В мире происходит много удивительного. Где-то строят здания почти километр высотой. Где-то разгоняют частицы почти до скорости света. Где-то продают картины за сотни миллионов долларов. А где-то ровно 300 лет создают напиток, символизирующий успех и высокий статус.
Он первый начал
Его звали Джон, он родился на британском острове Джерси, который находится в проливе Ла-Манш. Шел 1694 год. Мир пока не догадывался, что уже через 21 год появится новый напиток под названием «бренди» — когда Джон станет Жаном и поселится во французском городе Коньяк. Конечно, Жан Мартель не с первого дня своего проживания в Коньяке создал напиток, который сейчас занимает более 17% мирового рынка.
Свою деятельность во Франции новоиспеченный Жан начал с купли-продажи. Он скупал коньячные спирты лучших виноделов Шаранты и Приморской Шаранты и отправлял в бочках на родину в Британию — где о таких деликатесах не могли и мечтать. Всего неделя, и вот уже к английскому джентльмену в приличном заведении спешил официант с ароматным, крепким и сильнодействующим заморским напитком.
Так, в 1715 году на свет появился не только один из старейших в мире коньячных домов, но и сложились его основные принципы ведения бизнеса — выпуск качественного продукта и ставка на внешние рынки. А на дворе между тем стоял XVIII век, когда еще не было книг по маркетингу и мужских журналов. Жан и без них понял, как важно не только честно вести бизнес, но и удачно жениться — и выбрал себе в спутницы Жанну Брюне, дочь местных торговцев, которые как раз и занимались производством коньячных спиртов. Она рано умерла, но вторую супругу Жан нашел тоже в нужных кругах — ей стала дочь купца из Шаранты Рашель Лаллеман.
Фото: пресс-служба Martell
Жил, кстати, Жан Мартель довольно скромно. Сейчас бы интерьер в его доме назвали бы «стилем лофт» или «минимализмом», но по сути это чистейшая аскеза. Стол, стул, книжные полки и бумага с перьями — вот весь набор предметов, в окружении и с помощью которых создавалась огромная отрасль и отдельная история. Конечно, под руками у Мартеля и его команды были Бордери, Гран-Шампань, Пти-Шампань и Фэн-Буа, перегонные кубы и производство бочек, но в целом его образ жизни при этом не предполагал никакой роскоши. Делать коньяк — это тяжелый труд, а не веселое развлечение .
Через шесть лет после запуска производства в Коньяке Жан Мартель писал родным: «…могу без преувеличения утверждать, что мое предприятие – одно из самых успешных в этих краях…». Он, конечно, очень скромничал — еще несколько десятков лет ему не будет равных в коньячном деле. Да и сегодня он мог бы спокойно отправить на родину подобное послание.
Стриж и молот
Фамилия Мартель, согласно одной из версий, происходит от французского слова marteau — «молоток». Так объясняется происхождение трех молоточков на гербе Мартелей. Чтобы объяснить изображение стрижа на логотипе продукции, существует и другое предположение: Мартель — производное от слова martinet, которое переводится как «стриж».
Есть и более рафинированная легенда. Во-первых, это не стриж, а ласточка. Во-вторых, она существовала в реальности. Говорят, что птица 300 лет назад каждый год прилетала по каким-то своим делам в Коньяк, и ее оперение при новом появлении постепенно становилось золотистым, напоминающим цвет напитка.
Сквозь бренди к звездам
В 1728 году Жан Мартель расширил горизонты своей деятельности, приобретя земли и здания в районе Гатебурс. Среди них — Maison de Fondateur («дом основателя»), где и сейчас расположены офисы носящей его имя фирмы, с 2001 года принадлежащей корпорации Pernod Ricard.
Если сперва напиток под брендом Жана назывался не иначе как «бренди», то спустя 15 лет после основания компании, он стал «коньяком».
Популярность набирал коньяк с обозначением VS. Его в огромных количествах поставляли в Британию, где он считался напитком аристократов. Местные власти были обеспокоены тем, что внутренний рынок оказался неконкурентноспособным, и активно стали стимулировать производство крепкого алкоголя в стране. Вот он — ярчайший пример импортозамещения. Повсюду стали строить вискикурни, и к чему это привело на сегодняшний день, всем известно.
Пока виски входил в моду и набирал обороты позже бренди и коньяка: старейшая официальная вискикурня в Шотландии была основана лишь в 1824 году.
Фото: пресс-служба Martell
Жан Мартель скончался в 1753 году, оставив бизнес вдове Рашель и сыновьям Жану и Фредерику. Они успешно продолжили дело отца, сохранив традиции и технологии:
1. Перегонка в спирт продукции только с четырех лучших виноградников: Бордери, Гран-Шампань, Пти-Шампань и Фэн-Буа.
Секрет: виноград с Бордери дает характерный аромат фиалки, виноград из Шампани — мощь и потенциал для длительной выдержки.
2. Хранение дистиллята в бочках только из дуба, растущего в областях Тронсе и Лимузен. В них можно выдерживать коньяк до 50 лет.
Секрет: структура дерева дает испаряться части спирта и придает ему золотистый цвет и особенно мягкий вкус.
3. Огромное внимание мастерству купажирования спиртов. Их может быть более 50 в одном напитке.
Секрет: в компании работает мастер купажа в девятом поколении.
4. Контроль собственника над всеми этапами производства: собственные леса, виноградники, бондарные мастерские, заводы, склады с более чем 200 тыс. бочек (около 140 млн бутылок).
Секрет: технологические процессы неизменны уже три века.
Развитие современных технологий, автоматизация и дигитализация — процессы, которые идут параллельно с созданием коньяка, требующего строгое соблюдение традиций. Лучшие образцы продукции дома ждут своего часа в хранилище под названием Paradise (англ. — «рай»).
Восток — дело
Первая партия коньяка наследников Жана Мартеля отправилась в Россию в 1797 году. В 1883 году ко двору 500 литров коньяка затребовал Александр III.
Патрик Ф.Мартель, придя в компанию в 1969 году, решил прорубить окно в Азию, начав плотно работать с сингапурским, китайским, малайзийским рынками. К середине 90-х голов в азиатских странах покупали уже до 70% бутылок VSOP и около 29% более дорогих категорий, включая легендарный Cordon Bleu. На наименее выдержанный VS приходилось не более 2% продаж.
В Европейских странах при этом была обратная пропорция — там лучше всего раскупался «базовый» коньяк.
Как пить дали
Маркетинг-директор фирмы рассказал, что делать с коньяком, когда к нему добавляется лимон и шоколад, и раскрыли неожиданные данные о своих потребителях.
Как выглядит со стороны российский потребитель?
В России наш коньяк очень любят женщины. Это представительницы прекрасного пола, которым нравится вкус коньяка и французский образ жизни. Они часто заказывают коньяк в ресторанах. В целом же наша аудитория становится все моложе — минимальный возраст снизился до 25 лет. В основном это тусовщики, которые пьют коктейли на основе коньяка — как правило, это VSOP. Если брать мировую статистику, то мужчины все же составляют 80% наших потребителей.
Насколько сильно меняется способ потребления коньяка с годами? У нас, например, как пили его в шоколадом и лимоном, так и продолжают…
Сейчас все чаще коньяк разбавляют водой, добавляют в коктейли и пьют его теплым. Хотя, конечно, XO многие все же предпочитают в чистом виде.
У нас есть поговорка «водка без пива — деньги на ветер». Как может звучать аналогичное выражение по отношению к коньяку?
Вы можете добавлять в молодой коньяк вроде VS воду, содовую, шампанское, пюре из натуральных фруктов. Мы, конечно, не можем рекомендовать такой способ потребления, но в итоге, конечно, выбирать вам. Мы можем только посоветовать какой-нибудь коктейль на коньяке, если вы не хотите его пить в чистом виде.
А что насчет закуски?
С категориями VS и VSOP отлично сочетаются закуски на основе сухофруктов и сыров. Можете также добавить лимон. Если мы говорим об XO или Cordon Bleu, то лучше ориентироваться на мясные продукты (например, говядину). А если вы любите десерты – с коньяком отлично сочетается шоколадный макарон или трюфель.
Отличная идея! А в чем сейчас заключается основная идея в продвижении коньяка в мире?
Мы будем продолжать активно сотрудничать с известными и влиятельными людьми — актерами, дизайнерами, модельерами, ведущими. Мы хотим донести свои ценности через них. В России мы хотим увеличить потребление коньяка молодой аудиторией, уделяя особое внимания культуре потребления коктейлей на основе коньяка, позволяя прочувствовать настоящий «парижский стиль».