Рискни здоровьем Книги недели: о мозге, гомофобии и ГМО

Кадр из фильма «Убить Билла»

Правда ли, что мальчик под воздействием пропаганды может стать геем? Если ли связь между профилактическими прививками и аутизмом? Опасны ли продукты, изготовленные с использованием ГМО? Вредно ли быть вегетарианцем? Так ли необратимы старческие изменения головного мозга? Что слышат младенцы в утробе матери, и как музыка влияет на человеческий организм? На все эти вопросы авторы научно-популярных изданий попробовали найти аргументированные ответы.

Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» (изд-во Corpus)

Книга прекрасна тем, что она совершенно не то, чем кажется.

В тематических группах в интернете есть заведомо «холиварные» (от английского holy war — священная война) темы. Попробуйте на форуме молодых матерей спросить о профилактических прививках. Прививочники и антипрививочники сойдутся стенка на стенку, осыпая друг друга не только научными (часто псевдо) аргументами, но и прямыми оскорблениями. И дело не в нестабильном гормональном фоне недавно родивших молодых женщин, как можно было бы подумать. Вегетарианцы бьются с мясоедами с не меньшим остервенением. А гомофобы, как всем известно из новостей, готовы расправиться с сексуальными меньшинствами и теми, кто относится к ним без предубеждения, с особой жестокостью не только в интернет-пространстве, но и в ближайшей подворотне.

Биолог по образованию и научный журналист по профессии, Ася Казанцева, кажется, лезет в самое пекло. Помогает ли гомеопатия? Может ли прививка стать причиной аутизма? Можно ли не лечить ВИЧ? Опасен ли он для окружающих? Что такое ГМО? Ну и на сладкое: сделает ли вашего сына геем пропаганда? Вот темы (и не только эти), в которых отважилась разобраться лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». Но не холивара ради. Это не книга-скандал, а книга-рассуждение. И трудно переоценить ее полезность в этом отношении.

Если совсем коротко сформулировать авторский посыл, то он примерно такой. Человек не может знать все, поэтому он склонен верить. Очень хочется поверить рекламе и пропаганде. Человек вообще так устроен, что знакомое воспринимается им как безопасное, а незнакомое — как стрессовое. И если «все так делают» — то это несомненный аргумент, потому что сплоченность позволяет выжить в трудные времена. Но делать так не стоит, предупреждает автор и призывает учиться находить нужную информацию и отличать авторитетные источники от низкокачественных. И вот этот редкий, но такой важный навык как работа с источниками и демонстрирует Ася Казанцева в своей книге, разбирая каждый научно-медицинский скандал построчно. Чем публикация в научном журнале отличается от статьи в глянцевом? Почему некоторые научные публикации впоследствии отзываются даже из авторитетных изданий? Почему статья, в которой приведены результаты нескольких исследований, заслуживает большего доверия, чем основывающаяся только на одном эксперименте? И прочее.

Освоив эту практику, даже неподготовленному человеку несложно самому себе ответить на тревожные вопросы о прививках, вегетарианстве, гомеопатии, ГМО, сексуальных меньшинствах и опытах над животными. Ну и в качестве бонуса выйти победителем из очередного сетевого холивара.

Андре Алеман «Мозг на пенсии. Научный взгляд на преклонный возраст» (перевод И. Айзятуловой, изд-во «Манн, Иванов и Фербер»)

Все хотят жить долго, но никто не хочет быть старым — по мнению Андре Алемана, это одно из главных противоречий современного взрослого человека. Однако так ли страшна старость? На этот вопрос профессор когнитивной нейропсихологии попробовал ответить в научно-популярной книжке. Оказалось, что не очень страшна, но есть нюансы.

Да, действительно, после 50 (а то и раньше — что скрывать) при встрече со знакомым у вас есть все шансы не вспомнить его имя. Еще больше вероятности, что вы непонятно где оставите ключи, а перед выходом из дома забудете выключить газовую плиту. Что поделать — по мере старения мозг и правда переживает необратимые изменения. Некоторые клетки уменьшаются в размерах, между некоторыми областями исчезают связи, ухудшается память и концентрация внимания, замедляются когнитивные способности.

Но есть и хорошие новости. Во-первых, ваше старение уже началось: начальные признаки снижения потенциала памяти фиксируются не в 50, а в 20 лет, просто после 50 этот процесс идет быстрее. Так что есть время привыкнуть.

Во-вторых, в ряде областей пожилые люди превосходят тех, кто моложе: общие знания об окружающем мире, например, у стариков обширнее. Да и словарный запас 80-летнего несопоставим с лексиконом 20-летнего не только по составу слов, но и по их количеству.

Еще, если верить профессору Алеману, с возрастом снижается уровень невротизма, и в 60 лет люди чувствуют себя спокойнее и счастливее, чем в 20 или 40. А жизненный опыт позволяет лучше разбираться в сложных социальных ситуациях. И даже если пожилой человек вдруг впадает в депрессию, она почти никогда не переходит в клиническую. Иными словами, в старости все только начинается. Во всех смыслах.

Виктория Уильямсон «Мы — это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом» (перевод Ю.Корнилович, изд-во «Манн, Иванов и Фербер»)

Интересы Виктории Уильямсон, выпускницы факультета психологии Йоркского университета в Великобритании, лежат на пересечении биологии, психологии и музыки (она еще и музыкант). Нельзя сказать, что в своей книге она открыла миру что-то, чего раньше не было известно, о воздействии музыки на мозг и поведение человека. Скорее, она весьма аккуратно, без спекуляции суммировала результаты научных изысканий в данной области.

Да, младенцы и правда на поздних сроках беременности матери распознают звуки внешнего мира и даже после рождения способны узнавать мелодию любимого маминого сериала. Во всех языках мира (а не только в русском) есть специальное (многим кажущееся дурацким) сюсюканье, на которое переходят взрослые, когда обращаются к младенцам. И оно не просто не вредно, а даже полезно — такое странное интонирование показывает ребенку, что разговаривают именно с ним, и помогает ему в будущем освоить вербальное общение. Сами по себе занятия музыкой помогают ребенку более чутко реагировать на речь.

Ни для кого не секрет, что подростки и молодые взрослые среди прочего используют музыку как регулятор эмоционального состояния. Музыка может быть способом деления на своих и чужих в обществе. У профессиональных музыкантов строение мозга немного отличается от людей других профессий, ведь специфика их работы заключается, среди прочего, в сложной координации рук при игре на музыкальных инструментах. Также у музыкантов весьма развита слуховая зона мозга (как у таксистов — отвечающая за пространственное ориентирование). Правда, что большинство людей, которые уверены, что у них нет слуха, просто не умеют петь. А музыкальный слух у них есть. Потому что людей с врожденной амузией так же мало, как дальтоников. Музыка на рабочем месте может помочь сосредоточиться (на сборочном конвейере, например) или, напротив, мешать рабочему процессу.

Ну и, наконец, заниматься спортом полезнее и приятнее под музыку — ведь музыкальный ритм помогает соблюдать ровный темп. Да кто же с этим спорит!

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше