26 августа сразу на нескольких украинских ресурсах появились новости о формировании принципиально новой конфигурации власти. СМИ со ссылкой на депутатов и свои источники сообщают о грядущем слиянии провластных партий — «Блока Петра Порошенко», «Удара» и Народного фронта. Причем речь идет не только о единых избирательных списках на грядущих местных выборах, но и о слиянии или поглощении фракций в парламенте. Если политики сумеют договориться, то Арсений Яценюк получит шанс остаться премьер-министром на длительный срок, а Виталий Кличко — еще раз попробовать себя в качестве киевского градоначальника. Однако самый большой профит получит нынешний президент Украины Петр Порошенко, который фактически возьмет под тотальный контроль Верховную Раду. «Лента.ру» разбиралась, как ему это удастся сделать.
Объединяй и властвуй
Слухи о переговорах президентской партии «Блок Петра Порошенко» (БПП) с политическим объединением «Удар» (партия Виталия Кличко) и Народным фронтом (детище Арсения Яценюка) ходят на Украине достаточно давно — сначала в виде предположений (поскольку такая конфигурация была очевидной), а затем и в качестве инсайда от «информированных источников». Причем в случае с объединением усилий Порошенко и Кличко под единым флагом никакой интриги не было — они уже имеют опыт совместных выборов. Более того, в ходе президентской кампании 2014 года Кличко даже снимал свою кандидатуру в пользу Порошенко (после чего, собственно, и получил в управление Киев). Буквально на днях выяснилось, что так и есть: оба партийных босса легко нашли общий язык и договорились о фактическом поглощении «Удара» блоком Порошенко.
А вот с Народным фронтом вышла заминочка. Глава фракции БПП в парламенте Юрий Луценко нехотя признавал, что переговоры идут достаточно «вяло». Но, судя по всему, неких договоренностей достичь удалось. «По моей информации, переговорный процесс перешел в завершающую стадию, и перед началом работы парламента (Верховная Рада Украины начнет осеннюю сессию с внеочередного заседания 31 августа, где депутаты должны рассмотреть так называемую конституционную реформу), я думаю, будет озвучено то, что «Удар», БПП и Народный фронт на местные выборы идут вместе», — подчеркивает депутат от Народного фронта Игорь Гузь. Как поясняют близкие к политической сделке избранники, слияние необходимо для недопущения реванша бывших функционеров «Партии регионов», которые сейчас действуют в украинской политике под единым брендом «Оппозиционный блок».
По состоянию на момент написания статьи, предполагается, что БПП и Народный фронт создадут не только единую фракцию в украинском парламенте, но готовы пойти гораздо дальше, объявив о слиянии политических проектов Порошенко и Яценюка. Как сообщают источники, рабочее название будущей партии — «Народная солидарность». По замыслу кураторов, новое наименование ненавязчиво намекает избирателю на польский опыт построения независимости демократии и ассоциируется с некими улучшениями и реформами. Впрочем, название не окончательное, активно обсуждается такой вариант — «Единый фронт демократических сил».
Время еще есть — официальное заявление о создании единой партийной структуры будет обнародовано в первой половине сентября, а сейчас продолжаются переговоры относительно деталей функционирования новой политической силы, в диапазоне от лозунгов до интеграции программных установок. Кстати, согласно данным все тех же инсайдеров, в самих политических структурах (речь о БПП и Народном фронте) инициативе лидеров весьма успешно противостоит внутренняя оппозиция — нашлось немало влиятельных депутатов, выступающих против такого объединения. Ситуация же с поглощением «Удара» президентской партией гораздо проще — 28 августа состоится соответствующий объединительный съезд.
Цена объединения
Очевидно, что все три игрока преследуют совершенно разные цели. Например, БПП — очевидный лидер партийного поля за время правления первого лица политического объединения существенно потерял в рейтингах и сравнялся по этому показателю с остальными парламентскими игроками. Для сохранения статуса партии номер один в стране президентской структуре уже мало одной только пропаганды и активной публичной деятельности. Кроме того, в условиях проведения так называемой антитеррористической операции (как предпочитают в Киеве называть войну в Донбассе) и продвижения различных политических проектов наподобие знаменитых поправок в конституцию, главе украинского государства попросту необходимо получить дополнительную легитимность на местных выборах. Идеология «Удара» и Народного фронта очевидно пересекается с президентской и играть в перетягивание электората в существующей политической конфигурации попросту невыгодно. Играя в объединение с внешне похожими проектами, команда Порошенко добивается двух важных целей — избавляется от конкурентов и существенно «прибавляет в весе», гарантируя своему лидеру легитимность для принятия важных решений: например, о начале наступления на Донбасс.
Виталия Кличко, представляющего «Удар», интересуют вовсе не местные выборы, которые многим представляются слишком абстрактными, а борьба за кресло киевского градоначальника. После принятия нового избирательного законодательства связанные с этим новации могут серьезно осложнить жизнь нынешнему мэру столицы. В этих условиях Кличко сыграл единственно верную партию, полностью отказавшись от иных амбиций, но получив гарантированную поддержку новой объединенной структуры, которая к тому же не будет выставлять своих кандидатов на выборах мэра.
Народный фронт в этом списке оказался в самом зависимом и унизительном положении. В какой-то момент партийные аналитики даже рекомендовали объединению не идти на местные выборы — формальный победитель на внеочередных выборах в Верховную Раду в ноябре 2014 года, Яценюк, находясь на должности премьер-министра страны, сумел меньше чем за год полностью потерять доверие избирателей. Итогом этого обрушения стала катастрофическая утрата влияния — уже сейчас премьер-министр Украины находится в подчиненном положении по отношению к президенту страны и в кресле премьера Яценюка удерживает именно этот антирейтинг — непопулярный глава кабинета министров крайне выгоден администрации Порошенко, которая спихивает на него весь негатив, накопившийся в обществе (о перспективах Яценюка в кресле премьера мы подробно писали здесь). Объединившись (а фактически войдя в состав) с БПП, Народный фронт перестанет существовать как самостоятельный политический субъект, но зато Арсений Петрович сумеет сохранить за собой кресло руководителя правительства и, скорее всего, попытается выторговать себе еще один год неприкосновенности (в декабре 2014 года парламент гарантировал кабинету министров год спокойной работы).
Ключевые задачи
Но самое важное, что перед объединенной структурой стоят важные стратегические задачи.
Основная — это борьба с наследием предыдущего президента Виктора Януковича. Бывшая «Партия регионов», объединившись в «Оппозиционный блок», угрожает нынешней украинской власти реваншистскими настроениями. Еще в июне стало известно о резком падении рейтингов основных правящих парламентских игроков («Лента.ру» писала об этом здесь). Маятник предпочтений украинского электората уверенно качнулся назад, и вчерашние опальные функционеры внезапно ощутили себя популярными. Например, в Харькове попытки бывшего губернатора Михаила Добкина перерегистрировать местную партию в «Оппозиционный блок» привели к затяжным беспорядкам в центре города. По признанию самого политика, местная власть не нашла ничего лучше, кроме как натравить на оппонентов режима бойцов различных добровольческих объединений. Один только этот пример — самая наглядная демонстрация изменения настроений украинского обывателя. Особенно это важно для жителей регионов на юго-востоке страны, оказавшихся волею случая в прифронтовой полосе.
Помимо конкуренции за местные советы и борьбы с «красным поясом», Порошенко стремится взять под контроль и центральные органы власти. Вхождение депутатов Народного фронта в состав парламентской фракции БПП даст невиданный доселе результат — под контролем президента страны окажется устойчивое большинство из 226 депутатов (из 423 народных избранников), включая руководство Верховной Рады. Если учитывать еще внекоалиционные группы, лояльные Порошенко, — украинский парламент вполне можно будет назвать юридическим отделом администрации президента, который проголосует за любые инициативы Банковой (улица в Киеве, где находится здание АП). По этой причине идет ожесточенный торг с Народным фронтом: в случае поглощения этой партии Петр Алексеевич может смело открывать шампанское — такой тотальный контроль над государственными органами даже не снился «главному узурпатору» Украины Виктору Януковичу. Фактически у Порошенко в руках окажется колоссальный административный ресурс, который позволит ему выступать с любыми инициативами без риска получить в ответ нелояльную Верховную Раду.