновников на полуострове, которых подозревают в коррупции. Аксенов даже подписал распоряжение о создании комиссии по защите прав чиновников, вызвавшее огромный общественный резонанс. Накануне — уже другим распоряжением — эту комиссию глава отменил. Беседа Аксенова с журналистами откровенной не получилась. «Лента.ру» собрала самые интересные ответы главы республики на острые вопросы коллег.
О родственниках во власти
Журналисты спросили Сергея Аксенова о том, как в парламент республики вошли его отец Валерий Аксенов и свояченица Евгения Добрыня, возглавляющая комитет по имущественным и земельным отношениям.
Об отце: «В политику он пришел раньше, чем я, был заместителем председателя горсовета города Бельцы (Молдавия). Он меня подтолкнул, в том числе, чтобы я шел в "Русскую общину". Я не вижу никаких оснований для того, чтобы он, идя по мажоритарке, проводя встречи с избирателями, оказывая содействие в работе, и мне в том числе, не имел возможности быть избранным депутатом».
О свояченице: «Добрыня Евгения Александровна была с 2009 года модератором в социальных сетях. Вы можете все сейчас зайти посмотреть: она вела группы в "Одноклассниках" партии "Русское единство", и там было свыше 20 тысяч человек. Конкретно Добрыня занималась полностью мониторингом соцсетей, отвечала на вопросы и так далее. Она была в этой части моим помощником. Почему человек в этой ситуации не имеет возможности реализовать себя как должностное лицо?» Вместе с тем, по словам Аксенова, Добрыня — один из самых эффективных депутатов, которая «последней уходит с работы».
«На мой взгляд, люди, которые работают, не могут из-за того, что я стал главой республики, терять перспективу карьерного роста. По родственникам могу вам сказать, что буду исходить из конкретных ситуаций. Они понимают уровень ответственности с точки зрения доверия ко мне. Это мой выбор, я готов за этот выбор отвечать. Никакой проблемы в этой части не вижу», — резюмировал глава республики.
О коррупционных схемах с участием вице-премьеров Крыма
Аксенову напомнили о журналистском расследовании, в результате которого выяснилось, что вице-премьер Николай Янаки может стоять за ликвидацией детского противотуберкулезного санатория «Москва» в Симеизе. Кроме того, у его семьи обнаружили частные владения с собственным пляжем рядом с санаторием. Глава Крыма пообещал, что санаторий ликвидирован не будет, а будет объединен с санаторием «Симеиз». Знает ли Сергей Аксенов, что дочь главврача «Симеиза» Михаила Кобицкого замужем за главой Симеизского территориального органа администрации Ялты Игорем Дышлевым, а сын женат на дочери вице-премьера Николая Янаки?
«Если найдете в действиях Янаки состав преступления, вы можете на мое имя сообщить, в прокуратуру, ФСБ, МВД, — вам везде, я уверен, ответят. Янаки в этой части давал письменные объяснения: никакого отношения его лично родственники к санаторию "Москва" не имеют», — прокомментировал глава ситуацию с вице-премьером.
«Лента.ру» задала Аксенову вопрос о первом вице-премьере Михаиле Шеремете, которого подозревают в связях с сомнительным тендером на охрану объектов ГУП «Черноморнефтегаз». Тендер выиграла ялтинская охранная компания «Патриоты России» (по некоторым данным, охранники — вчерашние ополченцы, представители так называемой самообороны Крыма — прим. «Ленты.ру»), связанная, как выяснилось, с первым вице-премьером республики Михаилом Шереметом (его теща Анна Хоречко — совладелец частной охранной организации «Патриот Крыма-АА», расположенной по тому же адресу, что и победитель торгов: Ялта, ул. Свердлова, 3, офис №6).
Аксенов разъяснил, что решение о создании ряда охранных структур было принято в связи с трудоустройством некоторых представителей народной самообороны Крыма. «Когда мы не знали, куда устроить людей из крымской самообороны, из ополчения, было принято решение создать частные охранные структуры», — сказал он.
«Шеремет как руководитель ополчения, действуя исключительно, чтобы обеспечить работу людям, предложил сформировать такую структуру при участии в ней своей тещи. Когда пошла речь о тендере и о работе в "Черноморнефтегазе", то решение принимал не он, это было коллективное решение. Шеремет принял решение, и теща его там уже учредителем не является. Было все проверено, он не получал вознаграждения от этой деятельности», — заключил Аксенов.
О ремонте и строительстве крымских дорог
Как рассказал журналистам Аксенов, всего в 2014 году на ремонт дорог было выделено 3,1 миллиарда рублей, из которых 1,1 миллиарда рублей не были освоены по объективным причинам.
«Это связано с непрохождением экспертиз проектной документации, вся документация была украинская, СНИПы и ГОСТы, а все сметы пересчитывались из эквивалента 3,8 рубля за гривну, и все эти изменения вносились в бюджет. Но, как оказалось, все эти показатели не действовали. Поэтому по объективной причине этот миллиард освоен не был. (…) С точки зрения эффективности пока ничего сказать не могу, потому что я поручил Счетной палате пройти все процедуры и проверить. Только тогда будет четкое понимание, где у нас и какие были недоработки», — пояснил председатель правительства.
Также он сообщил, что на сегодняшний день разрушено около 80 процентов крымских дорог, предстоит большой объем работы по их восстановлению. «На этот год уже с 1 июля для этих целей у нас есть 4 миллиарда рублей, из которых первые 800 миллионов рублей выделены Симферополю», — заверил Аксенов и пообещал лично проконтролировать ремонтные работы на некоторых участках. В частности, на ранее обрушившемся участке объездной трассы в Симферополе.
«Каждый день ситуация на объездной контролировалась, и 15 июля я лично туда поеду. Поверьте мне, что будут приняты и кадровые решения, это не пустой разговор: все, кто не справляется с конкретными своими обязанностями, будут уволены», — уточнил он.
О переходе на другую должность и конфликте с федералами
«Ни с какими федеральными органами конфликта нет. С органами ФСБ, прокуратуры мы вместе выполняем свою задачу по обеспечению безопасности. В каждом органе власти есть как люди компетентные, так и некомпетентные. Я вообще никогда ни с какими органами не выясняю отношения», — убеждал Аксенов.
«Я нахожусь в команде президента, и президенту виднее, где применить мои конкретные усилия. При этом я не сделал ничего такого, за что меня можно было бы отстранить. Я не беру взяток, не лоббирую "распил" бюджета, не изымаю деньги у граждан. Президент как руководитель команды лучше знает, где кто ему нужен. Если бы завтра мне руководитель страны сказал, что ты мне нужен, Аксенов, на конкретном месте, я в этой команде и буду выполнять его поручения», — подчеркнул он.
На вопрос о том, может ли он примерить на себя роль «свадебного генерала» в Крыму, глава республики ответил следующее: «Все вот эти иллюзии, что кто-то кого-то снимать будет, пришлют правительство, а я буду "свадебным генералом", хочу развеять. Генералом свадебным я никогда не был и не буду. Вы знаете мою позицию, здесь от меня наплакалось немалое количество чиновников, все президенты Украины занимались мною лично. Я упереться так могу, что никто мне никого не пришлет, и я ни у кого на посылках бегать не буду, и никакие службы не заставят меня изменить позицию ни по каким ситуациям».