Россия увеличила вложения в казначейские облигации США на 1,4 миллиарда долларов, доведя их объем до 72 миллиардов. Несмотря на сложные отношения между странами, ставка сделана именно на US Treasuries — самые надежные ценные бумаги на планете. Экономические интересы сумели побороть политические: России необходимы низкорисковые инструменты для формирования резервов, которые могут пригодиться в случае обострения кризиса.
Все деньги — в США
В июне Россия поднялась на 19-ю строчку в списке крупнейших кредиторов Вашингтона. Лидером неизменно остается Китай. Поднебесная держит US Treasuries (ценные бумаги, выпущенные Казначейством Соединенных Штатов) на 1,27 триллиона долларов. Всего же иностранные государства вложили в экономику США 6,18 триллиона долларов.
Крупнейшие держатели US Treasuries:
1. Китай — 1,27 триллиона долларов
2. Япония — 1,19 триллиона
3. Страны Карибского региона — 318,5 миллиарда
4. Страны-экспортеры нефти — 296,7 миллиарда
5. Бразилия — 256,3 миллиарда
6. Ирландия — 217,7 миллиарда
7. Швейцария — 217,1 миллиарда
8. Великобритания — 214,7 миллиарда
9. Бельгия — 207,7 миллиарда
10. Люксембург — 184 миллиарда
...
18. Германия — 75,3 миллиарда
19. Россия — 72 миллиарда
20. Канада — 68,6 миллиарда
В течение последнего года Россия сокращала инвестиции в казначейские бумаги. В июне 2014 года государство владело облигациями на 113,9 миллиарда долларов. По истечении 12 месяцев объем вложений упал почти на 37 процентов. Резкое снижение произошло в ноябре прошлого года — со 108,1 до 86 миллиардов.
Новая закупка US Treasuries Россией позволяет говорить о переменах в финансовой политике страны: ей нужны надежные инструменты для сохранения и наращивания собственных резервов. В условиях экономического шторма важен крепкий якорь, на роль которого идеально подходят американские государственные облигации.
«US Treasuries являются самым надежным финансовым инструментом», — сказал в беседе с «Лентой.ру» ведущий аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Грицкевич. Он подчеркнул, что надежность казначейских облигаций — относительная величина, которая определяется в сравнении с другими ценными бумагами. «Вероятность дефолта в США оценивается как низкая, но она не равна нулю», — отметил аналитик. Тем не менее конкурентные инструменты — госбумаги Германии и Великобритании — проигрывают рынку US Treasuries по своему объему и ликвидности, указывает Дмитрий Грицкевич.
Наследство Первой мировой
Облигации Казначейства США по праву считаются непотопляемыми. Америка исправно погашает долги: почти за 100 лет существования US Treasuries по ним не было ни одного дефолта.
История американских гособлигаций началась в разгар Первой мировой. Чтобы покрыть военные расходы, правительство было вынуждено пойти на непопулярные меры. В частности, в 1917 году пришлось повысить налог на доходы. Ставка колебалась от 5 процентов (с сумм от 5 до 7,5 тысячи долларов) до 67 процентов (при доходе от 2 миллионов долларов). Еще одним способом увеличить финансирование оборонных расходов был запуск кампании военного займа. Казначейство сумело привлечь почти 22 миллиарда долларов благодаря выпуску «облигаций свободы» (Liberty bonds).
Всего были выпущены облигации четырех эмиссий, и каждый раз доходность по ним повышалась (значит, росли и обязательства государства перед кредиторами). Это делалось для того, чтобы погасить предыдущий кредит. При этом ставка определялась не рынком, а Казначейством. В результате власти сами загнали себя в ловушку: привлекательные проценты привели к долговому кризису, поскольку правительству стало трудно обслуживать свои обязательства.
Кстати, по четвертому выпуску Liberty bonds США все же объявили дефолт. В 1933 году президент Франклин Рузвельт изъял золото из обращения и отвязал доллар от этого благородного металла. Изначально «облигации свободы» можно было обменять на золото, но правительство отказалось выполнять данное условие. В итоге более 20 миллионов держателей ценных бумаг потеряли около 3 миллиардов долларов — их бонды резко подешевели. Важно подчеркнуть, что это касалось именно военных облигаций.
Несколькими годами ранее, 10 декабря 1929-го, Казначейство выставило на аукцион векселя. Их стоимость не была фиксированной, а бумаги получал тот, кто был готов заплатить больше. Тогда государству удалось привлечь 224 миллиона долларов (сроком погашения — три месяца), в сегодняшних ценах это примерно 4 миллиарда долларов. В этот день и родились US Treasuries.
Трезвый подход
На первый взгляд, рост российских вложений в американские облигации выглядит странным. Отношения между нашими странами, мягко говоря, далеки от идеала. Санкции, контрсанкции, всевозможные «черные списки» и прочие ограничительные меры не способствуют нормальным, прагматичным экономическим отношениям.
Но когда речь заходит о резервировании денег, политика остается в стороне. Как говорится, ничего личного — просто бизнес. Тот, кто кредитует США, гарантированно получает средства назад. По словам старшего аналитика Национального рейтингового агентства Павла Мартынюка, надежность US Treasuries отражается в их низкой доходности. «Но инвесторов это не останавливает. В условиях рецессии мировой экономики главную роль играет качество актива», — прокомментировал он «Ленте.ру». Аналитик добавил, что казначейские облигации будут оставаться надежным инструментом, пока их стабильно покупают Китай и Япония.
Кроме того, решение нарастить вложения в американские бумаги прекрасно вписывается в планы ЦБ по увеличению золотовалютных резервов. Напомним, в июне первый зампред Банка России Дмитрий Тулин заявил, что регулятор намерен довести их объем до 500 миллиардов долларов в течение трех-пяти лет. На текущий момент резервы равны 358 миллиардам. Ну, а если резервы копятся в долларах, то разумнее инвестировать их в долларовые активы, чтобы избежать потерь при конвертации в другую валюту.
Наступают тяжелые времена, подушка безопасности не повредит. Да и выдавать США кредиты в долларах сейчас, когда рубль девальвируется, выгодно и правительству. Через несколько лет американцы расплатятся с Москвой именно «зелеными президентами». Если национальная валюта и дальше будет падать, сделка позволит получить много рублей. Их можно будет потратить уже внутри страны. Например, на выплаты пенсионерам — даже в условиях дефицита бюджета. Ведь часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) также вкладывается в US Treasuries. А ФНБ, по определению Минфина, — часть механизма пенсионного обеспечения граждан России.
Еще один повод покупать бумаги — грядущее заседание Федеральной резервной системы (ФРС) США. Директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов допускает, что ФРС может повысить ставки. После этого вырастет доходность US Treasuries. «Владельцам облигаций нужно держать их до погашения, чтобы получить больше средств», — отмечает аналитик.
Дефолт по-американски
Знаменитый счетчик национального долга США, установленный неподалеку от Таймс-сквер на Манхэттене, поражает воображение. Цифры бегут в реальном времени, стремительно меняются, показывая, как быстро раздуваются обязательства Соединенных Штатов. На текущий момент они достигли 18,35 триллиона долларов (ВВП страны — менее 18 триллионов). Каждую секунду долг увеличивается на несколько тысяч долларов. Если разделить его на число американцев, получится, что каждый гражданин США должен 57 тысяч долларов.
Это заставляет многих политиков (в их числе — республиканец Рон Пол) и шоуменов от экономики говорить, что большой американский дефолт не за горами. Тем не менее практика демонстрирует обратное. Высокий спрос на US Treasuries показывает, что инвесторы твердо уверены в устойчивости финансовой системы Соединенных Штатов. Верят в способность Вашингтона погашать кредиты и в России. Об этом свидетельствует прирост инвестиций в казначейские облигации.
Действительно, большой размер долга сам по себе не свидетельствует об экономической катастрофе. Важна способность его обслуживать. Кроме того, погашение кредита растянуто во времени: США не должны выплатить все 18,35 триллиона долларов в один день. Часть облигаций закрываются уже 20 августа, часть — в следующем году, часть — через 30 лет.
Справедливо и обратное. Маленький госдолг — не признак здоровой экономики. Здесь можно поспорить с министром финансов Антоном Силуановым. После понижения агентством S&P рейтинга России ниже инвестиционного уровня чиновник заявил, что драматизировать ситуацию не стоит, поскольку Россия обладает «бесспорными преимуществами», среди которых как раз — скромные внешние обязательства. Но даже маленький госдолг не способен вызвать массового интереса международных инвесторов к России. При этом денежный поток в США только расширяется. Умение жить в кредит — вот настоящее преимущество, которым наша страна пока не обладает.