Компания Philip Morris International (PMI) представила устройство iQOS, способное послужить заменой привычным сигаретам. «Лента.ру» побывала в Центре исследований и разработок табачной компании в Невшателе и узнала, как работает новый продукт и каким потенциалом обладает.
В 2014 году, когда PMI запустила пилотные продажи iQOS в Милане, менеджеры табачного гиганта заявляли, что в истории компании начинается новый этап. Для компании, которая только в 2013 году продала более 880 миллиардов сигарет, такие слова — не просто маркетинговый трюк.
Рынок табачных изделий сейчас претерпевает трансформацию, схожую с той, что в 2000-х пережил рынок мобильных телефонов. На смену традиционным сигаретам приходят высокотехнологичные приборы, призванные стать альтернативой традиционным сигаретам.
Как это работает
iQOS — это гаджет, состоящий из зарядного устройства и прибора-держателя, куда вставляются табачные картриджи под названием heatsticks. Они содержат табачный лист и внешне похожи на сигареты. Если действие электронных сигарет построено на принципе испарения никотиносодержащей жидкости, то в iQOS применяется специально обработанный табак. Процесс использования гаджета также больше напоминает традиционное курение, чем «дымление» пластиковых электронных сигарет.
Табак в устройстве не горит, а нагревается до температуры не более 350 градусов по Цельсию. В результате вместо дыма образуется аэрозоль с содержанием никотина. В PMI утверждают, что в ней существенно меньше вредных веществ, чем в обычном сигаретном дыме.
PMI готовилась к старту продаж iQOS несколько лет, проводились выборочные тесты среди потенциальных потребителей. Пилотные запуски iQOS состоялись осенью 2014 года в Италии и Японии, а к августу 2015 года устройство появилось в Швейцарии. В Европе цена — 70 евро, пачка с двадцатью картриджами — 5 евро.
Зачем это нужно
Ни один из табачных продуктов не безопасен. Осознавая то, что курение табака — одна из наиболее пагубных для здоровья привычек, производители сигарет ищут способы снизить вред от этого занятия. iQOS и есть результат таких изысканий.
Когда табачные компании заявляют, что готовы инвестировать в разработку устройств с пониженным риском для здоровья курильщиков, — это ответ на ужесточение позиции регуляторов и попытка сохранить своего потребителя. Регулирование табачного рынка в большинстве стран мира, в том числе и в России, движется в сторону ужесточения. Табачные компании в качестве альтернативы жестким запрещающим мерам предлагают подход, направленный на сокращение вредного воздействия от курения. Такие продукты, как iQOS, можно сравнить с подушкой безопасности в автомобиле. От травмы не гарантирует, но жизнь спасет.
Окончательные выводы об эффективности iQOS удастся сделать не раньше следующего года. Собственные исследования компании показали, что устройство в среднем на 90 процентов уменьшает содержание вредных веществ, способных спровоцировать связанные с курением заболевания. Сейчас в PMI готовятся к независимой экспертизе результатов своих исследований научным сообществом, закономерно предполагая, что в беспристрастности их данных будут сомневаться.
Никотин, стимулирующий выброс в головном мозге так называемого «гормона радости» дофамина, в картриджах для заправки iQOS также имеется. Но никотин — не главная причина проблем со здоровьем. Основной ущерб наносят продукты горения.
Именно при горении и тлении табака в сигарете выделяется дым, насыщенный опасными токсичными канцерогенными веществами. По данным разных исследований, вредных компонентов в дыме сигареты более семи тысяч. В гаджетах, подобных iQOS, продукты горения отсутствуют.
Мир электроники
По данным Euromonitor International, объем продаж продуктов типа iQOS (heat-not-burn) в 2014 году не превысил 7,1 миллиона долларов. Показатель 2012 года — 1,6 миллиона долларов. А общий оборот мирового табачного рынка в 2014 году — 816,1 миллиарда долларов. Но скоро все изменится. У компании JTI есть похожий продукт под названием Ploom, другие производители сообщили о похожих разработках на уровне прототипов.
Согласно опубликованным агентством Reuters результатам исследования, проведенного совместно с компанией Ipsos, потребление электронных сигарет в США заметно выросло. Сейчас электронными сигаретами пользуются 10 процентов американских курильщиков, хотя еще в 2013 году таковых было всего 2-3 процента. Глава компании PMI Андре Калантзопулос в недавнем интервью CNBC отметил, что, по оценкам, в ближайшие 5-10 лет около 15 процентов курильщиков переключатся на устройства с пониженным риском.
В разработку, исследования и внедрение табачных продуктов с пониженным риском, PMI инвестировала более двух миллиардов долларов с 2008 года. Создавать инфраструктуру для изучения возможностей снижения вреда от курения PMI готова и в России, куда компания также предполагает вывести свой продукт. Своими планами табачники поделились с правительством РФ, рассчитывая, что руководство страны могло бы оказать поддержку в организации исследований, подтверждающих эффективность iQOS.
Информацию о том, что в России (пока без четких сроков) может появиться альтернатива традиционным сигаретам, подтвердил вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко: «Компания уверена в достоверности и качестве своих научных данных и активно делится этими результатами с независимым международным научным сообществом. Мы также готовы к сотрудничеству с отечественными научными организациями, чтобы рассказать о наших исследованиях и, при необходимости, инвестировать в инфраструктуру, чтобы создать у нас в стране серьезную научную базу для оценки продуктов пониженного риска».
Табачники считают, что регулирование продуктов с пониженным риском законодательно должно быть обособлено от другой табачной продукции. Пока российское законодательство никак не категоризирует продукты, подобные новинке PMI. В других странах, включая те, где iQOS уже продается в тестовом режиме, окончательно вопрос с законодательным регулированием также не решен.
Единственная страна, где уже принято законодательство в отношении табачных продуктов пониженного риска (modified risk tobacco products) — это США, однако и там этот статус еще не присвоен ни одному продукту. В остальном мире, в том числе в Европе, такие инициативы находятся на разных стадиях обсуждения.