Существуют ли темные стороны прогресса, почему в мире высоких технологий стало легче манипулировать общественным мнением, чем опасно увлечение социальными сетями и как информационное общество способствует тотальному контролю над личностью? Об этом рассказал в ходе своей лекции доктор филологических наук, профессор Высшей школы экономики Иосиф Дзялошинский «Угрозы наступающего будущего: что нас ждет в эпоху компьютерной цивилизации?», состоявшейся в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в парке Горького».
Быстрое развитие компьютерных технологий, всеобщая доступность разнообразных гаджетов приносят сейчас людям не только пользу, но и настоящее наслаждение. При этом они часто не задумываются о тех потенциальных опасностях и проблемах, которые могут вызвать эти глобальные процессы.
Всю свою историю человечеству свойственно двойственное восприятие любых новшеств: мы привыкли смотреть на их положительные стороны, но не склонны замечать отрицательные. Мы радуемся прогрессу и его плодам, но предпочитаем не видеть, например, ухудшения экологии и отрицательную социальную селекцию, когда на передний план вырвался и начинает всеми управлять так называемый «средний человек». Нельзя бесконечно наращивать светлую составляющую любого процесса без неизбежного удлинения тени, и невозможно эту тень отрезать — тогда исчезнет и свет. Говоря образно, прогресс — это птица, летящая на двух крыльях.
Недавно мы с коллегами провели исследование, посвященное изучению угроз от повсеместного распространения компьютерных технологий. Мы опросили более 400 российских и зарубежных экспертов, которые сформулировали 33 основные проблемы современного информационного общества. Я хотел бы вкратце рассказать о самых главных из них.
Глобализация коммуникации и информации
Современный мир стал по-настоящему открытым. Мы можем получать любую информацию на любом языке в неограниченных масштабах — надо просто уметь это делать. Казалось бы, этому можно только радоваться. Но тут и выявляются оборотные стороны этого явления.
Люди не просто теряются в этих огромных массивах информации, но и зачастую неожиданно осознают собственную заурядность, и это неизбежно приводит к психологическим проблемам. Отсюда возникает желание отгородиться от всего остального мира, объявить какую-либо общность людей (социальную группу или целую нацию) уникальной и самобытной. Именно это мы сейчас и наблюдаем.
Информации стало слишком много. Если совсем недавно (например, в советские времена) человеку приходилось тратить немало сил, чтобы ее добыть, то теперь он вынужден ее отсеивать. Ученые подсчитали, что обычный индивид за всю свою жизнь может прочесть не более чем 5-6 тысяч книг. При этом он может получить массу совершенно ненужных ему сведений, но никогда не узнать то, что ему действительно необходимо.
Ускорение, уплотнение коммуникации и навязывание информации
Это важное свойство современного общества. Например, в романе Гончарова «Обломов» любое письмо, пришедшее в усадьбу, становилось главным событием в жизни ее обитателей как минимум на несколько дней. В советские времена люди тоже общались письмами, которые шли от трех дней до нескольких недель. Лишь изредка можно было пообщаться посредством междугородних переговоров, которые нужно было предварительно заказывать. Новости люди узнавали из газет либо из программы «Время», начинавшейся ежедневно в девять часов вечера.
Сейчас все иначе. Узнать новости, обновляющиеся каждые пять минут, и пообщаться можно по интернету через многочисленные мессенджеры. Может ли нормальный человек быстро усвоить такие огромные потоки информации? Конечно, нет. Поэтому нынешнее общество становится объектом манипуляции со стороны средств массовой информации, в конечном итоге и определяющих для него актуальную повестку дня. При этом массмедиа отбирают именно ту информацию, которую считают необходимой дать (или которую им указывают дать), преподнося ее в нужном для кого-то ракурсе.
Современному человеку всегда нужно быть в курсе событий и знать, что и где происходит, отчего он становится рабом информационных потоков. Поэтому важная и неважная для него информация постоянно перемешивается, не позволяя ему толком разобраться в настоящей картине мира. Он может, например, знать все о событиях на Украине (как ему кажется), но совершенно не иметь представления о жизни собственного города.
Давайте сравним нынешнюю манеру общения с диалогами из произведений классической русской литературы. Их герои говорили со вкусом, они точно и ясно выражали свои мысли, всегда продумывая фразы. Что мы видим сейчас? Из-за того, что нам нужно очень быстро все сказать, мы общаемся короткими простыми предложениями и небольшими текстами. Всякий относительно длинный текст современная аудитория воспринимает очень трудно.
Сейчас плотность текста не означает его лаконичность и фундаментальность и точно не может однозначно свидетельствовать о мудрости его автора. Наоборот, зачастую это говорит о том, что автор пытается загнать свои примитивные мысли в наименьшее число письменных знаков. Приемлемый размер нынешнего текста должен умещаться в экран смартфона, иначе его просто не будут читать — сейчас под эти требования подгоняют все.
Ненужные коммуникации и разрушение личности
Когда мы находимся в социальных сетях, наше внимание зачастую привлекают ненужные вещи. Мы постоянно с кем-то общаемся. Это происходит, даже если просто читаем чужие статусы, и чем больше кто-то проявляет активность, тем он более заметен, даже если пишет явную чушь. В результате происходит перекрестное опыление глупыми текстами, что занимает самый главный ресурс человека — время.
Наши исследования показали, что 76 процентов опрошенных людей проводят в социальных сетях более 10 часов в сутки. Поэтому внимание человека постоянно отнимают лишняя информация и ненужные коммуникации. В итоге жизнь проходит, а вспомнить нечего.
Вся предыдущая история человечества свидетельствовала о том, что личность формируется в процессе самостоятельного продумывания жизненных впечатлений и структурируется вокруг какой-то важной для этой личности идеи. Имелось в виду, что система взглядов выстрадана на основе личных переживаний и собственного жизненного опыта.
Однако у современного человека картина мира в целом складывается в результате восприятия навязанных извне сюжетов, лично им не осознанных и не пережитых. Структура его личности — это мешок с обрывками разных сведений, собранных в случайном и хаотичном порядке. Эту информацию он не может ни усвоить, ни привести в систему. Отсюда у человека возникает ложное ощущение, что он знает ответы на все вопросы.
Этим же объясняется некая шизофреничность его сознания, когда в нем уживаются несовместимые на первый взгляд вещи (например, религиозность и доверие гороскопам). Поэтому современный человек является не цельной натурой, а личностью с разорванным и эклектичным сознанием. Благодаря этому он может, подобно хамелеону, показывать себя совершенно разным в зависимости от конкретной ситуации. Но это же свойство часто становится причиной того, что нынешний индивид затрудняется осознать себя и свое место в обществе.
Искажение реальности и социальных ролей виртуальными образами
Мы сейчас живем в мире, где властвуют информационные симулякры — искусственно созданные образы действительности. С помощью телевидения и правильно расставленных пропагандистских штампов нам могут показать ложную реальность, в которой средствами специальных медиатехнологий, например, вполне нормальные люди будут изображены подонками и мерзавцами.
Проблема в том, что по большинству этих сюжетов трудно понять, обманывают нас или говорят правду. Если раньше человек имел практический жизненный опыт и мог защитить себя от этих виртуальных образов, то теперь картина мира большинства людей формируется в основном массмедиа, которые и являются главными источниками этих самых образов. Проверить их достоверность практически невозможно, оттого и стало возможным появление сюжетов вроде «распятого мальчика» в Славянске.
Сознание человека так устроено, что ему трудно постоянно защищаться от тотальной лжи. Еще Пушкин писал: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Поскольку информационные симулякры вклеиваются в сознание, они создают искаженную действительность, которую человек воспринимает как настоящую. Раз поверив, отказаться от подобного восприятия реальности очень сложно. Поэтому зачастую люди готовы поддерживать явную ложь и абсолютную подлость, лишь бы не испытывать тяжелого психологического дискомфорта, который неизбежно следует за крушением собственной (пусть и ложной) картины мира.
Если в прошлом люди старались следовать девизу «быть, а не казаться», то современному человеку больше подходит фраза «казаться, чтобы быть». В нынешнем обществе как никогда важно инсценировать определенные социальные роли, которые не всегда совпадают с реальными устремлениями индивида.
Хорошо известен так называемый кризис среднего возраста, когда, оглядываясь назад, мужчина внезапно осознает, что когда-то он был совсем другим человеком и мечтал о совершенно иной жизни. Но с годами маска прирастает к лицу, и человеку очень трудно снова стать самим собой, не вступая при этом в конфликт с обществом.
Разогрев коммуникационной конъюнктуры
Чтобы на человека или организацию в современном обществе обратили внимание, надо очень громко заявить о себе. Поэтому приходится наращивать ресурс для разогрева чужого внимания, ускоряется темп речи, поскольку всем надо всех перекричать. Посмотрите нынешние телевизионные сюжеты. Если раньше была адекватная тональность для спокойного общения двух нормальных людей (журналист-зритель), то теперь по ту сторону экрана постоянно нагнетается истерия, а ведущий или корреспондент почти кричит в камеру.
Возникает инфляция коммуникации. Термин «инфляция» здесь имеет то же значение, что и в экономике, и характеризует обесценивание общения. Подлинные, важные и ценные процессы и явления остаются в тени, а всеобщее внимание привлекают сиюминутные, но эпатажные объекты (особенно это заметно в современной поп-культуре). Отсюда возникают процессы девальвации слова и девальвации репутации.
Сейчас в информационной сфере мы наблюдаем возврат к феодальному устройству общества. Есть «информационные плебеи» (большинство населения), потребляющие основной массив информации из телевизора, и существует небольшая группа людей, имеющая доступ к более объективным данным. И, наконец, лишь ограниченный круг людей («информационная элита») может пользоваться полным объемом всей имеющейся информации.
Человек перестает быть свободной личностью
Постоянное пребывание современного человека в информационном пространстве многие специалисты считают настоящей болезнью сродни алкоголизму и наркомании. Вовлечение людей в виртуальный мир нарушает их связь с реальностью и способствует появлению проблем с психическим и физическим здоровьем. Кстати, по статистике медиазависимостью страдают больше женщины, чем мужчины.
Современный человек совершенно прозрачен перед государством, которое через виртуальные медиакоммуникации способно полностью его контролировать: его почту читают, его предпочтения в любых сферах отслеживают. И противостоять этому сейчас невозможно.
Человек перестает быть свободной, самодостаточной личностью и становится придатком к виртуально-информационной системе и ее функцией. Чем больше он отдает себя виртуальному миру, тем больше растворяется в нем, становясь его рабом. Не хотелось бы, чтобы индивид окончательно превратился в функцию коммуникационного универсума. Важно сохранить в будущем идею эпохи Просвещения о человеке как суверенной личности, способной самостоятельно мыслить и принимать собственные решения.