Больше половины набережных в Москве недоступно для горожан — они заняты или дорогами, или бывшими промзонами, или просто не благоустроены. Между тем речные берега — отличное место для общественных пространств. Поэтому власти взяли курс на обустройство этих и прилегающих к ним территорий. А еще — с учетом дефицита площадок под строительство в центре и прилегающих районах — неосвоенные берега Москва-реки крайне привлекательны для застройщиков.
Мы попытались выяснить, какими станут московские берега в ближайшие десятилетия.
Согласно стратегии развития столицы, принятой в 1930-х, Москва-река рассматривалась как одна из важнейших составляющих городской среды, как ее «главная улица» — довольно прогрессивно для тех времен. Но уже с середины века вдоль реки перестали строить что бы то ни было, кроме производственных предприятий.
В результате сегодня лишь немногие счастливчики живут недалеко от реки, а около 60 процентов набережных длиной в 200 километров просто закрыты для пешеходов. Очевидно, что эти зоны имеют огромный потенциал — за счет их использования город может развиваться внутри своих границ. Чиновники решили благоустроить набережные, превратив их в единое комфортное прогулочное пространство — в июле прошлого года был объявлен конкурс на разработку лучшей концепции освоения этих территорий. Победитель определился в декабре — архитектурное бюро «Меганом».
Развитие берегов Москвы-реки, согласно общей концепции, которую пока еще дорабатывают и детализируют, должно сделать город более связанным, активизировать набережные на периферии и очистить — в центре. То есть в удаленных районах эти зоны из непривлекательных и даже небезопасных мест превратятся в «прирученные» и окультуренные, а в центральных освободятся от магистралей и заводов. Будет очищена и речная вода — разработчики даже шутят, что спустя 20 лет рыбу, выловленную напротив Кремля, можно будет употреблять в пищу.
Подход к обустройству планируется применять совершенно новый. «Стратегия отличается тем, что она сформирована видением новой Москвы-реки в рамках единой концепции. Раньше благоустройство набережных часто бывало фрагментарным и включало по большей части только устройство “посадочных мест”. Мы предлагаем развивать набережные в комплексе с прилегающими территориями, превращая их в органичное продолжение города», — говорит Анна Камышан, руководитель проекта, архитектор «Проект Меганом».
Одна из главных составляющих концепции — развитие речного транспорта. На набережных обустроят порты, создадут удобные подъездные дороги к ним, поблизости организуют парковки.
Концепция проработана до 2035 года. За это время планируется реорганизовать примерно 40 набережных. «Благоустройство, скорее всего, будет проходить поэтапно. Например, еще в 2013 году уже преобразилась Крымская набережная. Теперь начинается развитие набережных “Зарядья” и ЗИЛа. Затем стартуют другие проекты. В результате в Москве появится огромный “бульвар” из благоустроенных набережных вдоль водной артерии», — поясняет Юлий Борисов, соучредитель и главный архитектор бюро UNK project.
Финансирование же, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, будет осуществляться как за бюджетные, так и за инвестиционные средства. Застройщики, которые займутся созданием жилья вблизи реки обустроят и берега — всего на частные средства появится около 30 километров нового столичного «бульвара».
Первым проектом, который предполагает обустройство набережной в рамках единой концепции, стал городской квартал комфорт-класса «Ривер Парк» в Нагатинском затоне. «Здесь набережную в полтора километра длиной расположат в непосредственной близости от домов, а не через дорогу, как это обычно бывает. Причем эта зона будет открыта для всех желающих — то есть, останется городской», — отмечает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».
По словам Ларисы Швецовой, генерального директора ООО «Ривер Парк», в рамках проекта благоустройства набережной в составе комплекса будет создана пешеходная зона шириной около 20 метров с дорожками для катания на роликах и велосипедах, зелеными аллеями, детскими игровыми площадками. На первых этажах жилых домов откроются магазины, кафе и рестораны. Также на набережной организуют площадки для проведения арт-выставок, разных конкурсов и праздников. Обустроят здесь и пирсы для лодок и катеров, эллинги для хранения водного транспорта в зимнее время. А на территории квартала появится первая в Москве детская парусная школа.
Среди других «первопроходцев» можно назвать набережные будущего парка «Зарядье» и в составе промзоны ЗИЛ. До 2018 года планируется реконструкция Карамышевской набережной. И уже в этом году начнутся подготовительные работы по благоустройству набережной в районе «Большого Сити» и «Москвы-Сити».
У «Москвы-Сити» благоустроят примерно 24 километра, доминантой проекта станут так называемые порты — общественные пространства, которые свяжут реку с городом. Лучше всего, как объясняет один из авторов проекта, участник консорциума «Меганом», Эдуард Моно, идею этих портов иллюстрирует площадь Сан-Марко в Венеции. Набережная станет транспортным хабом и местом для прогулок, встреч и отдыха одновременно.
Проект «Зарядья», по словам Ирины Доброхотовой, председателя совета директоров «БЕСТ-Новострой», предусматривает интеграцию парка с рекой, Москворецкой набережной и районом Замоскворечье — огромная часть центральной части столицы перевоплотится в пешеходное пространство.
Другая масштабная реконструкция состоится на Софийской набережной. Права на застройку этой территории только недавно были проданы застройщику Capital Group — здесь построят многофункциональный комплекс с офисными и торговыми помещениями, жильем, гостиницами и апартаментами, а также благоустроят набережную. Сейчас компания еще выбирает архитекторов, которые займутся проектированием. «Поскольку проект развития набережных имеет городской масштаб и должен быть увязан с глобальными задачами развития транспортно-пешеходных систем и общей структурой прибрежных зон, наша концепция будет разработана, конечно, в соответствии с общим видением», — рассказывает Динара Лизунова, PR-директор Capital Group.
Благоустройство Симоновской набережной в Даниловском районе будет осуществлять компания ОПИН. «Вместе со строительством жилья и коммерческих объектов, реконструкцией спортивного комплекса им. Э.А. Стрельцова мы обустроим “речной фасад" нашего проекта. Набережная будет пешеходной с причалом для водных видов транспорта. Здесь появятся возможности для отдыха, занятий спортом и прогулок», — делится Сергей Прилипко, руководитель управления московскими проектами компании ОПИН.
Набережную в составе бывшей промзоны ЗИЛ благоустроят за бюджетные средства. При этом концепцию обустройства разрабатывали ведущие российские архитекторы совместно со специалистами компании «ЛСР», владеющей одним из участков на территории. По словам Максима Зорина, коммерческого директора «ЛСР. Недвижимость-Москва», ширина пешеходной набережной составит примерно 45 метров, длина — более километра. Здесь предусмотрено комплексное озеленение, размещение велодорожек, пешеходных зон, арт-объектов и малых архитектурных форм. На первых этажах домов, выходящих на набережную, появятся кафе, рестораны и магазины.
Благоустройство набережных в рамках строительства жилых комплексов «Сердце Столицы» и «Город на реке Тушино-2018» профинансируют сами застройщики. Согласно концепции архитектурного бюро Wowhaus, «Сердце Столицы» обзаведется 500-метровой набережной с пляжем, причалами, парковой зоной и площадками для праздников и мероприятий.
По словам Артема Ржавского, директора по продажам АО «Тушино-2018», часть набережной, расположенная недалеко от стадиона «Открытие Арена», в рамках проекта «Город на реке Тушино-2018» будет обустроена к началу Чемпионата мира по футболу 2018. Проект реконструкции набережной также предполагает создание пешеходной прогулочной зоны, велосипедных дорожек, озеленение.
Всего сегодня на первой линии от Москвы-реки возводят порядка 20 жилых комплексов. По данным «Метриум Групп», около половины из них относится к элитному классу. И неудивительно, близость к водоемам, как правило, повышает стоимость недвижимости в принципе. Среди «набережных» проектов массового сегмента — МФК «Фили Град», Апарт-комплекс «ТехноПарк», МФК «Новая Пресня», ЖК «Ривер Парк», Нагатино-Садовники, мкр. 1, ЖК «Город на реке Тушино-2018». Цены на однокомнатные квартиры в этих ЖК, в среднем, составляют около 5,5 миллионов рублей.
Популярность районов с обновленными и благоустроенными набережными будет увеличиваться, считают опрошенные «Домом» эксперты. По мнению Артема Ржавского, рост цен в домах на набережных может достигать 10-15 процентов. А если квартира «видовая», прибавить она сможет и все 20-30 процентов, говорит Лариса Швецова. «Квартиры, окна которых выходят на любой водоем, пользуются большой популярностью, что, естественно, определяет и более высокую цену. Проекты у воды чаще всего стоят дороже, чем такие же жилые комплексы с другим расположением. Кроме того, дома на первой линии в самих “околоводных” проектах тоже бывают приблизительно на 30 процентов дороже своих “собратьев”», — поясняет эксперт.
Ирина Доброхотова отмечает, что в объектах премиум-класса увеличение стоимости за счет облагороженного вида на воду может достигать даже 50 процентов — при условии, что дома расположены на первой линии и строить перед ними уже больше ничего не будут.