Смерть на колесах Почему, несмотря на многолетнюю борьбу за безопасность, гибнут автогонщики

Джастин Уилсон

Джастин Уилсон. Фото: Global Look

В мире автоспорта очередная трагедия. После аварии на гонках серии IndyCar в больнице умер 37-летний британский пилот Джастин Уилсон, за плечами которого 16 стартов в «Формуле-1». «Лента.ру» разбирается в причинах таких катастроф и вспоминает другие подобные случаи.

Уилсон погиб не из-за ошибки кого-либо из пилотов или просчетов организаторов гонки. К трагедии привела роковая случайность. К сожалению, уже не первая в мире автоспорта. 20-летний американский пилот Сэйдж Кэрам, лидировавший на предпоследнем этапе IndyCar в американском Поконо, на 180-м круге не справился с управлением и врезался в отбойник. При ударе от болида американца отлетел фрагмент носового обтекателя и попал в шлем Уилсона. Спортсмен потерял сознание, а его уже не управляемая машина также врезалась в ограждения.

Медики сработали быстро и слаженно: пострадавший в считаные минуты оказался на борту вертолета, который доставил его в один из госпиталей Пенсильвании. Диагностировали тяжелую черепно-мозговую травму. Уилсон впал в кому. Врачи больше суток боролись за его жизнь, но в ночь на вторник, 25 августа, гонщик скончался.

Поклонникам автоспорта Уилсон известен прежде всего по выступлениям в главной серии автоспорта — «Формуле-1». В 2002 году его пригласили в команду «Минарди» в качестве тестового пилота. Участвовать в гонках ему мешал чрезмерный для представителей этого вида спорта рост — 193 сантиметра. В сезоне-2003 для него подготовили модернизированную машину, за рулем которой он провел 11 гонок. Еще на пяти стартах в «Формуле-1» в том же году Уилсон выступал за команду «Ягуар». Ей он и принес единственные рейтинговые очки в карьере, финишировав восьмым на Гран-при США.

Айртон Сенна, «Формула-1»

Обстоятельства гибели трехкратного чемпиона мира в «Формуле-1» бразильца Айртона Сенны в чем-то схожи с тем, что произошло в Поконо. В мае 1994 года гонщик участвовал в Гран-при Сан-Марино — третьей гонке сезона, начатого им в команде «Уильямс-Рено». Это был черный уик-энд. Травмы средней тяжести в свободных заездах получил соотечественник Сенны Рубенс Баррикелло, а в квалификации погиб австриец Роланд Ратценбергер, на огромной скорости врезавшийся в металлические ограничители. Это была первая катастрофа со смертельным исходом непосредственно на гонке «Формулы-1» за 12 лет — после трагедии с Риккардо Палетти в 1982 году, и первая за 8 лет гибель пилота «Формулы-1» за рулем болида — после того, как Элио де Анджелиса в 1986 году разбился на тестах.

В главной гонке Гран-при Сан-Марино у Сенны перед одним из поворотов отказало рулевое управление, и бразилец на скорости свыше 200 километров в час врезался в бетонный отбойник. Несмотря на страшное столкновение, Сенна смог бы избежать даже серьезных травм, но при ударе у его болида оторвалось правое переднее колесо вместе с куском подвески и рухнуло прямо на голову бразильцу. В госпитале легендарный гонщик по прозвищу Волшебник скончался.

Смерть Сенны навсегда изменила «Формулу-1». После трагедии Международная автомобильная федерация (ФИА) взяла курс на повышение безопасности гонок. На многих трассах были перестроены опасные повороты, их оснастили широкими зонами вылета. Снизили мощность болидов, а технологии их изготовления серьезно усовершенствовали в сторону усиления безопасности. Позднее случилась настоящая революция в изготовлении шлемов. Теперь они настолько прочные, что способны погасить энергию удара килограммовым свинцовым шариком на скорости 520 километров в час.

Нововведения до некоторой степени лишили «королевские гонки» былого азарта и непредсказуемости, но количество травмированных и погибших пилотов уменьшилось в разы. Если бы...

Жюль Бьянки, «Формула-1»

Если бы не трагическая гибель выступавшего за российскую команду Marussia французского пилота Жюля Бьянки, прервавшая 20-летний период в истории «Формулы-1» без жертв на трассе. Тут тоже все решило роковое стечение обстоятельств.

За девять кругов до финиша гонки Гран-при Японии, проходившей в октябре 2014 года при сильном ливне, в зону безопасности трассы из-за вылета пилота Sauber Адриана Сутиля выехал эвакуатор. Спустя несколько минут в трактор на скорости около 126 километров в час врезался Бьянки, также вылетевший с трассы. Удар был настолько сильным, что болид команды Sauber, уже поднятый на погрузчик, рухнул на землю.

Француз получил тяжелейшую черепно-мозговую травму и впал в кому. Позже этот удар об эвакуатор сравнивали с падением с 48-метровой высоты. Спустя месяц Бьянки вышел из комы, его перевезли в госпиталь Ниццы. В июле 2015 года 25-летний спортсмен умер.

Кевин Уорд, NASCAR

Во время заезда в августе 2014 года 20-летний Кевин Уорд попал в аварию, но смог самостоятельно выбраться из машины. Он выбежал на центр трека, желая предъявить претензии трехкратному чемпиону серии Тони Стюарту. Уорд считал, что именно по вине чемпиона произошло столкновение. Тот не успел среагировать и на полной скорости сбил Уорда. От полученных травм пилот умер в больнице.

При расследовании инцидента было установлено, что в момент совершения безрассудного поступка Уорд находился под сильным воздействием марихуаны. Поэтому в отношении Стюарта не было заведено уголовное дело. Однако родители погибшего спортсмена уверены, что трехкратный чемпион NASCAR виновен в случившемся, и недавно заявили о желании добиться для него справедливого, по их мнению, наказания.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше