20 декабря 2015 года войдет в историю Украины так же, как в историю России вошло 17 августа 1998 года. Дефолт — штука неприятная и для должника, и для кредитора. Должник надолго лишается доступа к внешнему финансированию. Кредитор теряет деньги. В этом смысле Россия и Украина — близнецы-братья. Разница только в том, что отказ Киева платить по долгам будет не столько экономическим, сколько политическим.
Гуляй-поле
Ситуация с украинским государственным долгом России находится в системе координат, описанной в афоризме, принадлежащем Нестору Махно: «Деньги не пахнут, а власть не краснеет». Попытки правительства Украины распространить на выкупленные Россией украинские евробонды условия, выторгованные у частных кредиторов, выглядят именно таким образом. И речь не только о том, что Киев требует от Москвы списать 20 процентов из выданных в свое время 3 миллиардов долларов.
«Мы готовимся к любым вариантам. Мы чувствуем в этом вопросе сильное давление со стороны народа, который выступает против возвращения этого долга», — заявила министр финансов страны Наталья Яресько. Против чего там выступает украинский народ, доподлинно неизвестно. Социологические исследования не проводились. Зато по данным опроса, проведенного Международным фондом избирательных систем (IFES) совместно с американским Агентством по международному развитию (USAID), только 11 процентов граждан Украины считают большой проблемой для своей страны выплату внешнего долга. Куда больше их беспокоит коррупция (53 процента опрошенных), инфляция (56 процентов), бедность и безработица (42 и 35 процентов соответственно). Опрос проводился еще в сентябре в 12 регионах страны, и респондентам предлагали выбрать сразу несколько вариантов ответов.
Российское предложение Украине о реструктуризации долга в Киеве даже не обсуждалось. Оно, напомним, заключалось в том, чтобы позволить Киеву погасить долг не сейчас, а позже, с рассрочкой на 3 года. Единственное условие — гарантии выплат со стороны Евросоюза и США. Однако их Москве никто не предоставил.
Вместо этого Еврокомиссия устами своего постпреда в Москве Вигаудаса Ушацкаса посоветовала российскому правительству списать долг Украине как хорошему другу. «Я лично думаю, что это было бы также проявление доброй воли со стороны России — идти по пути, показанному Европейским союзом и США через Международный валютный фонд», — заявил дипломат.
Всем прощаю
То, что для Украины выплата или невыплата долга — вопрос политический, доказывает отношение к этому политического истеблишмента страны. «Мы должны поставить четкие условия, при которых заемные деньги будут возвращены. Во-первых, вывод войск из Донбасса, во-вторых, возвращение Крыма», — говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Министр финансов Украины Наталья Яресько заявила о готовности к любым вариантам в вопросе "долга Януковича" России на 3 миллиарда долларов. Перевожу специально для Москвы на понятный им русский язык. Пугать бесполезно. Мы ваши угрозы дефолта имели в виду. Либо соглашаетесь на украинские условия, либо будете получать эти деньги с самого Януковича. В общем, "мы готовы к любым вариантам"», — ерничает другой украинский политолог Кирилл Сазонов.
Агрессивность таких комментариев объясняется просто. Оптимизм в украинских «экспертов» вселило решение Международного валютного фонда продолжать кредитовать Украину даже в случае дефолта. Для этого МВФ пришлось пойти на беспрецедентный шаг — изменить основные принципы своей работы. Это решение Совет директоров МВФ утвердил 8 декабря. Проблема в том, что возможное прекращение сотрудничества Фонда с Украиной было не единственной и не самой большой опасностью для Киева.
Куда более масштабным представляется риск кросс-дефолта. Отказавшись платить по одним своим обязательствам, Украина может столкнуться с предъявлением к досрочному погашению всех своих бумаг. Именно в такой ситуации, напомним, в свое время оказалась Аргентина, которая в 2001 году просрочила платеж по выпуску облигаций на 2 миллиарда долларов. Сразу после этого кредиторы предъявили все выпуски аргентинских облигаций с гораздо более поздними сроками погашения. В результате дефолт пришлось объявить по 100-миллиардному долгу. У Аргентины кредитный рейтинг до сих пор низкий.
В настоящий момент внешний долг Украины составляет 122 процента ее ВВП. Только с января по июнь этого года он увеличился на 700 миллионов долларов и достиг 127 миллиардов. По абсолютной величине суверенная задолженность Киева сравнима с советской, на момент распада СССР. Это данные Национального банка Украины. Дефолт на национальном уровне может привести к отказу иностранных кредиторов финансировать и коммерческие организации. Их внешний долг — 59 миллиардов долларов. Причем украинские хозяйствующие субъекты уже имеют просроченную задолженность по своим облигациям на сумму 1,1 миллиарда долларов.
Более того, даже те кредиторы, которые уже подписали с правительством страны соглашение о списании 20 процентов ее задолженности, могут его дезавуировать. Тем более что не все из них удовлетворены оговоренными условиями.
Рост в кабалу
Еще в сентябре часть держателей украинских облигаций на 18 миллиардов долларов выступила за пересмотр условий реструктуризации. В обмен на списание 20 процентов тела долга и отсрочку погашения облигаций кредиторы должны были получить пакеты специально выпущенных ценных бумаг VRI (Value Recovery Instrument). По ним в будущем будет выплачиваться компенсация, размер которой зависит от уровня экономического роста Украины после 2020 года. Недовольство вызвал порядок распределения VRI, ущемляющий, как полагают некоторые кредиторы, интересы владельцев украинских облигаций со сроком погашения в 2015 году.
«Предполагается, что все держатели облигаций получат одинаковые пакеты новых бумаг. Наши клиенты считают такой подход несправедливым, так как для облигаций с погашением в 2015 году отсрочка может составить более восьми лет, в то время как для других облигаций она составит лишь около полугода», — говорится в сообщении компании Shearman & Sterling. Просрочка платежа по российским бумагам может послужить новым юридическим основанием для пересмотра уже подписанных Украиной соглашений с частными кредиторами.
Именно эта опция, позволяющая кредиторам требовать от Украины дополнительных выплат, если ее экономический рост после 2020 года превысит 4 процента годовых, теперь выступает основным камнем преткновения между правительством Арсения Яценюка и его оппонентами. Логика Киева весьма оригинальна. Получается, что размер компенсации окажется менее 3,6 миллиарда долларов. Другими словами, либо правительство страны само не верит, что ему удастся добиться экономического роста через пять лет, либо перекладывает эту проблему на других, предпочитая решать текущие задачи за счет других поколений. Ведь платить такую компенсацию придется аж до 2040 года.
И последнее. Некоторые эксперты полагают, что Украина может опротестовать евробонды, купленные РФ, как коррупционные и добиться от России их списания. А самому кредитору предложить выставить счет экс-руководству страны. Однако, это не так. Дело в том, что обязательства по евробондам не попадают под регресс. И выстроить вторичные требования по ним нельзя. Другими словами, по действующим нормам Украине придется сначала выплатить долг, и потом доказывать в суде, что сделка была коррупционной, а не наоборот. И изменить это правило, как это произошло в случае с МВФ, западные партнеры Киева не смогут. Это будет означать слишком серьезное перекраивание рынка с оборотом в триллионы долларов. А значит у Украины есть только одна возможность не заплатить — договориться с Москвой. Иначе никак.