Особенности национальной разведки Главные кинопремьеры недели

Кадр: фильм «Страна ОЗ»

В прокате — нецензурная новогодняя фантасмагория Василия Сигарева и добропорядочный шпионский триллер Стивена Спилберга. Кроме того, выходят победитель Каннского фестиваля, лучший британский фильм года и голливудский блокбастер про кита-убийцу. Все самое главное — в обзоре «Ленты.ру».

«Страна Оз»
Режиссер Василий Сигарев

Екатеринбург погружен в приготовления к Новому Году, но недавно прибывшей из городка Малые Ляли блондинке Лене Шабудиновой (Яна Троянова) резать оливье не судьба. У Шабудиновой в эту ночь своя миссия — выйти на смену в киоске на улице Торфорезов, и девушка ей следует с самурайским упорством. Другое дело, что сам путь на Торфорезов у нее несколько затянется — пока и вовсе не превратится в фантасмагорическое путешествие по типажам, парадоксам и частностям современной России.

Среди тех, кто встретится этой невозмутимой Элли в ебургской стране Оз, — водители под бутиратом и одержимые тантрическим сексом барды, проститутки и полицейские, а также мэр города Ройзман собственной персоной. Но «Страна Оз» сильна даже не этой эффектной панорамой всеобщего упадка нравов, а авторской интонацией: Сигарев не стесняется заглядывать новогодней России в нутро, но находит там повод не для чернухи, а для утробного, неприличного и честного карнавала. Попутно фильм обнаруживает-таки в этой дикой и волшебной стране некоторые скрепы, объединяющие и продавщиц, и бардов, и бутиратчиков. Ими оказываются остроумный матерок, неистребимый юмор и любовь столь невыносимой силы, что заполыхает даже на Торфорезов.

«Шпионский мост» (Bridge of Spies)
Режиссер Стивен Спилберг

В Бруклине 1957-го федералы врываются в квартирку неприметного с виду художника (Марк Райлэнс). Его зовут Рудольф Абель, и как немедленно выяснится, он советский шпион. Переживающая расцвет маккартистской охоты на красных страна потребует для Абеля смертной казни — от которой с помощью логики, здравого смысла и дара убеждения его спасет адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс на пике формы). Когда над советским небом заполыхает самолет-разведчик Пауэрса, американские чины вспомнят про Донована вновь — и отправят его в Берлин договариваться об обмене.

Обмен Пауэрса и Абеля, как известно, вдохновлял еще советский шпионский хит «Мертвый сезон». Стивен Спилберг, хотя и выстраивает на том же материале напряженный, в основном разговорный триллер, намеренно уводит внимание от противников по холодной войне — и сосредоточивает его на посреднике. Обаятельный, саркастичный, порядочный герой Хэнкса здесь выступает олицетворением здравого смысла, талантливым рассказчиком, способным ради благой цели (то есть спасения жизней) запудрить мозг как американским горе-ястребам, так и галерее советских гэбэшных харь. Службисты и агенты войны с обеих сторон здесь выведены одинаково нелицеприятно — ведь, как показывает Спилберг в этом добротном, основательном и актуальном фильме, сеют раздор они, а примирением потом заниматься придется всем нам.

«В сердце моря» (In the Heart of the Sea)
Режиссер Рон Ховард

Будущий автор «Моби Дика» Герман Мелвилл (Бен Уишоу) высыпает на стол горсть монет — его пропахший алкогольными парами собеседник (Брендан Глисон) пережил такое, что хватило бы не на один, а на несколько романов. За 30 лет до того еще юный моряк поступил на китобойное судно «Эссекс». Его первое же плавание к берегам Южной Америки на добычу невероятно дефицитного китового масла включило в себя не только охоту на десятки кашалотов, но и встречу с гигантским китом-убийцей, растянувшуюся на месяцы борьбу за выживание посреди океана и много, очень много драмы о субординации на морях.

Да, хотя Рон Ховард, мастер качественного голливудского мейнстрима вроде «Игр разума» или недавней «Гонки», рассказывает здесь историю, вдохновившую Мелвилла на «Моби Дика», в фокусе его повествования — не монструозный кит, но препирания китобоев. Крис Хэмсуорт, Киллиан Мерфи и другие хорошие артисты метают гарпуны и возятся с парусами, но еще больше времени тратят на то, чтобы мериться эго, — и «В сердце моря» зачем-то решает именно на этом аспекте их путешествия сделать особенный упор. Поэтому, когда оголодавшие, потерявшиеся моряки заговорят о каннибализме, даже испытываешь некоторое облегчение. Ховард создает немало красивых морских кадров — но у него не получается ни напугать зрителя, ни его растрогать. Зато его фильм доказывает: морские путешествия — это очень, очень утомительно.

«Дипан» (Dheepan)
Режиссер Жак Одиар

Трое незнакомцев — мужчина, женщина, девочка лет двенадцати — растерянно смотрят друг на друга. Им нужно притвориться одной семьей: чужие, принадлежавшие покойнику по имени Дипан документы — единственный способ покинуть ад лагеря для беженцев в Шри-Ланке и попасть в Европу. Подлог не помешает беглецам довольно быстро получить во Франции официальный статус, место в школе, квартирку на окраине и даже какую-никакую работу — а вот с привыканием друг к другу такой легкости уже не выйдет.

Режиссер выдающихся «Пророка» и «Читай по губам» Жак Одиар никогда не был соцреалистом — вот и «Дипан», как бы внимательно ни вглядывался в странное сожительство троих чужаков-незнакомцев, драмой об обустройстве беженцев во французском обществе только притворяется. Все потому, что никакая подлинная интеграция невозможна, не без жесткости замечает Одиар, прямо на ходу фильма ломая ему жанровый хребет. Парижские окраины кишат драгдилерами и отморозками, азиатское прошлое Дипана оказывается куда более страшным, чем предполагает его статус беженца, в дело идут кирпичи, АК-47 и мачете — и так сюжет о сосуществовании неприкаянных оборачивается ожившим кошмаром всеобщего насилия. Жуткий — и убедительный — эффект.

«45 лет» (45 Years)
Режиссер Эндрю Хэйг

Опрятные пенсионеры из Норфолка Кейт (Шарлотта Рэмплинг) и Джефф (Том Кортни) вместе почти, без пяти лет, полвека — и вот-вот отпразднуют в кругу старых друзей и бывших коллег очередную годовщину семейной жизни. Кажется, такой долгосрочный и такой крепкий союз уже может сотрясти только смерть. Не тут-то было — и когда Джефф вдруг получит загадочное письмо из Швейцарии и собственного прошлого, фасад благообразного брака стремительно покроется трещинами, словно лица легендарных артистов Рэмплинг и Кортни.

Содержание судьбоносного письма режиссер Эндрю Хэйг (он занимался на HBO гей-сериалом «В поиске») раскроет почти сразу — но пересказывать его, учитывая с какими тонкими материями и какими неброскими средствами работает это кино, было бы почти преступным спойлером. Важнее заметить, что Хэйг и его актеры на одних полутонах, еле заметных переменах интонации и настроения, выстраивают не самую эффектную, но оттого не менее душераздирающую драму умирания любви, которая, как казалось, уже выдержала любые испытания временем.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше