На этой неделе Twitter представил сразу два нововведения. Рекламодателям предложили видеоролики, которые практически невозможно пропустить, а пользователям — алгоритмическое построение ленты новостей. Это не первые спорные изменения, последовавшие после возвращения сооснователя Twitter Джека Дорси на пост гендиректора компании. «Лента.ру» вспомнила последние нововведения сервиса и выяснила, получится ли у Дорси преодолеть кризис Twitter.
Ожидаемое возвращение
Сооснователь Twitter Джек Дорси официально возглавил компанию 5 октября 2015 года. После возвращения его негласно прозвали старым новым гендиректором — ведь он уже руководил сервисом в 2006-2008 годах. Свой уход тогда он объяснил желанием развивать сторонний проект — стартап для электронных платежей Square. Но, по слухам, акционеров не устраивала его излишне эксцентричная манера управления компанией.
Как только Дорси вновь оказался в кресле гендиректора, аналитики тут же усомнились в его способности совмещать две руководящие должности, тем более что Square готовился к IPO. Но инвесторы были настроены куда оптимистичнее, и акции Twitter сразу выросли на 1,9 процента.
Первым делом новый гендиректор сократил штат Twitter на 8 процентов, в рамках реструктуризации уволив 336 сотрудников, а затем анонсировал ряд масштабных преобразований.
#RIPTwitter?
Одним из них стало введение нового способа формирования новостной ленты. Компания решила отойти от хронологического принципа и теперь показывает пользователям твиты, «которые, вероятно, будут им наиболее интересны». При этом конкретные критерии отбора новостей администрация не раскрывает.
Лучшие сообщения будут размещаться в самом верху ленты, все остальные по-прежнему сохранят хронологический порядок. Кроме того, при обновлении ленты подборка лучших постов исчезает, и записи отображаются в привычном виде. Пока что функцию «показывать сначала лучшие твиты» можно по желанию включить в настройках аккаунта.
Тестировать нововведение компания начала еще в декабре 2015-го, и после новости о скором внедрении функции пользователи незамедлительно вывели в мировой топ хештег #RIPTwitter и спрогнозировали скорую кончину сервиса. Многие возмущались, что Twitter станет похож на Facebook.
Дорси в ответ на #RIPTwitter заверил пользователей, что компания «всегда к ним прислушивается и никогда не планировала поменять ленту новостей на следующей неделе». Через четыре дня администрация сервиса начала внедрять алгоритмическую систему.
Больше рекламы хорошей и разной
Другой спорной инициативой нового руководства стало изменение формата рекламы. Недавно Twitter представил премиальную видеорекламу: при открытии приложения или при входе в аккаунт она появляется вверху всех твитов, поэтому ее практически невозможно пропустить. Каждый день всем пользователям будет демонстрироваться один спонсорский ролик. По традиции услуга станет доступна сначала в США, в ближайшие месяцы — в остальных странах.
Результаты четвертого квартала 2015 года тоже оказались неутешительными: число активных пользователей Twitter в четвертом квартале 2015 года снизилось на два миллиона, что стало первым сокращением клиентской базы с 2013 года. Всего число пользователей составило около 305 миллионов человек в месяц, а за последний год выручка компании достигла 2,2 миллиарда долларов. При этом Facebook, Instagram, WhatsApp и WeChat с каждый годом увеличивают аудиторию, которая уже превысила показатели Twitter.
Но этого мало — компания решила заработать в том числе и на незарегистрированных пользователях. В декабре 2015 года Twitter стал показывать рекламу тем, кто не имеет аккаунта в соцсети, то есть примерно 500 миллионам человек в месяц. Тестирование новой функции началось в США, Великобритании, Японии и Австралии, в ближайшем будущем опцию запустят и в других странах.
В то же время компания по собственной инициативе избавила от просмотра рекламы небольшую группу пользователей, в которую вошли знаменитости с огромной базой подписчиков и те, чьи твиты активно цитируются. У одних объявления полностью исчезли из ленты, у других количество их значительно сократилось. Таким образом компания рассчитывает повысить лояльность своей основной аудитории.
Верните звезду на место
3 ноября 2015 года стало известно, что компания отказывается от «звездочек» («Избранное») в пользу «сердечек» («Нравится»). Нововведение объяснили тем, что сердце — более универсальный символ, понятный людям различных культур. Кроме того, иконка понравилась участникам бета-тестов нового дизайна. Изменения произошли и в сервисе микроклипов Vine.
Вскоре в русскоязычном сегменте Twitter топ возглавил хэштег #вернитезвездунаместо. Свои прощания со «звездами» англоязычные юзеры высказывали по хештегу #TwitterHeart. Некоторые посчитали, что переход на лайки лишил сервис индивидуальности и сделал слишком похожим на Facebook, Instagram и другие социальные сети. Другие же искали способы вернуть звездочки с помощью плагинов.
Что дальше?
После всех неоднозначных изменений главным вопросом по-прежнему остается будущее компании и ее гендиректора.
Известно, что долгожданную функцию редактирования твитов, о которой Дорси лично просила Ким Кардашьян, в ближайшее время все же не введут. По словам топ-менеджера Twitter Кевина Вайля, компании требуется время, чтобы рассмотреть возможные варианты злоупотреблений этой возможностью. Например, пользователь добавил комментарий к определенному ретвиту, однако первоисточник затем может полностью изменить смысл текста.
А вот расширение ограничения на количество знаков в твите, по слухам, уже не за горами. Дорси намекнул, что отнюдь не против подумать об этом, а в СМИ уже сообщили о планах Twitter увеличить лимит с 140 до 10 000 знаков.
В 2016 году компания планирует сфокусироваться на борьбе с троллями и оскорблениями в соцсети (для этого уже был запущен Twitter Trust and Safety Council), продвижении видеотрансляций (Twitter владеет приложением Periscope) и налаживании отношений с независимыми разработчиками приложений для платформы.
Надо отметить, что Twitter до сих удалось сохранить действительно уникальную концепцию: это удобное место для получения и публикации важной информации, которая представлена в виде коротких и быстрых в распространении твитов. Несмотря на противоречивые изменения у сервиса имеется свое ядро, которое готово принять перемены Джека Дорси. Ведь в свое время Павел Дуров все же убрал стену из «ВКонтакте», и, невзирая на отрицательную реакцию пользователей, соцсеть живет и развивается. Поэтому конец Twitter пока предрекать не стоит.