Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский обвиняется в убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, застреленного в 1998 году. Официально обвинение бывшему олигарху следователи намерены предъявить 11 декабря. Об этом стало известно из документов, врученных 8 декабря отцу Ходорковского, Борису Моисеевичу, которого в августе уже допрашивали по этому же делу в качестве свидетеля.
Ранее такое обвинение Ходорковскому, несмотря на знаменитую фразу Путина о том, что у него «руки по локоть в крови», не предъявлялось. Более того, в декабре 2013 года МБХ неожиданно помиловали и освободили. Последние два года он живет за границей, но и он сам, и дело ЮКОСа регулярно попадают в топ российских новостей. Последний раз — в связи с арестом российского имущества в Бельгии и Франции летом 2015 года. «Лента.ру» проанализировала связь этого громкого международного дела с новыми обвинениями в адрес Ходорковского.
Дело Петухова
Мэр Нефтеюганска Владимир Петухов был убит по дороге на работу утром 26 июня 1998 года, в день рождения Михаила Ходорковского. В городе базировалось дочернее предприятие ЮКОСа — нефтяная компания «Юганскнефтегаз», и за несколько недель до своей смерти Петухов обвинил руководство компании в уклонении от уплаты налогов в местный бюджет. За десять дней до гибели он объявил голодовку, потребовав возбудить уголовное дело против ЮКОСа за неуплату налогов в крупных размерах в 1996-1998 годах и погасить накопленную недоимку компании по налогам и штрафам в размере 1,2 триллиона неденоминированных рублей, а также уволить начальников налоговой инспекции Нефтеюганска и Ханты-Мансийского округа, которые якобы были «карманными органами» ЮКОСа. Глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филиппенко тогда пообещал разобраться — после этого Петухов прекратил голодовку, а через пару дней его расстреляли из пистолета-пулемета.
В Нефтеюганске прошли митинги протеста, горожане требовали расследования преступления и обвиняли в его организации руководство ЮКОСа. Сама нефтяная компания сообщила, что вероятный мотив убийства — инициированная ЮКОСом прокурорская проверка деятельности Петухова, а налоги компания не только выплатила, но и переплатила, однако до бюджетников деньги так и не дошли. Следствие также рассматривало в качестве мотива месть чеченских бандитов, которые «крышевали» закрытый Петуховым центральный рынок Нефтеюганска. На его месте был открыт новый — под контролем компании, принадлежавшей жене мэра, Фариде Исламовой. Сама она уже через несколько дней после убийства мужа обратилась к тогдашнему президенту Борису Ельцину с заявлением, что причиной преступления «могла быть попытка мэра проверить деятельность НК ЮКОС, вызванную налоговыми неплатежами». Однако следователи не нашли подтверждений причастности к преступлению руководства ЮКОСа. Подозревали двух членов камышинской ОПГ, которых нашли уже убитыми. На том дело и застыло.
Но в 2005 году расследование обстоятельств смерти Владимира Петухова возобновили. К тому времени два бывших совладельца нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были осуждены на 9 лет колонии за экономические преступления. Подозрение на сей раз пало на главу отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина. Его самого на тот момент тоже осудили, и тоже за заказные убийства, но Петухова в списке жертв не было.
Показания против Пичугина дали некто Геннадий Цигельник и Евгений Решетников. По версии следствия, Пичугин по распоряжению еще одного совладельца компании, Леонида Невзлина, за 150 тысяч долларов США нашел для организации убийства Петухова посредника — тамбовского бизнесмена Сергея Горина, также впоследствии убитого. А тот за 11 тысяч долларов нанял исполнителей преступления — Цигельника и Решетникова. Оба они сначала подтверждали версию следствия, затем отказались от показаний. Тем не менее Пичугина и Невзлина приговорили к пожизненным срокам заключения (последнего — заочно, он вовремя уехал в Израиль). Однако Михаил Ходорковский, по словам его адвоката Вадима Клювганта, к расследованию убийства мэра Нефтеюганска «никогда, никак и ни в каком качестве не привлекался».
Как возобновили дело
С юридической точки зрения все эти годы продолжало существовать «большое» дело об убийстве Петухова, которое до сих пор не закрыто и в котором фигурируют «неустановленные лица». Есть выделенные из него дела — Алексея Пичугина и Леонида Невзлина. Неоконченное «большое» дело можно возобновить, о чем СК и объявил 30 июня 2015 года «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». «По появившейся в распоряжении Следственного комитета оперативной информации, в роли заказчика этого убийства и ряда других особо тяжких преступлений мог выступать непосредственно руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский», — сообщил тогда официальный спикер СК Владимир Маркин.
8 декабря, через пять с лишним месяцев после возобновления дела, СК прояснил статус Ходорковского, вызвав его на допрос в качестве обвиняемого и объявив в федеральный розыск. «Отцу сегодня притащили. Как будто мой адрес не знают. Сообщаю: Hanover sq. 16, — прокомментировал Ходорковский скан повестки, опубликованный им в Twitter. — Унылая попытка смены темы обсуждения». Давать показания он не намерен. «Участвовать в этом фарсе? Он уже поигрался с ними на 10 лет», — пояснила пресс-секретарь МБХ Кюлле Писпанен.
Возникает, однако, вопрос о самой правомочности возобновления дела. Согласно 78 статье Уголовного кодекса, срок давности по тяжким преступлениям составляет 10 лет, по особо тяжким — 15. С момента убийства Петухова прошло более 17 лет. Правда, уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля срока давности не имеет, но в УК есть важная оговорка: только в том случае, если преступление было сопряжено с осуществлением террористической деятельности. Усмотреть в убийстве мэра Нефтеюганска терроризм пока никому в голову не приходило.
Тогда на каком основании возобновлено уголовное дело? Вадим Клювгант назвал это «откровенным беззаконием». «У Следственного комитета вообще нет полномочий возобновлять какое бы то ни было дело в силу вновь открывшихся обстоятельств. Это исключительные прерогатива прокуратуры, а прокуратура о таком решении ничего не сообщала», — пояснил адвокат «Ленте.ру».
Остается еще одна возможность. Обратите внимание на июньское заявление Маркина: оно посвящено не только Петухову, но ряду «других особо тяжких преступлений». Не исключено, что по каким-то из них сроки пока не истекли. «Это самый простой вариант», — отметила в беседе с «Лентой.ру» адвокат по уголовным делам Виктория Краснюк. Тогда непонятно, правда, почему Ходорковский вызван на допрос именно в связи с делом Петухова. Наверное, СКР надеется убедить суд не применять к нему положение о сроках давности. Это допустимо, если за преступление предусмотрены пожизненное заключение или смертная казнь. В УК за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля прописаны и такие меры.
Судя по последнему заявлению вдовы мэра Нефтеюганска Фариды Исламовой, этот сценарий выглядит наиболее вероятным. Выступая в эфире радиостанции «Говорит Москва», она упоминала, что такие «убийства должны приравниваться к террористической деятельности». Тогда сроков давности нет.
Политическая версия
Причиной новых обвинений вполне могла стать публичная политическая деятельность Ходорковского. Освобождаясь из колонии в конце 2013 года, он обещал от политики отойти. «Вопрос политики, понимая политику как борьбу за власть, для меня не стоит», — заявил МБХ на первой после освобождения пресс-конференции — к разочарованию либеральной общественности, все 10 лет с момента ареста видевшей в нем нового вождя. Однако затворничество продолжалось недолго. Уже в марте 2014 года МБХ предложил себя в качестве миротворца на Украине, выступил на Майдане с критикой российских властей. Весной 2015 года он организовал в Киеве форум для представителей отечественной оппозиции. А 20 сентября 2014 года в ходе онлайн-форума «Открытой России» призвал оппозицию самоорганизовываться перед выборами в Госдуму 2016 года. И даже заявил, что готов стать президентом переходного периода, чтобы «провести конституционную реформу, главным в которой является перераспределение президентской власти в пользу суда, парламента и гражданского общества».
В сентябре 2015 года Ходорковский косвенно фигурировал в деле РПР-ПАРНАС в Костромской области: за день до выборов в областную думу полиция задержала в регионе автомобиль координатора спонсируемой МБХ организации «Открытая Россия», изъяв у него около двух миллионов рублей. Также некую «коробку с деньгами» силовики нашли и изъяли в штабе «Открытой России» в день голосования. Продолжения в публичном пространстве эта история не получила, но тень на Ходорковского как спонсора несистемной оппозиции, естественно, бросила. Если это так, то возобновление уголовного дела об убийстве Петухова имеет очень важный политический подтекст.
Дело о 50 миллиардах
Но есть у этого дела и вторая сторона — экономическая. Иски бывших акционеров ЮКОСа, странствуя по международным судам, наконец, приблизились к логическому завершению. Летом 2014 года было вынесено решение ЕСПЧ, предусматривающее сопоставимую сумму компенсаций бывшим акционерам компании — 1,86 миллиарда евро. Но это еще цветочки: в том же 2014 году Гаагский арбитраж по иску Group Menatep Limited (GML), представляющей интересы бывших акционеров ЮКОСа Леонида Невзлина и Владимира Дубова, присудил истцам компенсацию на неслыханную сумму — 50 миллиардов долларов. В июне судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии российского госимущества для выплаты этих компенсаций. Правда, аресты удалось снять, но ведь это только начало.
Бывшие акционеры ЮКОСа уже затеяли разбирательство с Россией в США (в августе Россия добилась отсрочки в рассмотрении дела) и в Германии — там речь может идти об аресте имущества на общую сумму 42 миллиарда долларов. В конце октября во Франции арестовали активы ВГТРК. В России за это время успели провести через Госдуму закон, разрешающей нашей стране не выполнять решения иностранных судов, если они противоречат российской Конституции. А правительство разработало закон об ответных мерах при аресте госимущества за границей. Однако, что это даст в случае крупного международного разбирательства, — большой вопрос.
Интересная деталь: на известие о новом статусе МБХ на удивление быстро отреагировал «знакомый с ситуацией» источник агентства «Интерфакс», сообщивший об объявлении Ходорковского в федеральный розыск. Не менее хорошо знакомый с ситуацией источник «Интерфакса» (если не тот же самый) в декабре 2013 года минимум трижды пугал либеральную общественность «третьим делом ЮКОСа». Предполагалось, что Ходорковскому предъявят обвинения в отмывании 10 миллиардов долларов, а это грозило ему дополнительным сроком в 7 лет. Последний раз об этом сообщалось 18 декабря 2013 года — ровно за сутки до того, как президент Владимир Путин объявил о помиловании бывшего олигарха. В этот раз ситуация несколько серьезнее — все-таки формальные процедуры уже запущены, но говорить о реальных причинах произошедшего довольно сложно. Во всяком случае, до официального предъявления обвинений.